ГРИГОРОВИЧА ПАРЕМИЙНИК

0 комментариев

Хиландарский Паремийник.

ГРИГОРОВИЧА ПАРЕМИЙНИК  (Хиландарский Паремийник) - среднеболгарская пергаменная рукопись конца XII - начала XIII века, древнейший южнославянский список Паремийника.

Получил название по имени владельца, нашедшего его в конце 1844 года на чердаке трапезной (сюгестницы) Хиландарского монастыря на Афоне (Григорович В.И. Очерк путешествия по Европейской Турции. М., 18772. С. 29, 31, 33). Рукопись Григоровича Паремийника сохранилась не в полном объеме: утрачен конец, значительны утраты в середине рукописи. Кодекс в существующем виде содержит 104 листа, включает паремийные чтения на Рождество Христово и Богоявление, на праздники Постной Триоди (начиная с чтений в среду и пятницу Сыропустной седмицы) и Цветной Триоди, на отдельные праздники и памяти святых из месяцеслова (расположены в необычном порядке - сначала чтения на конец сентябрьского года, затем с 1 сентября) и на особый случай - «о ведре и нахождении войска». Текст обрывается на чтении Иер 2. 6. Между чтениями местами помещены уставные указания, тропари пророчеств, прокимны, стихи и тому подобное. Славянский текст Григоровича Паремийника на всех листах написан поверх смытого греческого унциального письма, нижний слой палимпсеста представляет Евангелие апракос краткое IX века. При создании славянской рукописи последовательность тетрадей и листов первоначальной греческой была нарушена (возможно, сознательно). Письмо Григоровича Паремийника - некрасивый устав одного почерка - характеризуется (как и в ряде других южнославянских рукописей того времени) сочетанием архаизмов («а» с петлей, не доходящей до линии строки, «юс малый» треугольный и другие) и новаций (высокие начертания «т» и «ять», асимметричное «ч»). Орфография одноеровая, писец употребляет только «ъ».

Относительно происхождения Григоровича Паремийника в историко-филологической литературе преобладает мнение, что рукопись написана в западноболгарских пределах (Македонии), хотя ряд исследований относил ее к Восточной Болгарии (обзор мнений смотреть: Тихомиров. 1968. С. 124).

Рукопись украшена 13 заставками (7 - с тератологическими мотивами) и 148 инициалами (часть сохранилась фрагментарно), выполненными чернилами и киноварью с подкраской охрой. Вся орнаментика (неумелая по исполнению) представляет ранний образец болгарской орнаментальной манеры со значительным количеством элементов тератологии («народной тератологии», по терминологии В.Н. Щепкина), развивавшейся на основе (старо)византийского плетеного орнамента.

На полях кодекса имеется много разновременных приписок. Наиболее интересная в историческом отношении - на листе 101 с упоминанием Иоанна Асеня II (?) и цесаря Калояна (?) - сильно затерта и читается фрагментарно. На листе 28 в конце XIII (?) века была приписана глосса (древнейшая из известных) с разъяснением числового значения букв кириллицы, доведенная до 900 (Симонов Р.А. Математические тексты и мат-лы в слав.-рус. рукописях XI-XV вв. // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 2. С. 273-276).

Издания:

Григоровичев Паримеjник: Текст со критички апарат / [Приред.] З. Рибарова, З. Хауптова. Скопjе, 1998.

© Православная энциклопедия

Литература
  • Десподова В., Славева Л. Македонски средновековни ракописи. Прилеп, 1988. [Кн.] 1. С. 102-103, № 21
  • Куев К. Съдбата на старобългарската ръкописна книга през вековете. София, 19862. С. 206-207
  • Тихомиров П.Б. Каталог рус. и слав. пергаменных рукописей XI-XII вв., хранящихся в ОР ГБЛ. Ч. 3 // Зап. ОР ГБЛ. М., 1968. Вып. 30. С. 90-93, 121-125; № 15; Ч. 4 // Там же. 1972. Вып. 33. С. 214
  • СКСРК, XI-XIII. № 161
  • Буслаев Ф.И. Исторические очерки по рус. орнаменту в рукописях. Пг., 1917. С. 91-92, 96, 102-105, 108-110, 113, 141
  • Лавров П.А. Палеографическое обозрение кирилловского письма. Пг., 1915. С. 66-67, № 5. (ЭСФ; Вып. 4.1)
  • Стасов В.В. Слав. и вост. орнамент по рукописям древнего и нового времени. СПб., 1887. Табл. 3, № 1-11, 16-28

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты