ГУНТРАМН

0 комментариев

ГУНТРАМН - король франков. 4-й сын короля Хлотаря I от Ингунды. 

После смерти отца и раздела королевства (561) Гунтрамн получил земли по верхнему течению реки Лигер (современная Луара), область битуригов в Аквитании, Бургундию и ряд анклавов в Провинции (Провансе) с городом Арелатом (современный Арль). Гунтрамн первоначально обосновался в Аврелиане (современный Орлеан), но позднее перенес столицу в Кабиллон. К тому моменту, когда Гунтрамн стал королем, у него был сын Гундобад от наложницы Венеранды. Потом Гунтрамн женился на Маркатруде, дочери знатного франка Магнара. Маркатруда отравила Гундобада, наследника Гунтрамна, а вскоре умер ее сын, в чем историк Григорий Турский видел проявление Божия гнева (Greg. Turon. Hist. Franc. IV 25). Гунтрамн развелся с Маркатрудой и женился на Австригильде, от которой родились сыновья Хлотарь и Хлодомер. После смерти Австригильды (580) король решил провести остаток дней в целомудренном вдовстве.

Гунтрамн не участвовал в междоусобной войне младших братьев Сигиберта I, короля рейнских франков, и Хильперика, получившего по разделу 561 года земли салических франков со столицей в Свессионе (современный Суасон). В 567 году Хильперик захватил 2 города, отходившие уделу Сигиберта I,- Туроны (современный Тур) и Пиктавий (современный Пуатье). Гунтрамн совместно с Сигибертом I выступил против Хильперика. В 577 году, после смерти сыновей, Гунтрамн усыновил сына Сигиберта I Хильдеберта II, что спасло тому жизнь, т. к. против него сложился заговор во главе с Эгидием, архиепископом города Ремы (современный Реймс). Впоследствии Гунтрамн как дипломатическими методами, так и военной силой защищал Хильдеберта II от его дяди Хильперика. Однако, когда в 584 году Хильперик был убит, Гунтрамн предложил поддержку его 4-летнему сыну Хлотарю II, что привело к охлаждению в отношениях с Хильдебертом II. Став опекуном Хлотаря II, Гунтрамн приказал вернуть прежним владельцам имения, захваченные при Хильперике его приближенными. Этот шаг настроил против него многих приближенных Хильперика. Так бывший постельничий Фараульф, видимо, не без участия Фредегонды, вдовы Хильперика, также взятой Гунтрамном под опеку, составил заговор, намереваясь убить короля при выходе из церкви после утрени. Заговор был раскрыт. Опасаясь Фредегонды, Гунтрамн сослал ее вместе с сыном в поместье близ города Ротомаг (современный Руан), где воспитание малолетнего Хлотаря было поручено Мелантию, епископу Ротомагскому. После этого Гунтрамн вновь сблизился с Хильдебертом II, которого обещал сделать наследником, и представил его войску, что было закреплено соглашением (pactus) между Гунтрамном и Хильдебертом II в Анделауме (современный Андело) в 587 году.

Гунтрамн предпринял несколько неудачных военных экспедиций против вестготов. В отношении захвативших Северную Италию лангобардов политика Гунтрамна ограничивалась тем, что он отбивал их набеги на бургундские владения, предпочитая каждый раз заключать мир. О прямых контактах Гунтрамна с Византией ничего не известно, кроме краткого упоминания у Псевдо-Фредегара о посольстве графа (комита) Сиагрия в Константинополь в 588 году, где тот получил чин патрикия, не признанный Гунтрамном. Король франков с опасением и недоверием смотрел в сторону Византии, о чем свидетельствует дело епископа Массилии (современный Марсель) Феодора, связанное с узурпацией Гундовальда. Согласно Григорию Турскому, Гундовальд был сыном короля Хлотаря I, который отказался от отцовства и устранил того из числа наследников. Гундовальд бежал в византийскую Италию, а спустя некоторое время перебрался в Константинополь. Когда в 582 году был убит король Хильперик и у власти в королевстве франков оказались 2 ребенка, Хлотарь II и Хильдеберт II, и Гунтрамн, которому к тому моменту было около 50 лет, Гундовальд сделал попытку захватить власть в Галлии. Он высадился в Массилии, где был принят епископом Феодором. Гундовальду удалось захватить только Аквитанию, в 583 году он был изгнан, а епископ обвинен в том, что он вместе с Гундовальдом хотел передать Галлию под власть Византии. На 2-м Соборе в Матисконе (современный Макон) (585) епископа оправдали (Greg. Turon. Hist. Franc. VIII 12, 20).

Между 567 и 573 годами на Соборе в Паризиях (современный Париж), который созвал Гунтрамн, под председательством епископа святителя Германа был принят ряд постановлений против захвата церковных владений. Между 567 и 570 годами Собор в Лугдуне (современный Лион) принял 6 канонов о недостойном поведении некоторых епископов. Видимо, тем же Собором были низложены братья Салоний и Сагиттарий, епископы Эбредуна (современный Амбрён) и Вапинка (современный Гап). Гунтрамн добился от папы Иоанна III (560-573 годы) их восстановления, но Собор в Кабиллоне (579) подтвердил осуждение. Между 581 и 583 годами по инициативе короля был созван 1-й Собор в Матисконе, принявший 20 канонических определений о дисциплине клира, устроении женских монастырей, и установил независимость клириков от светских судей. 2-й Собор в Матисконе (585) расширил канонические определения предыдущего, акты Собора были утверждены особым указом Гунтрамна не только как церковные постановления, но и как государственные законы.

Гунтрамн основал в пригороде Кабиллона монастырь апостолов Петра и Павла, позже названный в честь мученика Маркелла, а также монастырь святого Климента в Матисконе. Король и его жена Австригильда делали богатые пожертвования монастырям святого Симфориана в Августодуне (современный Отён), святого Маврикия в Агауне (современный Сен-Морис, кантон Вале, Швейцария), разоренному лангобардами в 574 году. Особо благоволил обители святого Бенигна в Дивионе (современный Дижон), где Гунтрамн учредил «laus perennis» (беспрестанную хвалу) по образцу аббатства святого Маврикия в Агауне. Прибыв в 585 году в Паризии, Гунтрамн перезахоронил в главной церкви монастыря Святого Креста и мученика Викентия Августопольского (современное аббатство Сен-Жермен-де-Пре в Париже) тела племянников, Меровея и Хлодвига, сыновей Хильперика, убитых по приказу отца. Король не участвовал в распрях братьев и племянников, всегда выступал в роли посредника и миротворца. Гунтрамн пережил всех братьев: Сигиберт I в 575 году и Хильперик в 584 году пали от рук убийц, Хариберт в 567 году умер отлученным от Церкви. Современники видели в долгих годах жизни Гунтрамна проявление милости Божией, хотя покушения на его жизнь совершались неоднократно. Григорий Турский упоминает, как в праздник святого Маркелла в Кабиллоне некий убийца бросился с кинжалом на Гунтрамна, когда король подходил к причастию, и поранил королю руку (Greg. Turon. Hist. Franc. IX 3). Гунтрамн восстановил на кафедре святителя Претекстата, епископа Ротомагского, изгнанного Хильпериком. Григорий Турский приводит рассказ о том, как Гунтрамн оправдал девицу, которая убила франкского герцога (дукса) Амалона, пытавшегося ее изнасиловать (Ibid. IX 27). В 570 или 571 году, во время эпидемии чумы в долине реки Родан (современная Рона), король призвал подданных собираться в церквах и непрестанно молиться. С эпидемией чумы Григорий Турский связывает также чудо, совершенное Гунтрамном. Во время молебна одна женщина, тайно подойдя в церкви к королю со спины, срезала бахрому с его плаща и положила ее в питье своему ребенку, который после этого сразу же выздоровел. Гунтрамн раздавал щедрую милостыню нищим, устраивал для них трапезы. Прощал врагов и предавших его людей. Так, по просьбе Григория Турского он простил графов (комитов) Гарахара и Бладаста, поддержавших узурпатора Гундовальда. К другому стороннику Гундовальда, Палладию, епископу Сантоны (современный Сент), Гунтрамн не только отнесся снисходительно, но и проявил уважение к сану, попросив епископа молиться за себя. По свидетельству Григория Турского, многие признавали Гунтрамна святым еще при жизни.

Гунтрамн был погребен в церкви монастыря святого Маркелла в Кабиллоне. В 1435 году епископ Шалон-сюр-Сон Жан Роле отреставрировал его гробницу. В XVI веке гугеноты разорили гробницу, уничтожили мощи; в аббатстве Сен-Марсель сохранилась лишь глава Гунтрамна, помещенная в серебряную раку. Имя Гунтрамна появилось в созданном через 3 или 4 года по его смерти галльском списке Мартиролога Иеронима. Память Гунтрамна встречается в каролингских мартирологах Вандальберта Прюмского, Адона Вьеннского, Ноткера Заики, Узуарда.

©Православная энциклопедия

Литература
  • Ewig E. Spätantikes und fränkisches Gallien: Gesammelte Schriften (1952-1973). Münch., 1976. Bd. 1. S. 135-147
  • idem. Die Merowinger und das Frankenreich. Stuttg., 1988. S. 41-49
  • Chesnutt M. Nordic variants of the Guntram Legend // Scandinavian yearbook of folklore. Uppsala, 1991. Vol. 47. P. 153-165
  • Лебек С. Происхождение франков, V-IX вв.: Пер. с франц. М., 1993. C. 117-128
  • Wood I. N. The Merovingian Kingdoms, 450-751. L., 1994

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты