ИЕЗЕКИИЛЬ

0 комментариев

ИЕЗЕКИИЛЬ - ветхозаветный пророк.

Пророческое служение Иезекииля совершал среди иудейских переселенцев во время вавилонского плена. Первое зафиксированное пророчество  Иезекииля, по всей вероятности, относится к 593 году до Р. Х. (Иез 1. 2); последнее - к 571 году до Р. Х. (Иез 29. 17). Помимо книги пророка (Иез 24. 24) имя  Иезекииля в канонических книгах Ветхого Завета упоминается лишь однажды - в послепленном списке священников (1 Пар 24. 16), который, возможно, относится к началу V века до Р. Х. Имя отца  Иезекииля - Вузий ( ) (Иез 1. 3). В жизнеописании пророка, восходящем к еврейскому источнику (ср.: BHG, N 1586; PG. 92. Col. 387-392; Epiphanius. Vitis Prophetarum. 9 // PG. 43. Col. 401-403), сообщается, что родиной  Иезекииля была Сарира.  Иезекииль назван священником (Иез 1. 3), что подтверждается знанием священных обрядов, тщательным исполнением закона (смотрите, например: Иез 4. 14). По мнению некоторых исследователей (Скабалланович. 1909 год. С. 192), род пророка в Иерусалиме занимал невысокое положение (имя отца  Иезекииля Вузий переводится как «пренебреженный»), другие же, основываясь на Иез 44. 10-14, утверждают, что пророк принадлежал к аристократическому священническому роду садокидов (Zimmerli. 1979. P. 52). Клименту Александрийскому известно предание, согласно которому отец  Иезекииля был пророком (Clem. Alex. Strom. I 121. 3). (Климент также опровергает высказывавшееся в его время мнение, что ассириянин Назарат, учитель Пифагора, был учителем  Иезекииля в Вавилонии (Ibid. 70. 1).)

Надписание книги содержит указание на время призвания  Иезекииля на служение: «В пятый день месяца, [это был пятый год от пленения царя Иоакима], было слово Господне к Иезекиилю...» (Иез 1. 2). Иудейский царь Иоаким был взят в плен вавилонским царем Навуходоносором в 598 году до Р. Х. (4 Цар 24. 10-17), следовательно, годом призвания Иезекииля был 593 год до Р. Х. (Blenkinsopp. 1990. P. 16). Вместе с тем, согласно Иез 1. 1, это «было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца… отверзлись небеса, и я видел видения Божии». Упоминание в обоих случаях реки Ховар дает основание считать, что речь идет об одном событии. Однако если датирование событий от пленения Иоакима характерно для всей книги (например: Иез 8. 1; 20. 1; 24. 1; 26. 1; 29. 1, 17), то единого понимания выражения «и было в тридцатый год» в традиции и среди современных исследователей нет. Автор арамейского Таргума на Книгу пророка  Иезекииля, с которым согласен блаженный Иероним, как и некоторые современные библеисты (например: Blenkinsopp. 1990. P. 16), считает, что пророческое призвание 593 года до Р. Х. датируется в книге от события обнаружения в храме священником Хелкией «книги закона» (4 Цар 22. 8) во время реформы царя Иосии. Некоторые исследователи считают, что «тридцатый год» указывает на возраст  Иезекииля, в который он был призван к пророческому служению (Eichrodt. 1970. P. 52; Zimmerli. 1979. P. 113-115, а также мн. древнехристианские авторы: Ориген (Orig. In Ezech. hom. 1. 4 // PG. 13. Col. 672), святитель Григорий I Великий (Greg. Magn. In Ezech. 2. 2-5 // PL. 76. Col. 796-797) и др.). Согласно иудейскому закону, возраст начала служения священника при скинии составлял 30 лет (Числ 4. 30), и  Иезекииль мог быть призван к пророческому служению в том же году, когда его посвятили во священника. В таком случае годом рождения пророка мог быть 623 или 622 год до Р. Х. Поэтому свидетельство Иосифа Флавия о том, что  Иезекииль был отроком, когда его отвели в плен (Ios. Flav. Antiq. X 6. 1-5), представляется малоубедительным, прежде всего по причине хорошего знания Иезекииля храмового устройства и службы (Orelly. 1909. P. 253).

 Иезекииль был среди иудеев, переселенных в Вавилон после 1-го взятия Иерусалима (597 год до Р. Х.), в числе которых были воины, художники и строители (4 Цар 24. 16), а также священники (Иер 29. 1). Вскоре после этого он поселился в иудейском селе Тель-Авив при реке Ховар (Иез 3. 15). Эту реку нельзя отождествлять с рекой Хавор (4 Цар 17. 6; 18. 11), которая впадает в Евфрат у Кархемиша (на границе современной Турции и Сирии), где жили изгнанники из Северного царства. Ховар, согласно вавилонским источникам, был каналом, который окружал центральную часть города Ниппур, расположенного на равнине на юге Вавилонии (Blenkinsopp. 1990. P. 17). На момент переселения  Иезекииль скорее всего был женат (смотрите: Иез 24. 15-18).

Большая часть видений и пророчеств  Иезекииля относится к периоду между 593 и 585 годами до Р. Х. (Blenkinsopp. 1990. P. 4). Первое видение  Иезекииля (Иез 1. 1 - 3. 15) было связано с его призванием к пророческому служению и по времени совпало с восстанием царя Седекии, спровоцированным египетским фараоном Псамметихом II.  Иезекииль, как и его старший современник пророк Иеремия, выступал против планов Седекии и его советников восстать против Вавилона (ср.: Иез 12. 1-15; 17. 1-22; 21. 18-32).

Большую, чем у др. пророков, роль в проповеди  Иезекииля играли символические действия, прообразующие катастрофу, которая постигнет Иудею за грехи народа: долгое молчание, запирание себя в доме (Иез 3. 24-26), изображение на кирпиче Иерусалима и его осады (Иез 4. 1), лежание то на левом, то на правом боку, питание нечистой пищей, обривание волос (Иез 4-5) - последние 3 действия представляли Иерусалим осаждаемым, голодающим и завоеванным.

Пророчество об осаде и о взятии Иерусалима, произнесенное в январе 588 года до Р. Х., знаменовало начало осады города вавилонянами (Иез 24. 1-2).

В период осады и непосредственно после взятия Иерусалима (с января 587 года по февраль 585 года до Р. Х.)  Иезекииль провозгласил ряд пророчеств о карах, которые постигнут соседние языческие народы: Египет, его народ и лично фараона (Иез 29. 1-20; 30. 20-21; 31. 1-18; 32. 17-32; ср.: 32. 1-16), Тир (Иез 26), аммонитян, моавитян, эдомлян, филистимлян и жителей Сидона (26-28). Т. о., если главы 1-24 возвещают осуждение Израиля, то, начиная с 25-й гл., в пророчествах Иезекииль, обращенных к иудейским переселенцам, говорится об осуждении языческих народов и, следовательно, о спасении Израиля. Вероятно, именно это различие в характере пророчеств имел в виду Иосиф Флавий, когда свидетельствовал о том, что Иезекииль «оставил две книги» (Ios. Flav. Antiq. X 79), что соответствует также и талмудическому разделению Книги пророка Иезекииля (Greenberg. 2007. P. 635). На протяжении более 10 лет (с 586 по 573 год до Р. Х.) после взятия Иерусалима Иезекииль обращался к израильтянам со словом утешения, говорил о конце изгнания и возвращении на родину, где народ Божий должно ожидать вознаграждение - обновленный храм, видение о котором Бог явил пророку в начале 573 года до Р. Х.

Иосиф Флавий сообщает, что пророчества Иезекииля были записаны (ср.: Иез 24. 2; 42. 11) и отосланы пророком в Иерусалим. Иосиф знает и причину (не упомянутую в книге пророка), по которой Седекия отказался доверять предсказаниям Иезекииля и Иеремии: «Иезекииль расходился с Иеремиею в том, что Седекия не увидит Вавилона, а Иеремия утверждал, что царь вавилонский уведет его с собою в качестве военнопленного» (Ios. Flav. Antiq. X 7. 2). Именно поэтому царь не поверил пророкам. Предсказание Иезекииля о том, что Седекия не увидит Вавилона, исполнилось в том, что царь был взят в плен и ослеплен (Ibid. X 8. 2).

Книга пророка Иезекииля умалчивает о последних годах его жизни и о кончине. Согласно древнему преданию, Иезекииль был убит в Вавилоне «судией своего народа, которого он обвинил в идолослужении, и был похоронен в гробнице Арфаксада, сына Сима, сына Ноя» (Epiph. De prophet. 9 // PG. 43. Col. 401; Athanas. Alex. De incarn. Verbi // PG. 25. Col. 160), в Эль-Кифле, что в 32 км от города Эль-Хилла, в современном Центральном Ираке.

В апокрифическом «Апокалипсисе Павла» сообщается об обстоятельствах гибели пророка: «сыны Израиля» протащили его «за ноги по камням на гору», пока не выбили ему мозги (Apос. Paul. 25. 49). Схоже с этим рассказом описание, содержащееся в сирийских «Деяниях Филиппа», где обращенный в христианство еврей Ханания, упрекая иудеев за неприятие посланных Богом пророков, говорит: «Явился у вас Иезекииль-пророк, за ноги его волочили, покуда мозг не вытек» (Acta Philip. 6). О смерти Иезекииля и о его чудесах говорится также в более поздних апокрифических текстах, например в жизнеописании, помещенном в армянской рукописи Книги пророка Иезекииля. Здесь, в частности, повествуется о том, как Иезекииль заморозил реку Ховар, чтобы дети израильтян могли безопасно ее перейти, а также о том, что Иезекииль должен был быть похоронен в гробнице Мелхиседека (Vitae Prophetarum // Armenian Apocrypha: Relating to the Patriarchs and Prophets / Ed. M. E. Stone. Jerusalem, 1982. P. 163, 165).

В Синаксаре Константинопольской церкви (конец X века) имеется служба, посвященная пророку (SynCP. Col. 831-832, 837), его имя содержится в Мартирологе Беды под 10 апреля, а также в Мартирологах Флора Лионского, Адона Вьеннского и в Малом Римском мартирологе (Peretto. 1964. Col. 418).

Иконография

В византийской иконографии облик Иезекииля сложился позднее, чем внешний вид 3 др. «больших» пророков. Вначале Иезекииля, как и др. пророков, изображали в виде юноши в светлых одеждах, с копной коротких кудрявых волос, слегка закрывающих уши: на фресках синагоги в Дура-Европос (244/245 год, Национальный музей, Дамаск); на мозаиках кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае (550-565 годы). Со временем Иезекииля стали представлять как средовека с темными волосами или с проседью; старцем в хитоне и гиматии, с седыми, длинными, волнистыми волосами, спускающимися на плечи отдельными прядями, с бородой средней длины, заостренной книзу: в церкви святого Апостолов в Фессалонике (1312-1315 годы); в церкви праведных Иоакима и Анны (Кралева церковь) в монастыре Студеница, Сербия (1314 год); в росписи монастыря Пантократор на Афоне (около 1538 года); на миниатюре из Книги пророков (РГБ. Ф. 304.I. № 90. Л. 177 об.; 1489 год); на иконе «Пророки Иезекииль, Исаия, Иаков» из Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (около 1497 года, ГРМ).

В палеологовскую эпоху Иезекииля стали изображать более экспрессивно - с взлохмаченными короткими волосами, что, видимо, связано с визионерством ветхозаветного пророка: в росписи церкви Успения Богородицы на Волотовом поле (около 1363 года); на иконе «Пророк Иезекииль» из пророческого ряда иконостаса Преображенского собора в Кашине (1449-1450 годы, ГРМ). Отличия от др. пророков (кроме атрибута - затворенных врат храма, символизирующих непорочное зачатие) в иконографии Иезекииля отсутствуют. Исследователи особенно отмечают сходство иконографии Иезекииля и пророка Исаии. Цвет одежд Иезекииля форма его бороды в изображениях варьируются. Так, на обороте оклада Евангелия 1568-1577 годов (монастырь вмц. Екатерины на Синае), выполненного по заказу валашского княжича Александру II Мирчи и его семьи, Иезекииль представлен с гладкими прямыми волосами, открывающими уши, и длинной, узкой, расчесанной надвое бородой. В иллюстрациях Sacra Parallela (Paris. gr. 923, IX век) Иезекииль трижды изображен по-разному: с круглой и с заостренной бородой, с темными и со светлыми волосами. Помимо атрибута в руках Иезекииля может находиться свиток с текстом, например «Дверь сия затворена будет и не отверзется и никто ж може пройти сквози…» (Иез 44. 2). Образы видений Иезекииля толковались как пророчества о Пресвятой Богородице, о Страшном Суде, о пришествии Мессии. Соответственно варьировались и тексты на свитках И. (Иез 37. 1; 37. 4-6; 37. 12; 34. 20; 14; 19. 1). Тексты Ис 6. 1 (мозаики кафедрального собора Санта-Мария Нуова в Монреале, между 1183 и 1189 годами) и Вар 3. 36 (мозаики Палатинской капеллы в Палермо, около 1143-1146 годов) встречаются редко.

В декорации храмов изображения Иезекииля, как правило, локализованы в куполе и восточной части церкви: в купольной части Палатинской капеллы в Палермо, в церкви Богоматери Елеусы в Велюсе близ Струмицы, Македония (1085-1093 годы), в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Дафни (около 1100 года), в церкви святых Апостолов в Фессалонике (1312-1315 годы), в церкви Богородицы Eвергетиды в монастыре Студеница (1314 год), в церкви монастыря Паммакаристос (Фетхие-джами) в Константинополе (около 1315 года); в простенках барабана между окнами собора Святой Софии в Великом Новгороде (1109 год), церкви Рождества Христова на Красном поле близ Великого Новгорода (90-е годы XIV века); на стенах вимы Святой Софии Киевской (40-е годы XI века), кафедрального собора Санта-Мария Нуова в Монреале; в тимпанах Святой Софии в Константинополе (северный тимпан не сохранился), на склонах алтарных или подпружных арок церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле в Великом Новгороде (1363 год), Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551 годы).

Изображение Иезекииля включалось в пророческий ряд иконостасов: на иконе «Пророки Иезекииль, Исаия, Иаков» из Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (около 1497 года, ГРМ); на иконе «Пророки Моисей и Иезекииль» XVI век из придела Рождества Пресвятой Богородицы Святой Софии в Великом Новгороде; на иконе «Пророк Иезекииль» из Благовещенского собора Московского Кремля (середина XVI века). Особенностью последнего варианта можно считать необычную для XVI века статичность позы Иезекииля.

Изображение Иезекииля входит в многофигурную иконную композицию, где Богоматерь представлена в окружении пророков и святых: на иконе «Богоматерь с Младенцем и с избранными святыми на полях» из монастыря вмц. Екатерины на Синае (1-я половина XII века); на иконе «Богоматерь с Младенцем, два ангела и пророки» из Галереи Академии во Флоренции (1-я половина XV века); на иконе «Богоматерь с Младенцем и с пророками» (80-90-е годы XII века, ГЭ); на иконе «Богоматерь с Христом и с пророками» живописца Лонгина 1578 год (монастырь Ломница, Сербия: Сковран. 1984 год. Ил. 27).

Композиция «Похвала Богоматери», где в числе др. пророков был изображен Иезекииль, в конце XIV-XVI веков получила в русском искусстве несколько интерпретаций, например: 2 иконы «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля (последняя треть XIV века и 2-я половина XVI века); икона «Похвала Богоматери» из Георгиевской церкви Вологды (последняя треть XVI века, ВГИАХМЗ); икона «Похвала Богоматери» (1-я половина XVI века, Львовская галерея искусств); икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Кириллова Белозерского монастыря (середина XVI века, ГРМ); пелена напрестольная «Похвала Богоматери» (начало XVII века, ГРМ); икона «София, Премудрость Божия, со сценой преломления хлеба апостолом Петром и Похвалой Богоматери» (2-я половина XVI века, ГММК); 2 иконы из Благовещенского собора Сольвычегодска - «Похвала Богоматери, с явлением Богоматери апостолам в преломлении хлеба и Софией, Премудростью Божией» (начало XVII века) и «Обновление храма Воскресения, с Похвалой Богоматери» (конец XVI века; обе - в СИХМ). «Похвала Богоматери» является центральной композицией триптиха со сценами Ветхого Завета и жизни Пресвятой Богородицы из собора вмч. Георгия монастыря Убиси, конец XIV века (ГМИГ), изображены в рост 4 пророка с предметами-символами Богоматери в руках - храмом, руном, горой и дверями; ниже написаны сцены «Видение лествицы» и «Неопалимая Купина». На иконе «Богоматерь Неопалимая Купина» конец XVI века из Соловецкого монастыря (ГМЗК) коленопреклоненный Иезекииль стоит перед затворенными вратами храма, с которого его благословляет Христос.

Редким вариантом иконографии Иезекииля является образ «Что Тя наречем» из Николо-Зарядской церкви Мурома (середина XVII века, МИХМ), где Иезекииль в сцене «Рождество Христово» стоит рядом с ложем Девы, держа в руках врата и свиток. Примечательно, что на Иезекииля алый хитон в отличие от традиционно голубого. Иезекииль изображен рядом с композицией «Сошествием во ад» на византийском шитье «Малого» саккоса митрополита Фотия, середина XIV века. (ГММК).

Также иллюстрируются видения Иезекииля. Одним из источников иконографии «Спас в Силах» послужило видение Иезекииля на реке Ховар. Самое раннее из подобных изображений - мозаика церкви монастыря Осиос Давид в Фессалонике (конец V века). Подробно передан сюжет видения на иконе из ризницы Соловецкого монастыря (2-я половина XVI века, ГММК), где Иезекииль изображен дважды: стоящим и созерцающим видение славы Божией (слева внизу), сидящим на берегу реки с молитвенно сложенными руками и съедающим, «как мед», принятый из рук Господа свиток (внизу справа).

Сюжет видения представлен на 2-сторонней иконе «Видение пророка Иезекииля» и «Богоматерь и святой Иоанн Богослов» (около 1395 года, ЦИАМ); на миниатюре из Евангелия XII века (Marc. gr. Z 540. P. 11 об.), на миниатюрах Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699, IX век); в притворе костницы Бачковского монастыря (2-я половина XII века; Бакалова. 1977. С. 65). В последнем случае представлен краткий иконографический вариант. Др. видение связано с пророчеством о воскресении из мертвых: на фресках синагоги Дура-Европос; на фреске на западной стене нартекса в крипте костницы Бачковского монастыря (Там же. С. 45); на заключительной миниатюре Гомилий Григория Богослова (Назианзина) (Paris. gr. 510. Fol. 438v, IX век); на костяной плакетке «Видение пророка Иезекииля» (X век, Британский музей, Лондон). В последнем варианте Иезекииль иконографически уподоблен Иисусу Христу, в парижском списке Гомилий образ Спасителя замещен благословляющей десницей Господа.

В Иконописном подлиннике новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI века отмечается что Иезекииль «сед, коса на правое плечо, брада Иоанна Богослова, риза багор дичь, испод лазорь, в свитце у него глаголет: дверь Тя Божию затворенну прозвах» (С. 35). В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII века) в разделе «Святые пророки…» (Ч. 2. § 132. № 9) об Иезекииле сказано: «…старец с остроконечною бородою»; в разделе «Как изображаются праздники Богородичные» в части «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» (Ч. 3. § 5. № 10) - «Иезекииль держит врата и говорит на хартии: яко врата Божия видех Тя заключенная, имиже пройде единый Бог всяческих». В «Подлиннике иконописном» С. Т. Большакова в разделе «Подлинник святым пророкам» Иезекииль упомянут «по левой стороне» вслед за царем Соломоном: «...сед, брада Андреева, по плечу коса, верх риза бакан, испод лазорь, в свитке пишет. Аз дверь Тя божию прозвах затворену, и никто же пройде сквозь ея, токмо един Господь Бог израилев» (Большаков. Подлинник иконописный. 1903 год. С. ).

Иллюстрации:

Прор. Иезекииль. Миниатюра из Книги пророков. 1489 г. (РГБ. Ф. 304. I. № 90. Л. 177 об.). Архив ПЭ.

Прор. Иезекииль. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия. 1314 г. Архив ПЭ.

Видение прор. Иезекииля. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГММК). Архив ПЭ.

©Православная Энциклопедия

i400 (13).jpg
i400 (14).jpg
Литература
  • Orelly C., von. Ezekiel // The New Schaff-Herzog Encycl. N. Y.; L., 1909. Vol. 4. P. 253-255
  • Скабалланович М. Н. Книга пророка Иезекииля // Лопухин. Толковая Библия. 1909. Т. 6. C. 90-238
  • Dassmann E. Hesekiel // RAC. Bd. 14. Sp. 1132-1191
  • Peretto L. Ezechiele // BiblSS. 1964. Vol. 5. Col. 405-421
  • Eichrodt W. Ezekiel: A Comment. Phil., 1970
  • Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова // СбОДИ на 1873 г. Отд. 2-е. С. 36
  • Бакалова Е. Бачковската костница. София, 1977. С. 45, 46, 68-72
  • Лазарев В. Н. Визант. и древнерус. искусство. М., 1978. С. 146-147

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты