ЕФРЕМ

0 комментариев

ЕФРЕМ, сын Иосифа - младший сын ветхозаветного патриарха Иосифа, родоначальник одноименного колена израилева.

 Был рожден в Египте Асенефой, дочерью Потифара. При наречении ребенка Иосиф сказал: «...Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего» (Быт 41. 50-52). Точное значение имени Ефрема неизвестно. Согласно этимологии, зафиксированной в Быт 41. 52 (ср. также Ос 13. 15), это имя происходит от еврейского глагола  - плодоносить, быть плодородным. Окончание   в древнееврейском языке используется главным образом в топонимах, поэтому имя Ефрем может указывать на какую-либо местность (ср.: аккад.   - область, регион).

На смертном одре патриарх Иаков усыновил детей Иосифа - Манассию и Ефрема и уравнял их в правах со своими сыновьями (родоначальниками Израилевых колен), говоря: «Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои» (Быт 48. 5). Благословляя их, Иаков в первую очередь обратился к младшему Ефрему, а не к перворожденному Манассии, тем самым пророчествуя о будущем величии колена Ефрема, из которого произойдет многочисленный новый народ (Быт 48. 13-20). В благословении Моисея 12 племенам Израиля описательно прославляется мощь представителей колена Ефрема (Втор 33. 17).

Историческая близость и родство Ефрема с коленом Манассии подчеркивается словосочетанием «земля Ефремова и Манассиева» (Втор 34. 2; 2 Пар 30. 10), которое обозначало весь центральный горный массив Палестины к западу от Иордана. Оба колена часто упоминаются как «дом Иосифа» (Нав 17. 17; 18. 5; Суд 1. 22, 35; 2 Цар 19. 20; 3 Цар 11. 28; Ам 5. 6; Авд 18, Зах 10. 6).

Генеалогия потомков Ефрема в 1 Пар 7. 20-27 начинается с сыновей Ефрема - Езеры и Елеада, погибших во время набега на г. Геф, и заканчивается Иисусом Навином. Вероятно, сообщение о гибели сынов Ефрема отражает неудачную попытку расширить территорию колена Ефрема на западе. Колено Ефрема было одним из самых малочисленных колен Израилевых: через год после исхода из Египта взрослых мужчин, годных к войне, было 40 500 (Числ 1. 32-35), к концу странствования по пустыне - 32 500 (Числ 26. 37). Несмотря на это, Ефрему было обещано великое будущее: по словам Моисея, «это тьмы (десятки тысяч.- Авт.) Ефремовы, это тысячи и Манассиины» (Втор 33. 17). В пустыне род Ефрем располагался станом к западу от скинии, рядом с коленами Манассии и Вениамина. При переходах эти 3 колена как потомки Рахили снимались с места третьими и шли следом за левитами, несущими ковчег завета (Числ 2. 18-24).

При разделе Ханаана колено Ефрема получило надел в центральной, преимущественно холмистой, части страны, от р. Иордан на востоке до Средиземного моря на западе, от Вефиля на юге до Сихема на севере (Нав 16. 5-10). На севере территория колена Ефрема граничила с коленом Манассии, на юге - с коленами Дана и Вениамина. Удел колена Ефрема, центральная горная гряда на западном берегу Иордана, получила наименование «гора Ефремова» (   - Нав 17. 15; 19. 50; 20. 7). Из-за незначительных размеров удела колена Ефрема священникам были выделены отдельные города (Нав 21. 20-22; 1 Пар 6. 66-69). Не отвоеванным у хананеев остался г. Гезер, однако и его жители стали данниками Е. (Нав 16.10; Суд 1. 29). По-видимому, в древности центральная часть горного массива Палестины была покрыта лесами. Расширяя свои небольшие наделы, колена Ефрема и Манассии вырубали лес (Нав 17. 14-18). Почвы в холмистой местности удела Ефрема были плодородными и при достаточном количестве выпадавших здесь осадков пригодными для выращивания злаков и олив. Гористые склоны использовались и для выпаса скота.

Несмотря на малочисленность, колено Ефрема занимает важнейшее место в истории Древнего Израиля. В повествованиях, связанных с завоеваниями Ханаана, отмечается воинская отвага представителей колена Ефрема (Нав 17. 14-18; Суд 7. 24- 8. 3). При этом ощущение собственной значимости часто приводило их к конфликтам с другими коленами (Суд 12. 1-6).

Главная святыня Израиля, скиния с Ковчегом завета, была установлена в принадлежавшем колену Ефрима Силоме (Суд 18. 1). Происхождение вождей израильского народа, таких как Иисус Навин (Числ 19. 19-50; Нав 19. 49-50) и первосвященник и прор. Самуил (1 Цар 1. 1-28), из колена Ефрема также подчеркивало значимость этого колена. В эпоху Единого царства, когда ковчег из Силома перенесли в Иерусалим, колено Ефрема временно утратило свое значение, первыми стали колена Иуды и Вениамина. Однако после отпадения 10 северных колен род Ефрема снова выходит на передний план. Первым царем Северного царства стал Иеровоам из колена Ефрема (3 Цар 11. 26). Возможно, из-за географического положения надела Ефрема в Северном царстве и его важной роли в истории в пророческой литературе имя Ефрема использовалось для обозначения всего Израиля (см., напр.: Ис 7. 2, 5, 8, 9; 9. 8, 20; Иер 31. 9, 18, 20; Иез 37. 16, 19).

В результате археологических исследований земель надела Ефрема (в 80-х годы XX веков экспедицией Тель-Авивского университета под руководством И. Финкельштейна) были выявлены десятки небольших сельских поселений эпохи раннего железного века (около 1200 года до Р. Х.). Заселенность этой части страны увеличилась по сравнению с количеством поселений в эпоху поздней бронзы (т. н. ханаанским периодом). Финкельштейн связал этот процесс с началом заселения Ханаана израильскими племенами.

В подавляющем большинстве эти поселения (типичный пример - Избет-Сарта) не были укреплены и не имели общественных зданий (административных, культовых, хранилищ). Их планировка сохраняет следы кочевого или полукочевого образа жизни: жилища располагались плотно друг к другу по кругу или овалу и были обращены к общему двору. Дома представляли собой чрезвычайно простые 4-частные постройки с опорами-колоннами, поддерживавшими 2-й этаж. Найденная керамическая кухонная и тарная посуда сделана просто, без излишеств, в подражание ханаанской, более качественной и украшенной. Среди находок на Избет-Сарта выделяется остракон с древнейшим абецедарием из 22 букв протоханаанского алфавита, прототипа древнееврейской, финикийской, моавитской, а затем и греческих алфавитных систем.

В период железного века II (около 900-600 годов до Р. Х.) площадь поселений на территории колена Ефрема уменьшилась, их число сократилось, появились крупные города, такие как Вефиль, Сихем, Гай и Силом (Хирбет-Сейлун) - важнейший культовый центр Древнего Израиля. Позднее он был разрушен филистимлянами и превратился в скромный поселок, Сихем потерял статус столицы, в приграничных южных районах надела колена Ефрема поселения исчезли в ходе войны с Иудейским царством.

В пророческой литературе Ефрем как собирательный образ всего израильского народа стал объектом обличений за отпадение от Бога и идолослужение. Для прор. Осии Ефрем стал образом разврата и упадка (Ос 9. 6-10), пророк обвинял Ефрема в отступничестве и идолослужении (Ос 4. 18-19; 5. 3-4; 6. 10; 13. 1), высокомерии (Ос 5. 5; 9. 16-17) и сребролюбии (Ос 12. 8).

Основываясь на этимологии имени Ефрем, прор. Осия сопоставляет бывшее плодородное состояние и современное бесплодное (Ос 9. 11-14; 13. 12-13). Прор. Исаия говорит о том, что «горе венку гордости пьяных Ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его...» (Ис 28. 1-4). Но при этом Ефрем остается объектом привязанности и отеческой любви Яхве (Ос 6. 4; 11. 1-9). Этот аспект двойственного отношения к Ефрему в позднейшей пророческой литературе раскрывается через тему божественного сострадания к покаявшемуся Ефрему (Иер 31. 18-20), где он становится воплощением надежды на то, что Господь прекратит пленение народа и восстановит обновленный Израиль (Иер 31. 7-9; Иез 37. 15-23; Зах 10. 6-7).

В иудаизме один из 2 грядущих мессий должен был происходить из колена Ерема (Таргум на Исх. 40. 11; Суккот 52a). Традиционный символом колена Ефрема, возможно, изображенном на его знаменах (Числ 2. 18, 20), был черный буйвол (ср.: Втор 33. 17; Мидбар Рабба. 2. 7). Огромное количество представителей колена было уничтожено филистимлянами во время завоевания земли обетованной, так что кости павших лежали грудами вдоль дорог. Согласно Палестинскому Талмуду, именно эти останки будут воскрешены Богом по пророчеству Иезекииля (Иез 37; Санхедрин. 92б).

В святоотеческой экзегезе проводилась параллель между включением Ефрема в число Израилевых колен и избранием апостола Павла в число 12 апостолов (Hipp. De bened. Is. et Jac. 11; Ambros. Mediol. De patriarch. 1. 2). По мнению Ефрема Сирина, благословение Иаковом меньшего из братьев вместо старшего брата должно знаменовать тайну, по которой «первенец Израиль будет умален, как первородный Манассия, а языческие народы будут возвеличены, как младший Ефрем» (Ephraem Syr. In Gen. 47. 11). «...Ефрем изображает народы языческие, которые спасены, потому что вера их возросла и умножилась паче веры народа еврейского, представленного здесь в образе Манассии» (Idem. In Deut. 33. 17). В том, как патриарх возложил руки при благословении (правая рука над левой), усматривается прообраз Креста Христова (Tertull. De bapt. 8; Isid. Pel. Ep. 362).

Принятие Ефрема Иаковом, словно своего сына, служит прообразом того, как верующие посредством Христа усыновляются Богу Отцу (Сyr. Alex. Glaph. in Pent. 6. 2 // PG. 69. Col. 328-329). В словах Иосифа, обращенных к Ефрему при рождении (Быт 41. 52), содержится указание на новый молодой народ, образующий тело Христово, который не забывает своего Отца (Ambros. Mediol. De patriarch. 1. 3-4).

 

©Православная энциклопедия

Литература
  • Elliger K. Ephraim // IDB. Vol. 2. P. 119-121
  • Geus C. H. J., de. The Tribes of Israel. Assen, 1976
  • Hopkins D. C. The Highlands of Canaan. Sheffield, 1985
  • Kallai Z. The Settlement Traditions of Ephraim // ZDPV. 1986. Bd. 102. S. 68-74

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты