ИИУЙ

0 комментариев

ИИУЙ - деятый израильский царь, пришедший к власти в ходе вооруженного восстания около 841-814 годов до Рождества Христова.

Он стал основателем одной из 2 могущественных династий Северного царства, которая правила в Израиле почти 100 лет (841-747 годы - 4 Цар 10. 30; 15. 12). История Ииуйя содержится в 4 Цар 9-10, кратко пересказана в Книге Паралипоменон (2 Пар 22. 7-9; ср.: 2 Пар 22. 7 и 4 Цар 9. 21; 2 Пар 22. 8 и 4 Цар 10. 12-14). Происхождение Ииуйя неизвестно: в большинстве стихов он именуется сыном Намессии (3 Цар 19. 16; 4 Цар 9. 20; 2 Пар 22. 7), но в 4 Цар 9. 2, 14 назван сыном иудейского царя Иосафата, сына Намессии. Возможно, Намессия был родоначальником династии, к которой принадлежал Ииуй, и обращение к нему позволяло избежать сопоставления с Южным царством (Thiel. P. 670).

Во времена правления царя Ахава Ииуй обладал высоким положением при царском дворе (4 Цар 9. 25); при сыне Ахава царе Иораме Ииуй служил начальником войска, располагавшегося лагерем в Рамофе Галаадском в Северном Заиорданье для противостояния арамеям. Восстание Ииуйя  было поддержано войском, при затянувшемся конфликте с арамеями военные нуждалась в более успешном, нежели Иорам, лидере. Ученик пророка Елисея тайно помазал Ииуйя на царство и повелел именем Господа истребить дом Ахава (4 Цар 8. 27; 9. 1-13; ср.: 1 Цар 9. 16; 16. 1-13). Ииуй был торжественно провозглашен царем израильским войском (4 Цар 9. 13). В бою с арамеями Иорам был ранен и вынужден был вернуться во 2-ю царскую резиденцию в Изреель (4 Цар 8. 28-29; 9. 14-15). И. вероломно убил Иорама (4 Цар 9. 23-26), жестоко расправился с его матерью Иезавелью. Иудейский царь Охозия, находившийся при дворе Иорама, бежал (4 Цар 8. 29; 9. 16), но был смертельно ранен воинами Ииуйя и умер в Мегиддо (4 Цар 9. 27-28).

Ииуй казнил 42 представителей царского дома Охозии при Беф-Екеде (4 Цар 10. 12-14), нанеся тем самым серьезный удар по династии Давида; в результате на престол Иудеи взошла царица Гофолия из династии Амврия (4 Цар 11. 1-3). Ииуй послал в столицу Самарию к старейшинам города письмо, в котором предложил возвести на престол одного из сыновей Иорама, который смог бы защитить их от внешних врагов (4 Цар 10. 1-3). Старейшины, понимая нестабильность своего положения, поспешили выказать повиновение Ииуйе (4 Цар 10. 4-5), тогда Ииуй потребовал в знак их преданности доставить головы царских сыновей в Изреель (4 Цар 10. 6-8).

Восстание Ииуйя поддержали представители неимущих слоев населения, недовольные бедственным положением из-за экономической политики царей из дома Амврия. По дороге в столицу к Ииуйе примкнул Ионадав, предводитель рехавитов - обособленной и малоимущей социальной группы в древнем Израиле, сумевшей избежать чуждых религиозных влияний. Ионадав помог Ииуйе в истреблении потомков Ахава (4 Цар 10. 17) и устранении культа Ваала (4 Цар 10. 22-27). Поддержка рехавитов укрепила позицию Ииуйи, который чтил традиции истинного богопочитания в Израиле (4 Цар 10. 15-16). Взойдя на престол, Ииуй казнил оставшихся членов дома Ахава, подобно узурпаторам трона в Северном царстве (2 Цар 15. 29; 16. 11). Кровавая расправа Ииуй свидетельствует о том, что он рассматривал членов иудейской и израильской царских семей как возможных претендентов на трон династии Амврия.

Став царем, Ииуй боролся с финикийским культом, проявив себя ревностным последователем веры в Господа и противником религиозного синкретизма. Он казнил всех пророков Ваала, собрав их в святилище в Самарии, разрушил храм Ваала и устроил там отхожее место (4 Цар 10. 18-27). Но Ииуй не упразднил золотых тельцов, установленных Иеровоамом I в Вефиле и Дане, почитание которых осуждалось пророками Илией и Елисеем. Вероятно, поддержкой этих местных святилищ Ииуй стремился воспрепятствовать посещению народом Иерусалима как религиозного центра (ср.: 3 Цар 12. 26), по этому поводу в Священном Писании было сказано, что «Ииуй не старался ходить в законе Господа, Бога Израилева, от всего сердца» (4 Цар 10. 31).

Уничтожение дома Амврия привело к ослаблению связей Израиля с Иудеей и Финикийским царством, это подтолкнуло арамейское царство Дамаск усилить давление на Северное царство. Опасаясь вторжения арамейского царя Азаила, Ииуй обратился за помощью к Ассирии. В анналах ассирийского царя Салманасара III упоминается о дани, заплаченной Ииуйей, который именуется «сыном Амврия» (Iaúa mar Humri - ANET. P. 280). Эта ошибка не столько показатель неосведомленности ассирийцев относительно смены династии в Израиле, сколько подтверждение международного значения династии Амврия. В 841 году до Р. Х. Салманасар выступил против Азаила и осадил его в Дамаске; затем направился на юг к Харрану, разрушая по пути арамейские города. В месте Ваал-Рош (на финикийском побережье) он собрал дань у Ииуйи и правителей Тира и Сидона. Сцена уплаты дани Салманасару представлена на рельефе, именуемом «Черный обелиск», где Ииуй изображен простертым ниц перед ассирийским царем. Ассирийская кампания 841-838 годов до Р. Х. против Азаила не позволила арамеям воспользоваться внутренним беспорядком, охватившим Израильское царство после переворота Ииуй. В последующие годы, когда Ассирийская империя пришла в упадок, Азаил вторгся в Северное царство и завладел израильской частью Заиорданья вплоть до Арнона (4 Цар 10. 32-33). Время правления Ииуйи и его сына Иохаза стало периодом господства арамеев над Израилем.

Поступки Ииуй в исторических книгах Ветхого завета получили положительную трактовку, поскольку рассматривались в контексте беспощадной борьбы пророков Илии и Елисея против финикийских культов Ваала и Астарты ради утверждения почитания истинного Бога (3 Цар 19. 15-18). За успешное искоренение культа Ваала Ииуйе и его династии было предсказано длительное правление (4 Цар 10. 30). Однако в последующей пророческой традиции поступки Ииуйя  осуждаются: устроенная Ииуйем кровавая резня в Изрееле, согласно пророку Осии, стала виной всего народа и одной из причин падения Северного царства (Ос 1. 4).

Иллюстрация:

Царь Ииуй приносит дань ассир. царю Салманасару III. Рельеф «Черного обелиска». Ок. 841 г. до Р. Х. (Британский музей, Лондон). Архив ПЭ.

©Православная Энциклопедия

Литература
  • Bright J. A. History of Israel. L., 1960. P. 231-236
  • Thiel W. Jehu // ABD. Vol. 3. P. 670-673
  • Bustanay O. Jehu // EJud. Vol. 11. P. 113-114

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты