ГРАНОВСКИЙ ТИМОФЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

0 комментариев

ГРАНОВСКИЙ ТИМОФЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - российский историк, общественный деятель, коллежский советник (1855).

Дво­ря­нин. Окончил юри­дический факультет Санкт-Петербургского университета (1835). Затем служил секретарём Гидрографического департамента при Морском министерстве; сотрудничал в «Энциклопедическом лексиконе» А. А. Плюшара, журнале «Библиотека для чтения», «Журнале Ми­ни­стер­ст­ва народного просвещения». По предложению попечителя Московского учебного округа С. Г. Строганова продолжил обучение в Берлинском университете (1836-39). Слушал лекции профессоров-гегельянцев: историка Л. фон Ранке, географа К. Риттера, юриста Ф. К. фон Савиньи и др. Высоко оценивал философию Г. В. Ф. Гегеля, но считал несправедливым его мнение о том, что «история никогда и никому не приносила практической пользы и ни один народ не воспользовался её уроками». В 1837 году в Берлине вокруг Грановского сложился дружеский кружок (Я. М. Неверов, Н. В. Станкевич, супруги Н. Г. и Е. П. Фроловы), в котором обсуждались вопросы государственного строя, экономики и народного быта Российской империи. Вернувшись в Россию, Грановский с сентября 1839 читал в Московском университете курс лекций по истории средних веков (фактически являлся первым русским медиевистом), древней истории и истории Нового времени. В это же время он сблизился с кружком друзей Станкевича (входили М. А. Бакунин, В. Г. Белинский, В. П. Боткин и др.), который, объединившись с молодыми профессорами Московского университета П. Г. Редкиным и Д. Л. Крюковым, а также с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым, стал с 1839 года центром московских западников. Экстраординарный (с 1845), ординарный (с 1849) профессор Московского университета, декан исторического факультета (1855).

Широкую известность приобрели публичные лекции Грановского по истории средних веков (1843-44), сравнительной истории Великобритании и Франции (1845-46), а также содержавшие «исторические характеристики» Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го, Тамерлана, Людовика IX и др. (1851). Лекции собирали полные аудитории и заканчивались овациями, что объяснялось не только мастерством изложения, но и оригинальной трактовкой исторического материала, сближавшей историю с современностью.

Взгляды Грановского основывались на идее единства исторического процесса, в основе которого - стремление всех народов к свободе, к «гармоничному обществу», сообразному с требованиями «нравственной, просвещённой, независимой от роковых решений личности». Движущей силой исторического процесса Грановский считал возникающие в обществе противоречия. Путь к их разрешению видел в нравственном совершенствовании личности и лишь в исключительных случаях - в насильственных действиях. Оппонентами Грановского выступили сторонники теории «официальной народности» и славянофилы. Те и другие критиковали его за приверженность гегелевской школе и за тенденцию ставить христианство в Западной Европе выше православия в России. Участвуя в спорах со славянофилами в московских салонах 1840-х годов, Грановский всегда отделял идейные разногласия от личных отношений: поддерживал дружеские связи с И. В. Киреевским, П. В. Киреевским, Д. А. Валуевым, К. С. Аксаковым, чем навлекал на себя неудовольствие «радикальных» западников (особенно М. А. Бакунина и В. Г. Белинского). Затрагивая в своих научных занятиях эпоху Великой Французской революции, Грановский отмечал, что её лозунг «Свобода, Равенство, Братство» - «высший идеал человечества». Такое представление определяло отрицательное отношение Грановского к крепостному праву и убеждение в необходимости его отмены.

После отъезда А. И. Герцена за границу (1847) Грановский встал во главе кружка московских западников. Его работы публиковали журналы «Отечественные записки» и «Современник». Дом Грановского был одним из центров общественной жизни Москвы конца 1840-х - начала 1850-х годов. Его идейное влияние сохранилось надолго: «Все мы, более или менее, - ученики Грановского», - признавал полвека спустя В. О. Ключевский.

Эволюция исторических взглядов Грановского нашла отражение в его речи «О современном состоянии и значении всеобщей истории» [произнесена на торжественном собрании Московского университета 12(24).1.1852], в которой ощутимо влияние идей позитивистов и знакомство Грановского с успехами естественных наук. Он подчёркивал важность «естествоведения в применении к истории», считал главным двигателем исторического процесса не «абсолютную идею» Гегеля, а факторы естественной необходимости, то есть географические, этнографические, антропологические и физиологические условия существования человека.

Иллюстрации:

Т. Н. Гра­нов­ский. Порт­рет ра­бо­ты П. З. За­ха­ро­ва. 1845. Архив БРЭ.

Сочинения:

Полн. собр. соч. СПб., 1905. Т. 1–2;

Лек­ции по ис­то­рии позд­не­го сред­не­ве­ко­вья. М., 1971;

Лек­ции по ис­то­рии сред­не­ве­ко­вья. М., 1987;

«Ра­но или позд­но дей­ст­ви­тель­ность до­го­нит мысль…» // Рос­сий­ский ли­бе­ра­лизм: Идеи и лю­ди. М., 2004.

Дополнительная литература:

Че­ши­хин-Вет­рин­ский В. Е. Т. Н. Гра­нов­ский и его вре­мя. Ис­то­ри­че­ский очерк. 2-е изд. СПб., 1905;

Аси­нов­ская С. А. Ар­хив Гра­нов­ско­го // За­пис­ки От­де­ла ру­ко­пи­сей ГБЛ. М., 1959. Вып. 21;

Offord D. Portraits of early Russian liberals. Camb.; N. Y., 1985;

Roosevelt P. R. Apostle of Russian liberalism: T. Granovsky. Newtonville, 1986;

Ка­мен­ский З. А. Т. Н. Гра­нов­ский. М., 1988.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Гра­нов­ский Т. Н. Биб­лио­гра­фия (1828–1967). М., 1969
  • Си­дор­ки­на М. А. Т. Н. Гра­нов­ский и об­ра­зо­ва­ние мо­с­ков­ско­го круж­ка за­пад­ни­ков // Вест­ник МГУ. Сер. 8. Ис­то­рия. 1995. № 1
  • Мас­ло­ва Н. В., Агее­ва И.В. Рус­ская ис­то­рия в на­уч­ном на­сле­дии Т. Н. Гра­нов­ско­го // Оте­че­ст­вен­ная ис­то­рия. 1993. № 4
  • Ле­ван­дов­ский А. А. Ли­бе­ра­лизм как свой­ст­во лич­но­сти: (Об­раз Т. Н. Гра­нов­ско­го в по­ре­фор­мен­ной пуб­ли­ци­сти­ке) // Рус­ский ли­бе­ра­лизм: ис­то­ри­че­ские судь­бы и пер­спек­ти­вы. М., 1999
  • Ле­ван­дов­ский А. А. Т. Н. Гра­нов­ский в рус­ском об­ще­ст­вен­ном дви­же­нии. М., 1989

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты