ИКОНОГРАФИЯ

0 комментариев

ИКОНОГРАФИЯ - каноническая система изображения (смотрите Канон) каких-либо персонажей или сюжетов, характеризующаяся созданием художественных форм с устойчивым значением.

Ранее относящееся преимущественно к христианскому искусству, это понятие в современной науке охватывает всю сферу изобразительной деятельности человека от доисторических наскальных рисунков до современности. Иконографию определяют 2 важнейших момента: повторяемость характерных черт архетипа, или первообраза, и сохранение того же смыслового содержания при повторениях. Иконография присуща, как правило, религиозному и официальному светскому искусству, в котором элементы изображения имеют смысловое и символическое значение.

Каноны и типы изображения «являются средствами дефиниции и различения, применяемыми к данному образу» (Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. М., 2002. С. 155). Иконографический тип фиксирует не только характерные и узнаваемые черты, атрибуты персонажа, но и особенности его внутреннего образа, сообщая о значении данной личности в религиозной системе или о ее исторической роли, т. е. доносит до зрителя все то, что лежит в основе почитания святого или исторического лица. Основываясь на реальном портретном облике, иконография, как правило, идеализирует образ. Иконография отдельного святого, мифологического персонажа или исторического лица формируют различные типы его изображения.

Иконография событий или сюжетов характеризуется определенным схематизмом. Устойчивые системы изображения сюжетов называются иконографическими изводами. Одно и то же событие, например сюжеты евангельской истории, может иметь несколько традиционных вариантов изображения. Сложение иконографических изводов связано не столько с изменением художественных или стилистических особенностей эпохи, сколько с обращением к различным литературным источникам. В обиходе средневековых художников имелись книги образцов (смотрите статью Иконописный подлинник), содержащие краткие описания типичных черт персонажей и схемы изображения сюжетных композиций, позволяющие живописцам удерживать и передавать без ошибок или произвольной трактовки традиционно сложившиеся иконографические каноны.

Иконография присуща также обрядовым действиям. Так, в христианской культуре была разработана иконография молитвенных шествий, в античной культуре - иконография воинского триумфа, в сакрализованном светском культе - иконография коронования государя или императорских похорон.

Системы иконографии, как правило, связаны с богослужением и церковным обрядом, в котором регламентация формы и наличие строгих правил являются необходимым условием для передачи содержания, исключающего ошибки или произвольное толкование. Вместе с тем иконография объективно отражает культурно-исторические процессы, она неразрывно связана не только с сюжетной канвой, но и с характерными для определенной эпохи образами, стилем, поэтикой. Поэтому, несмотря на стабильность, схемы иконографии обладают подвижностью, развитием, многоплановыми связями художественного образа с разными сферами культуры, а также с социальной и политической историей. Безусловная значимость изобразительного искусства в религии и официальной церемониальности культуры Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима обусловила развитие иконографии как необходимой составной части искусства этих государств и в целом Древнего мира.

В христианской традиции изобразительное искусство достигло небывалой высоты в связи с тем, что в основе христианства лежит факт воплощения Бога Слова, засвидетельствованный Его образом. Исключительное значение иконографии для христианского искусства обусловлено важностью не только узнаваемости, но и прежде всего догматической достоверности изображения, его соответствия священным текстам, чей смысл Церковь раскрывает и уточняет в ходе своей истории.

Теоретической основой христианской иконографии является учение об образе, выработанное в творениях святых отцов в ходе борьбы с иконоборческой ересью. Соотнесенность изображений с текстами Ветхого и Нового заветов, богослужением, произведениями гимнографии, агиографии, гомилетики, с одной стороны, обусловила неизменность некоторых иконографических схем, сохраняющихся с раннехристианского до настоящего времени, с другой - повлекла возникновение новых изобразительных форм как отклик на актуальные богословские проблемы.

В современной науке понятие иконография распространилось на церковную архитектуру. Использование в зодчестве в качестве архитектурных образцов зданий или их элементов, имеющих священное или историческое значение, или таких сакральных единиц, как «мера Гроба Господня», наделяет памятники архитектуры определенным символическим смыслом. Устойчивое повторение типологических черт оказывается не данью художественной традиции, а приемом, позволяющим создать содержательный архитектурный образ. Само же произведение архитектуры условно приближается к тексту, рассчитанному на прочтение.

2. В искусствознании иконография - это научное направление, предметом исследования которого являются темы и мотивы изобразительного искусства. Иконография занимается истолкованием сюжета, фигур и символов произведения искусства. Иконографический метод сложился в середине XIX века в связи с задачами изучения средневекового искусства и успешно развивался учеными Франции, Германии, Великобритании и России.

Иконография исследует прямую связь изображения и текста в отличие от иконологии - научного метода, в основе которого лежит анализ и интерпретация изменчивого содержания и символики изображенных предметов с учетом контекста современных художнику поэтических или философских литературных источников, оказавших влияние на значение соответствующих мотивов. У истоков иконографии как основного направления науки о христианских древностях, базирующегося на сочетании описательных принципов классификации изображений и церковно-исторического подхода, лежит сочинение А. Н. Дидрона «Иконография. История Бога» (Didron A.-N. Iconographie Chrétienne: Histoire de Dieu. P., 1843) и опубликованный им афонский иконописный подлинник (Manuel d'iconographie chrétienne, grecque et latine. P., 1845). В середине - 2-й половине XIX века были созданы фундаментальные исследования (Twining L. Symbols and Emblems of Early and Mediaeval Christian Art. L., 1852; Fleury de Ch. R. L'évangile, études iconographiques et archéologiques. Tours, 1874. 2 vol.; Piper F. Mythologie und Symbolik der christlichen Kunst von der ältesten Zeit bis in's 16. Jh. Weimar, 1847-1851. 2 Bde) и изданы энциклопедии и словари (Martigny J.-A. Dictionnaire des Antiquités Chrétiennes. P., 1865; Kraus Fr. X. Real-Encyclopädie der christlichen Alterthümer. Freiburg i. Br., 1880-1886. 2 Bde), их научное значение для иконографии сохраняется до настоящего времени.

Успехи в изучении иконографии в значительной мере были обусловлены изданиями памятников христианской археологии, а также критической публикацией средневековых текстов - агиографических произведений, святоотеческой литературы, апокрифов (Bosio A. Roma sotterranea. R., 1632; Nessel D., de. Breviarium et supplementum Commentariorum Lambecianorum, sive Catologus aut recensio specialis. Vindobonae; Norimbergae, 1690; Albani A. Menologium Graecorum. Urbinum, 1727; Migne J.-P. Patrologiae cursus completus. Ser. latina. P., 1844-1855; Tischendorf С. Evangelia apocrypha. Lpz., 1853; Garrucci R. Storia dell'arte cristiana nei primi otto secoli della Сhiesa. Prato, 1872-1880. Vol. 1-6).

Заслуга в создании научной школы, определившей развитие иконографического метода в России, принадлежит Ф. И. Буслаеву (1818-1897 годы). Изучая древние рукописи, украшенные миниатюрами, он пришел к выводу о глубинной связи изображения и слова как специфической черте средневековой культуры. Особенности иконы виделись прежде всего в ее содержании. Поиск литературных источников, позволяющих интерпретировать содержание иконного образа, вышел на 1-й план исследования ученого, свой метод он назвал сравнительно-историческим. Согласно Буслаеву, церковное искусство предстает как «необъятная иллюстрация Священного Писания и церковных книг». В основу сравнительно-исторического метода легло подмеченное автором стилистическое единство памятников литературы и изобразительного искусства одной эпохи. Работы Буслаева (Общие понятия о русской иконописи. М., 1866; Русский лицевой Апокалипсис: Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI века по XIX век. СПб., 1884; Исторические очерки русской словесности и искусства. СПб., 1861. 2 т.; смотрите также статьи в: Собрании сочинений. СПб., 1908. Т. 1; 1910. Т. 2; Л., 1930. Т. 3) заложили фундамент науки о византийском и древнерусском искусстве.

Дальнейшая разработка научного метода иконографического исследования принадлежит ведущему ученому школы Буслаева Н. П. Кондакову (1844-1925 годы; История византийскогоискусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Од., 1876; Византийские эмали: История и памятники византийской эмали: [Собр. А. В. Звенигородского]. СПб., 1892; Лицевой иконописный подлинник: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: Исторический и иконографический очерк. СПб., 1906; Иконография Богоматери. СПб., 1914-1915. 2 т.). Он писал, что «памятник должен быть освещен предварительно сам по себе, по своим историческим признакам, и эти признаки должны быть затем указаны как исторические черты, в ходе иконографического типа, сюжета, в движении художественной формы» (Кондаков Н. П. Византийские эмали. СПб., 1892. С. 254). «Перевес и авторитет» будут за тем разделом науки, «который будет построен на исследовании формы и сравнительного изучения ее исторического движения» (Он же. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 3). Успешно применял сравнительно-исторический метод и др. ученик Буслаева, А. И. Кирпичников (1845-1903 годы; Взаимодействие иконописи и словесности народной и книжной // Тр. VIII Археол. съезда в Москве, 1890. М., 1895. Т. 2. С. 213-229; Деисус на Востоке и Западе и его параллели // ЖМНП. 1893. Ч. 290. № 11. Отд. 2. С. 1-26). К иконографическому направлению принадлежат труды Н. П. Лихачёва (1862-1936 годы; Материалы для истории русского иконописания: Атлас. СПб., 1906. 2 ч.; Историческое значение итало-греческой иконописи. СПб., 1911).

Исследование графа А. С. Уварова (1825-1884 годы) «Христианская символика» (М., 1908) было первым в русской науке фундаментальным трудом по раннехристианской иконографии. В работе, построенной на богатейшем эпиграфическом материале, рассмотрены надписи и изображения на надгробиях, монетах, предметах христианского обихода, росписи катакомб проанализированы с точки зрения их смыслового содержания. Привлечение многочисленных текстов раннехристианских авторов позволило адекватно интерпретировать как словесные, так и изобразительные символические образы.

Наиболее значительным представителем иконографического направления в русской науке был Н. В. Покровский (1848-1917 годы). Ученый считал, что именно в искусстве Православие находит полное выражение. В фундаментальном исследовании христианской иконографии «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских» (СПб., 1892), являющемся до настоящего времени непревзойденным, показано историческое развитие иконографии евангельских сюжетов на протяжении более чем тысячелетнего периода. Помимо тщательного сбора и анализа изобразительных источников Покровский привлекал исторические источники, святоотеческую литературу, произведения гимнографии, позволяющие выяснить смысловое значение образа и дать научную интерпретацию фактического материала. Т. о., ученый ставил задачу сравнительного изучения памятников изобразительного искусства и словесности, развивая методологические принципы, заложенные Буслаевым.

Иконографическое направление представлено также работами учеников Кондакова: Е. К. Редина (1863-1908 годы; Христианская топография Козьмы Индикоплова по греческим и русским спискам. М., 1916) и Д. В. Айналова (1862-1939 годы), комплексно исследовавшего иконографические и стилистические проблемы христианского искусства (Эллинистические основы византийского искусства. СПб., 1900), в работах А. П. Голубцова (1862-1911 годы; Из христианской иконографии: [Сборник доклпдов, прочитанных на Археологических съездах]. Серг. П., 1903), исследователя литургических памятников. Голубцов дополнил метод иконографического анализа изучением влияния богослужения на иконные образы. Это направление исследований в иконографии стало ведущим в науке XX веке.

Достижения русской, немецкой и французской науки в области христианской иконографии, взаимно обогащая друг друга, заложили фундамент медиевистики XX века. Издание словарей и компендиумов по иконографии расширило возможности сравнительного исследования памятников (Dictionnaire d'archéologie chrétienne et de liturgie / Ed. F. Cabrol et H. Leclercq. P., 1907-1952. 15 t.; Künstle K. Ikonographie der christlichen Kunst. Freiburg i. Br., 1926, 1928. 2 Bde).

В русле исследований иконографии в научный оборот был введен пласт поздневизантийского искусства Балкан (Millet G. Recherches sur l'iconographie de l'Evangile aux XIVe, XVe et XVIe siècles d'après les monuments de Mistra, de la Macédoine et du Mont-Athos. P., 1916; idem. Broderies religieuses de style byzantin. P., 1939-1947. 2 vol.). Благодаря обобщающему исследованию Кондакова «Русская икона» (Прага, 1928-1933. 4 т.) достоянием мировой науки стала русская иконопись. Развитию иконографического метода способствовало издание в Праге научного журнала «Seminarium Kondakovianum» («Сборник статей по археологии и византиноведению», с 1937 года - «Анналы Института имени Н. П. Кондакова»; 1927-1938, 1940. Вып. 1-10, 11).

В ХХ веке европейская иконографическая школа развивалась под влиянием трудов А. Грабара (1896-1990 годы), ученика Кондакова и Айналова, эмигрировавшего во Францию, где им были написаны работы, определившие магистральное направление мировой византинистики (L'Empereur dans l'art Byzantin. P., 1936; Martyrium: Recherches sur le culte de reliques et l'art chrétienne antique. P., 1946. 3 t.; Christian Iconography: A Study of Its Origines. Princeton, 1968; Les voies de la création en iconographie chrétienne: Antiquité et Moyen Âge. P., 1979). Иконографический метод приобрел новое качество в работах Грабара. Ученый рассматривал явления византийской культуры в широком историческом контексте, выявляя источники художественной формы, иконографических тем и смыслового содержания в сопоставлении с памятниками поздней античности, раннего средневековья, западноевроп. традиции на колоссальном материале всех видов искусства. Исследование византийского иконоборчества (L'iconoclasme byzantin: Dossier archéologique. P., 1957) позволило ученому подойти к проблеме не только с точки зрения истории искусства, но вплотную приблизиться к пониманию самого явления христианского образа, смысла иконы, осветить богословский аспект христианского искусства.

Научная методология Грабара плодотворно применялась и разрабатывалась в трудах его учеников и последователей (Г. Бабич, Т. Вельманс, М. Гаридис, С. Дюфренн, П. Мийович, Ж. Лафонтен-Дозонь, М. Теохари, А. Фролов и др.). Иконографический метод позволил исследовать смысл живописной декорации византийского храма (Demus O. Byzantine Mosaic Decoration: Aspects of Monumental Art in Byzantium. L., 1947), особенности книжной иллюстрации (Weitzmann K. Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumination. Chicago; L., 1971).

Одним из важнейших направлений иконографического метода является анализ взаимосвязи литургии и искусства (К. Уолтер, Х. Бельтинг, Н. Паттерсон-Шевченко). В советской науке иконографический метод, вытесненный формально-стилистическим анализом, возродился в виде вспомогательной методики каталогизации музейных собраний (Антонова, Мнева. Каталог; Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея: Кат. икон. М., 1977). В трудах В. Н. Лазарева (1897-1976 годы) иконографический метод получил развитие как элемент комплексного подхода (Мозаика Софии Киевской. М., 1960; История византийской живописи. М., 1947, 19862. 2 т.), а также как самостоятельный инструмент исследования (Этюды по иконографии Богоматери // Лазарев В. Н. Византийская живопись: Сборник статей. М., 1971. С. 282-290, 317-323).

На развитие иконографического метода исследования произведений христианского искусства оказали огромное влияние успехи филологической науки. Текстология средневековой литературы, которой занимались ученые школы Д. С. Лихачёва, оказала методологическое влияние на исследования иконографии, в значительной мере опиравшиеся на результаты изучения истории текста (Взаимодействие литературы и изобразительного искусства Древней Руси / Реактор.: Д. С. Лихачёв // ТОДРЛ. 1966. Т. 22; Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства // Там же. 1985. Т. 38).

В работах Э. С. Смирновой (Живопись Великого Новгорода: середина XIII - начало XV веков, М., 1976; Лицевые рукописи Великого Новгорода: XV века. М., 1994) и Г. В. Попова (Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI веков М., 1979 - в соавторстве с А. В. Рындиной) проблемы иконографии рассматриваются в ряду важнейших аспектов изучения памятников средневекового искусства, а иконографический метод исследования приобретает самостоятельное значение, соответствующее современному состоянию науки.

Исследованиями В. И. Вздорнова (Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М., 1976; Волотово: Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989) и Л. И. Лифшица (Монументальная живопись Новгорода XIV-XV веков. М., 1987; Очерки истории живописи древнего Пскова: середина XIII - начало XV веков: Становление местной художественной традиции. М., 2004) было продолжено иконографическое направление в изучении памятников монументальной живописи, возрожденное Лазаревым. Изучение иконографической программы росписи стало обязательным элементом комплексного исследования стенописи.

Успешно применяется иконографический метод при изучении книжной миниатюры (О. И. Подобедова), памятников прикладного искусства (Рындина, И. А. Стерлигова). Плодотворно развивается направление иконографического исследования архитектуры (А. Л. Баталов, Вл. В. Седов). В настоящее время иконографический метод стал ведущим в исследованиях средневекового искусства (И. Л. Бусева-Давыдова, Н. В. Квливидзе, А. М. Лидов, Н. В. Пивоварова, В. Д. Сарабьянов, И. А. Шалина, О. Е. Этингоф и др.). Особенностью современной методологии является комплексный подход, учитывающий результаты исследований филологических, исторических и богословских наук.

©Православная Энциклопедия

Литература
  • Séroux d'Agincourt S. J.-B.-L.-G. Histoire des l'art. P., 1823. Vol. 4, 5
  • Didron A.-N. Bulletin Archéologique du Comité des Arts et Monuments. P., 1840-1847. 4 vol.
  • Annales archéologiques. P., 1844-1881
  • Molanus I., Paquot J. N. De Historia SS. imaginum et picturarum. Lovanii, 1771
  • Rossi M. de. La Roma sotterranea cristiana. R., 1864-1877. 3 vol. in 6
  • Bordier H. Description des Peintures et autres ornements contenus dans les manuscrits grecs de la Bibliothèque nationale. P., 1883-1884. 4 t.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты