ЕДИНОВЕРЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ЗАУРАЛЬЕ в XIX - начале XX вв.

0 комментариев

Одно из направлений поповского течения в старообрядчестве. 

В конце XVIII века наметилось сближение части старообрядцев с официальным православием. Компромисс был найден в форме единоверия.

Первые попытки соединения старообрядцев с официальной церковью на Урале и в Западной Сибири были предприняты в конце XVIII века. Вопрос о принятии урало-сибирским старообрядчеством единоверия в первой четверти XIX в. также не был решен. С одной стороны, старообрядцы надеялись на признание государством своей организации и разрешение принимать священников, не переходя в единоверческую церковь. С другой стороны, государство проводило лояльную политику в отношении старообрядчества.

С началом правления Николая I политика в отношении старообрядчества ужесточается и переходит из разряда убеждений в разряд принуждений. В 1838 г. под угрозой лишения социальных и экономических прав большая часть екатеринбургских купцов присоединилась к единоверию.

Организации единоверия в Тобольской губернии в 30-е гг. XIX в. способствовала активная миссионерская деятельность пермского архиепископа Аркадия и единоверческого священника из Екатеринбурга А. Георгиевского. 11 апреля 1834 г. последовал указ Синода предоставлявший пермскому архиепископу полную свободу действий на территории Тобольской епархии в отношении обращающихся в единоверие.

Первые единоверческие приходы в Тобольской губернии появились в с. Кодском Ялуторовского округа и с. Романовском Курганского округа.

В 1837 г. образовался единоверческий приход в г. Тюмени. Инициаторами его создания стали тюменские старообрядцы. В 1844 г. началось строительство каменной церкви, которое закончилось в 1850 году. С момента основания и до 1860 г. церковь носила называние Градо-Тюменской Никольской единоверческой, а с 1860 г., после освящения Троицкого престола, стала называться Троицкой.

В конце 40-х гг. XIX в.  в Тобольской губернии было образовано еще три прихода: с. Уваровском, с. Сосновском, с. Крутихинском Ялуторовского округа.

В 40-е - начале 50-х гг. XIX в. создаются единоверческие приходы в  с. Травнинском, с. Сивковском, с. Теплодубровском Ишимского округа и в с. Нижне-Алабужском Курганского округа.

Всего в 1855 г. в Тобольской губернии насчитывалось 19523 единоверца.

Сведения об организации единоверческих церквей во второй половине  XIX века позволяют сделать вывод, что именно к середине XIX века были сформированы основные единоверческие центры в губернии. Новые единоверческие приходы стали появляться только в конце XIX – начале XX века.

В 1916 году в Тобольской губернии насчитывалось 15 единоверческих церквей, разделенных на 2 благочиния:

Благочиние священника Владимира Бирюкова

1. Тюменская Троицкая единоверческая церковь,

2. Бердюгинская Тихвинская единоверческая церковь,

3. Кодская Казанская единоверческая церковь,

4. Крутихинская Николаевская единоверческая церковь,

5. Сосновская Ильинская единоверческая церковь,

6. Уваровская Успенская единоверческая церковь,

7. Савинская Христорождественская единоверческая церковь.

Благочиние священника Еримия Бердюгина

1. Нижне-Алабужская Николаевская единоверческая церковь,

2. Романовская Вознесенская единоверческая церковь,

3. Сивковская Благовещенская единоверческая церковь,

4. приписная к ней Теплодубровская Троицкая единоверческая церковь,

5. Снегиревская Христорождественская единоверческая церковь,

6. Травнинская Николаевская единоверческая церковь,

7. Щучьевская Георгиевская единоверческая церковь,

8. приписная Плосковская единоверческая церковь.

Автор статьи: Ермакова Д.С.

Литература
  • Ермакова Д.С. Тюменская Троицкая единоверческая церковь в XIX – начале XX века // Социокультурное пространство Сибирского города: история и современность: Материалы первой межвузовской научно- практической конференции молодых ученых. Тюмень: Печатник, 2006. С. 130-134
  • Ермакова Д.С. Становление единоверческой церкви в Тобольской губернии // Тюменский исторический сборник. Вып. Х. – Тюмень: «Вектор Бук», 2007. С. 173-178
  • Ермакова Д.С. Состав и положение церковного причта единоверческих церквей Тобольской губернии // Историк и его эпоха: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.А. Данилова (24-25 апреля 2007, Тюмень). – Тюмень: Типография «Печатник», 2007. С. 271-273
  • Ермакова Д.С. Единоверческая приходская община: демографическая характеристика // Словцовские чтения – 2007: Материалы XIX Всероссийской краеведческой конференции. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. С. 82-86
  • Ермакова Д.С. Единоверцы Тюмени в XIX веке // Галанинские чтения - 2008: сборник материалов II региональной научно-практической конференции. Тюмень, 2008. С. 42-46
  • Ермакова Д.С. Единоверческие священники и прихожане: история конфликта // Диалог культур и цивилизаций. Материалы X Всероссийской конференции молодых историков. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2009. С. 68-69
  • Ермакова Д.С. Единоверческий вопрос на Поместном Соборе Русской православной церкви в 1917-1918 гг. // Религиоведение. 2010. №3. С. 27-37
  • Ермакова Д.С. Сущность понятия «Единоверие» в XIX – начале XXI века // Исторические исследования в Сибири: проблемы и перспективы: Сборник материалов четвертой региональной молодежной научной конференции. Новосибирск: Параллель, 2010. С. 69-73

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты