ЕЛИШЕ

0 комментариев

ЕЛИШЕ -армянский историк, богослов и философ, один из представителей грекофильской школы переводчиков.

По преданию (достоверных биографических сведений не сохр.), Елише был учеником святых Саака Партева и Месропа Маштоца и около 434 года вместе с Мовсесом Хоренаци и др. уехал учиться в Александрию. В 441 году, по возвращении на родину, стал воином и секретарем спарапета (главнокомандующего) Армении Вардана Мамиконяна, участвовал в войне с сасанидским Ираном. После войны Елише постригся в монахи и подвизался в Мокке, а затем в Рштунике, здесь он скончался и был похоронен на берегу оз. Ван в монастыре св. Знамения (или монастыре Елише).

Елише известен как автор сочинения «О Вардане и войне армянской». Ему принадлежит также ряд историко-филологических исследований, богословские и философско-этические произведения: «Назидательное слово об отшельниках», «Толкование на Книги Иисуса Навина и Книги судей», «О явлении Господа на горе Фавор», «О человеческих душах», «Толкование на кн. Бытия».

Как идеолог армянской религиозной и национально-освободительной войны середины V века. Елише боролся с навязываемым персами маздеизмом, доказывая превосходство христианской веры. Христианство, согласно Елиеше, оплот, на котором основаны самобытность и независимость армян.

Единая божественная сущность является у Елише творцом мироздания, в основе которого лежит 4 первоэлемента: огонь, воздух, вода и земля, из их сочетаний образован материальный мир. Поклоняться каким-либо из этих стихий, в частности огню, глубокое заблуждение, свойственное маздеизму. Онтологические воззрения Елише, как и его предшественника Езника Колбаци, направлены против языческого политеизма.

Елише рассматривает также проблемы происхождения зла и свободы воли в русле апологетики Езника. Елише подчеркивает противоположность духа и материи, божественного и земного в человеке. Это положение является исходным в антропологии и в этических воззрениях Елише. Примирение противоположных начал возможно только в отказе от жизни в миру и земных соблазнов. Призыв к отшельничеству и аскетизму Елише подкрепляет примерами из сочинений античных мыслителей, а также из их жизни, в первую очередь философов-неоплатоников. Елише полагал, что существует 3 мира: «Бог, природа и человек. Бог есть духовный мир, природа - чувственный мир, человек - духовный и чувственный мир».

Философия Елише, христианская по сути, испытала влияние неоплатонизма.

 

©Православная энциклопедия

Литература
  • Thomson R. W. A Bibliography of Classical Armenian Literature to 1500 AD. Turnhout, 1995
  • Налбандян В. С. Егише. Ереван, 1962; Аревшатян С. С. Формирование филос. науки в древней Армении (V-VII вв.). Ереван, 1973. С. 112-131
  • Чалоян В. К. Развитие филос. мысли в Армении: Древний и средневек. период. М., 1974. С. 48-50
  • Абегян М. Х. История древнеарм. литературы. Ереван, 1975. С. 163-176

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты