ГРАНИ

0 комментариев

ГРАНИ - один из типов руководства по путевой нотации, в котором приводятся начертания (иногда с наименованиями) путевых знамен, сопровождаемые их разводами столповыми знаменами.

Назначение грани - раскрыть музыкальную интонацию, ритмический рисунок и временну́ю протяженность того или иного знака путевой нотации. В настоящее время выявлено 10 списков граней, датируемых началом - серединой XVII века. Все они оформлены в виде таблиц. В 5 руководствах (РНБ. Кир.-Бел. № 665/922, 1604 г.- инока Христофора, старца Кириллова Белозерского монастыря, Ф. 37. № 240, до 1620 г., Ф. 247. № 217, 20-е гг. XVII в.; ГИМ. Син. певч. № 1072, 50-е гг. XVII в., № 1160, 50-е гг. XVII в.- иером. Тихона) таблицы предваряются текстом, содержание которого, за исключением мелких разночтений, одинаково: «Ведомо будет еже кая знамения вместо когождого столпового знамен поется. Путной параклит вместо столповой статьи светлой, также и прочая» (РГБ. Ф. 247. № 217. Л. 381). Из текста азбуки иеромонаха Тихона видно, что таблицы называются «гранями»: «…поутный параклит вместо столповой статии, також и прочее в гранях сих потому ж разумевай» (ГИМ. Син. певч. № 1160. Л. 17 об.). Знамена, помещенные в гранях, называются «дробными»: «…о дробном бо знамени путном и столповом об[ъ]явлено в гранях. Еже, что вместо параклита или крюка и прочих дробных» (Там же. Л. 23; см. также ст. Дробное знамя).

Обычно грани разделены на 2 или 4 вертикальных столбца. В руководстве инока Христофора вертикальных столбцов - 8. Число горизонтальных рядов различно и зависит от формата рукописи. Как правило, в нечетных вертикальных столбцах помещены путевые знамена, а в четных - их разводы. Сетка граней выполнена киноварью или чернилами. Грани азбук ГИМ. Син. певч. № 1240 (не ранее 1603), РГБ. Ф. 178. № 875 (не ранее 1605), Ф. 37. № 240, Ф. 247. № 217, РНБ. Соф. № 490 (1-я треть XVII в.), ГИМ. Син. певч. № 1072 и РНБ. Вяз. Q. № 80 (60-е гг. XVII в.), путевые знамена в которых писаны киноварью, а их разводы - чернилами, более наглядны по сравнению с гранями азбук РНБ. Кир.-Бел. № 665/922, ГИМ. Син. певч. № 1160, № 1334 (60-е гг. XVII в.), целиком выполненными в один цвет - чернилами.

Вероятно, стремлением к большей наглядности можно объяснить и появление киноварных значков , в гранях азбуки ГИМ. Син. певч. № 1334, состоящих из 4 вертикальных столбцов. Над столбцами путевых знамен помещен значок , который следует, видимо, понимать как термин «путь»; значок надписан над столбцами, содержащими разводы, его значение - «знамя».

В гранях азбуки иеромонаха Тихона (ГИМ. Син. певч. № 1160), выполненных чернилами, в некоторых ячейках, содержащих разводы знамен, появляются дополнительные киноварные начертания. Сравнение с разводами аналогичных знаков в других азбуках показало, что в одной ячейке приводится 2 возможных развода данного знака. Один из них встречается более часто, другой - менее распространен.

Аналогичный способ выделения разводов 2 цветами применен в гранях ГИМ. Син. певч. № 1240, РГБ. Ф. 178. № 875, РНБ. Соф. № 490. В первой из перечисленных рукописей в тех случаях, когда оба развода выполнены чернилами, они отделены друг от друга вертикальной киноварной чертой.

Сравнительный анализ позволяет выделить 2 редакции граней. В 1-й содержатся начертания и разводы знамен (РНБ. Кир.-Бел. № 665/922, Вяз. Q. № 80; РГБ. Ф. 37. № 240, Ф. 247. № 217; ГИМ. Син. певч. № 1072, 1160, 1334). В гранях 2-й редакции помимо начертаний и разводов содержатся еще и наименования знамен (ГИМ. Син. певч. № 1240; РГБ. Ф. 178. № 875; РНБ. Соф. № 490). Таким образом, в них происходит объединение 2 руководств - «Имен путного знамени» и Граней.

Количество знамен, разводимых в Г., различно и колеблется от 87 (РГБ. Ф. 178. № 875) до 192 (ГИМ. Син. певч. № 1160). Сравнение Г. выявляет 2 способа расположения знамен. В руководствах ГИМ. Син. певч. № 1240, 1160, 1334, РГБ. Ф. 178. № 875, Ф. 37. № 240, РНБ. Соф. № 490 знамена излагаются группами и семействами. Во 2-й группе списков (РНБ. Кир.-Бел. № 665/922; РГБ. Ф. 247. № 217; ГИМ. Син. певч. № 1072) знамена расположены вразбивку, и, для того чтобы найти нужное знамя, необходимо просматривать все таблицы.

Грани азбуки РНБ. Вяз. Q. № 80 не имеют аналогов. Особенность этого руководства обусловлена тем, что все знамена, показанные здесь, снабжены пометами, в зависимости от которых они располагаются в гранях. Пометы приписаны внизу с правой стороны знамени; путевое знамя и его развод имеют одинаковую помету. Знамена излагаются горизонтальными рядами, всего в гранях - 16 рядов, которым соответствуют следующие пометы: (легко), (мрачно), (низко), (однако), (прямо), (ровно),   (светло), (тихо),   (упасте), (высоко), (борзо), (ударить),   (закинуть),   (постоять),   (качать), (голкно). Около каждого знамени в гранях написаны только первые буквы помет, их полные наименования помещены в крайнем правом столбце. Датировка этой азбуки практически совпадает со временем официального введения помет в знаменную нотацию (сер. XVII в.). Таким образом, указанное руководство является одним из наиболее ранних памятников, в которых приводятся начертания и наименования помет.

Грани имеют большое значение для изучения путевого распева, т. к. с их помощью можно не только узнать разводы путевых знаков, но и установить принципы действия дополнительных знаков и распевы соединяемых друг с другом знамен.

Материалы граней дают возможность сравнить разводы путевых знамен со знаменными. Выявлено, что на уровне разводов знамен в путевом распеве прослеживается устойчивая тенденция к увеличению длительности звучания знака. Основываясь на этом, можно говорить о большей (по сравнению с мелодиями знаменного распева) временнóй протяженности мелодий путевого пения.

В древнерусской теории грани - первый тип двоезнаменника, появление к-рого обусловлено параллельным существованием разных нотаций. В дальнейшем (последняя четверть XVII века) форма двоезнаменника стала использоваться в знаменно-нотолинейных азбуках и в небольшом корпусе знаменно-нотолинейных певческих рукописей.

Иллюстрации:

Грани с наименованиями путевых замен. певч. сборник (ГИМ. Син. № 1240. Л. 592 об.);

Грани. Путевые знамена и их разводы. Певч. сборник (ГИМ. Син. № 1334. Л. 440 об.).

©Православная энциклопедия

грани2.jpg
Литература
  • Успенский Н. Д. Древнерус. певч. искусство. М., 1971. С. 214-222
  • Бражников М. В. Древнерус. теория музыки. Л., 1972. С. 369-375
  • Христофор. Ключ знаменный, 1604. М., 1983. С. 40-43, 223-227. (ПРМИ; 9)
  • Богомолова М. В. Путевой роспев и его место в древнерус. певч. искусстве: Канд. дис. М., 1982. С. 77-197

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты