ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

0 комментариев

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов; область ар­хи­тек­ту­ры и строительства, комплексно решающая функционально-практические (экономические, демографические, строительно-технические, санитарно-гигиенические) и эстетические (архитектурно-художественные) задачи.

Цели градостроительства - создание благоприятных условий для проживания населения, функционирования объектов производства, науки, культуры, коммунального хозяйства, а также формирование и сохранение экологически чистой и эстетически осмысленной городской среды.

Го­род - наиболее крупный и сложный объект архитектурного и технического проектирования, представляющий собой не только архитектурный ансамбль, но прежде всего сложную, развивающуюся пространственную систему, параметры которой постоянно меняются. Традиционно градостроительство рассматривалось как элемент архитектурной деятельности, начиная с классических трактатов об архитектуре (Витрувий, Л. Б. Альберти, В. Скамоцци и др.), непременной частью которых были главы, посвящённые градостроительству. Современное градостроительство понимается как комплексная деятельность, в которую архитектура входит составной частью на равных с блоком социальных, технических и управленческих дисциплин. На способы и содержание градостроительства влияют формы и особенности урбанизации, физический рост городов и агломераций, свойства их развития как сложных динамических систем, основы правового регулирования недвижимости, задачи и способы управления городским развитием. В XX веке градостроительная наука превратилась в отдельную область знаний. Наряду с архитектурными дисциплинами (планировка и застройка населённых мест, районная планировка, ланд­шафт­ная ар­хи­тек­ту­ра, дизайн городской среды и др.) она включает ряд отраслевых (экономика городского строительства, водоснабжение, водоотведение, энергоснабжение, теплофикация, организация внутригородского и внешнего транспорта, инженерная подготовка городских территорий, их благоустройство и озеленение, сооружение инженерных подземных сетей, охрана архитектурных па­мят­ни­ков и городских ландшафтов и т.п.).

Планировка и застройка городов, их архитектурно-художественный облик складываются постепенно, в результате длительного коллективного труда архитекторов, инженеров и строителей. Поэтому планомерное градостроительство требует творческой преемственности и градостроительной дисциплины в осуществлении общих архитектурных и инженерных замыслов, заложенных в генеральных планах развития городов и проектах застройки отдельных городских районов. Ведущая роль в градостроительстве принадлежит главным архитекторам города, которые осуществляют творческое и организационно-техническое руководство их планировкой и застройкой.

В сложившихся городах градостроительство решает две взаимоисключающие задачи - сохранение исторического облика города и его комплексную реконструкцию. Имеется в виду не только модернизация жилого фонда, водопроводных и канализационных сетей, но и строительство в условиях сложившейся застройки новых сооружений, в том числе транспортных развязок и подземных автостоянок, перепрофилирование или вынос за пределы городской территории санитарно-неблагополучных и устаревших предприятий, работы по благоустройству и т.п. Показателями благоустройства городов являются их экология, степень освещённости, озеленения, уровень транспортного обслуживания населения, обеспечение энерго-, тепло- и водоснабжением, канализацией и др. Мероприятия по благоустройству условно могут быть разделены на 2 этапа: инженерная подготовка территории для жилой застройки и работы, производимые на стадии эксплуатации. Благоустройство территории жилой застройки предполагает строительство площадок различного назначения (детских, спортивных, парковочных и др.), устройство садов и парков, сооружение композиций с малыми архитектурными формами. Важная часть благоустройства - очистка населённых мест, включающая работы по сбору, транспортировке и утилизации мусора; летнюю и зимнюю уборку дворов, улиц и площадей коммунальными машинами. Мероприятия по благоустройству осуществляют предприятия коммунального хозяйства, которые обеспечивают функционирование коммунальных сетей (трубопроводы систем отопления, канализации, водопровода, газоснабжения), ТЭЦ, газовых подстанций, мусороперерабатывающих заводов, очистных сооружений, транспорта и др., а также проводят ремонт, реконструкцию и эксплуатацию жилых и общественных зданий, дорог и тротуаров, мостовых и тоннельных сооружений; в их ведении мероприятия по борьбе с загазованностью, шумом и тому подобное.

Объединяющее значение в структуре города имеет формирование единой системы магистральных улиц и городских дорог, взаимная согласованность архитектурно-планировочной организации и транспортной системы города. Система магистральных улиц (каркас всей транспортно-планировочной организации города) обеспечивает выходы на связь с другими городами и пригородами. Появление автомобиля сделало повседневно доступными многие пригородные территории и способствовало быстрому росту городов. В современном градостроительстве всё большее значение приобретает фактор времени. Прогрессивность системы расселения, качества планировки и застройки городов определяется, в частности, разветвлённостью сети и скоростью движения городского транспорта. Существующие санитарно-гигиенические правила регламентируют затраты времени на передвижение на работу в зависимости от численности населения города. Так, эти затраты для городов (по нормативам на 2005 год) с населением 2 миллиона человек не должны превышать 45 минут, с населением 1 миллион - 40 минут, 500 тысяч - 37 минут, 100 тысяч и менее - 30 минут. Для обеспечения безопасного, быстрого и удобного городского движения прокладываются новые и реконструируются старые улицы, строятся скоростные городские магистрали непрерывного движения, ограничивается движение и парковка индивидуального автотранспорта на центральных улицах и площадях.

Материальный фонд городов (здания, инженерные сооружения) рассчитывается на срок технической амортизации около 80-100 лет, однако часто эти здания и сооружения эксплуатируются в течение более длительных сроков. Магистральная сеть города, рассчитываемая только на современные потоки городского транспорта, может оказаться неприемлемой для будущих, значительно больших потоков и новых видов транспорта. Установленные размеры городской территории и мощность инженерных сооружений могут оказаться недостаточными для долговременного развития города. Поэтому особо важной проблемой градостроительства стала разработка научно обоснованных долговременных прогнозов развития как отдельных городов, так и всего градостроительства в целом. При планировке и застройке городов должны учитываться достижения социального и научно-технического прогресса, а также осуществляться преемственность стадий проектирования, без которой городской ландшафт распадается на плохо связанные элементы.

При различных моделях управления градостроительством различаются содержание и характер проектов планировки и застройки. В странах с традициями централизованного управления градостроительством проекты планировки и застройки определяют комплекс архитектурных решений и нормативных параметров (композиционное решение, зонирование, плотность и виды застройки и т.п.). При либеральной модели проектом задаётся минимум градостроительных условий, при этом большая свобода предоставляется застройщикам и инвесторам. В развитых странах, как правило, разработка и реализация градостроительных проектов опирается на официально принятые градостроительные нормы и правила. В России - это специальная глава Строительных норм и правил (СНиП) по планировке и застройке населённых мест, включая сельские, а также по районной планировке. В градостроительном проектировании многих стран широко используется компьютерная техника (информационное обеспечение - банки данных, решение проектных задач в режиме диалога с ЭВМ, компьютерная графика). В России имеется сеть специализированных институтов по градостроительному проектированию (НИИПИ Генплана города Москва, Гипрогор, ЦНИИП градостроительства и др.) и по застройке городов. В составе Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) действует Отделение градостроительства.

Исторический очерк.

История градостроительства восходит к рубежу III-II-го тысячелетий до нашей эры, когда в устройстве городских поселений на территории стран Древнего Востока начинают утверждаться принципы регулярной планировки. Как показывают археологические раскопки, основные центры древнеиндийской цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппа (2500-1500 до нашей эры) имели прямоугольную сеть улиц и были благоустроены. Древнеегипетский город, построенный в короткий срок близ пирамиды Сенусерта II по единому плану (Кахун; XX-XIX века до нашей эры), был ограждён по периметру прямоугольником стен и разделён стеной на 2 части (в одной находились дворец, дома знати, караульные помещения, склады; в другой - правильные кварталы домов ремесленников). Найденная глиняная табличка с планом города Ниппур в Двуречье (XII век до нашей эры) свидетельствует о высоком уровне специализации мастеров, занимавшихся большими планировочными работами. По свидетельству трактата «Чжоу ли» (III век до нашей эры), древняя столица Китая Лои (ныне Лоян) имела в плане квадратные очертания, делилась на кварталы широтными и меридианальными улицами, в её центре располагались императорские дворцы и храмы. Древнеперсидское градостроительство знаменито грандиозными дворцовыми комплексами (в Пасаргадах, Персеполе, Сузах). По определённому плану создавались культовые центры и города в древнеиндейских государствах доколумбовой Америки (комплекс города-государства Теотиуакан в Мексике, цитадель Мачу-Пикчу в Перу). Особым своеобразием отличались пуэбло - дома-селения родовой общины, имевшие П-образный или дугообразный план (вмещали до 1-3 тысяч человек).

Для древнегреческого полиса характерно деление на верхний укреплённый город (акрополь) и остальную часть поселения (с агорой, часто - с выходом в гавань). Ансамбль афинского Акрополя - выдающееся произведение градостроительного искусства античности, построенное в соответствии с принципами живописной композиции. Урбанистическая система, названная именем древнегреческого мастера Гипподама из Милета (смотри Гипподамова система) и основанная на идее регулярной планировки (прямоугольная сеть улиц с прямоугольными площадями и композиционной осью, образованной главной улицей), использовалась при разбивке военных поселений, торговых колоний, при реконструкции городов Пирей, Родос, Милет, Селинунт и др. Древнеримское градостроительство отличалось последовательностью в осуществлении таких мероприятий, как прокладка стратегических дорог, сооружение инженерных объектов (в том числе мостов, акведуков, подземных коллекторов), благоустройство городов (системы водопровода, канализации, мощение улиц, строительство общественных терм и так далее). В столичном Риме исторически сформировалась сложная городская структура с рядом взаимосвязанных форумов (римского и императорских) и других общественных пространств. Однако основным принципом древнеримского градостроительства была жёсткая унификация планировочных схем: её примерами служат планы римских военных лагерей с прямыми улицами, выходящими на главную площадь (преторий), а также города Помпеи, Тимгад, Остия.

В V-XII веках в Индии был создан трактат «Шилпашастра», служивший руководством при строительстве городов, где применялась регулярная (Джайпур, XVIII век) и свободная (Фатихпур-Сикри, XVI-XVII века) планировка. На принципах регулярной планировки в сочетании с живописностью больших парков в период династии Мин (XIV-XVIIвека) был почти заново построен Пекин, ставший столицей Китая. Средневековые города Центральной Азии (Бухара, Самарканд) и Ирана имели 3-частную структуру: укреплённый шахристан, цитадель и торгово-ремесленный пригород - рабад. В арабских странах города были укреплены стенами, внутри которых беспорядочно располагались закрытые кварталы. Священный город мусульман Медина в VII-VIII веках был обнесён вытянутой полуовалом стеной, имел 2 пересекающиеся главные улицы и обширный культовый комплекс с мечетью Харам. Ведущая роль в градостроительстве принадлежала общественным сооружениям (строились целые кварталы рынков с крытыми улицами и др., медресе, больницы).

Важнейшими градообразующими объектами в Европе в эпоху Средневековья были замок феодала или монастырь (а в ряде случаев - рыночная площадь), вокруг которых возникали поселения. Естественный рост и развитие городов в XIII-XIV веках (таких, как города Ганзейского союза Гамбург, Бремен и др.; Пиза, Сиена, Флоренция в Италии; в русских княжествах и землях - Киев, Чернигов, Новгород, Псков) приводит к формированию радиальных и радиально-кольцевых, а также веерных планировочных структур. На территории внутри городских стен возникала плотная застройка с тесными улицами. Основными пространственными доминантами становились соборный ансамбль, торговая площадь и ратуша. В русских городах центральная укреплённая часть - кремль (детинец; в Москве, Новгороде, Коломне, Смоленске и др.) размещался на высоких местах у рек или озёр и выделялся среди окружающей застройки своими высотными акцентами (соборами, колокольнями, башнями). Предместья (или русские слободы), выросшие за городскими стенами, окружались новым поясом укреплений. На месте прежних стен или вдоль них прокладывались кольцевые улицы. Так, планировочную структуру Москвы в XVII веке составляют оборонительные стены в несколько концентрических поясов: Кремль, Китай-город, Белый город, Скородом, или Земляной город; система радиальных улиц и загородных монастырей-форпостов.

В эпоху Возрождения регулярность становится идеалом градостроительства и находит выражение в Италии как в практических экспериментах, так и в теоретических трактатах. Планы с прямоугольной сетью улиц и лучевые планы встречаются в проектах идеального города А. Филарете, в рисунках Франческо ди Джорджо Мартини, Леонардо да Винчи и др. Близки этому идеалу укреплённые города Саббионета (построен герцогом Веспасиано Гонзаго) и Пальманова (по проекту Дж. Саворньяно, Б. Лорини, В. Скамоцци и др.). Попытки подчинить композицию правильному рисунку плана сопровождались стремлением создавать сценические эффекты с перспективными видами, как это было сделано Микеланджело в устройстве трапециевидной Пьяцца-дель-Камнидольо на Капитолийском холме в Риме (с 1546 года; фокусом «сцены» стала конная статуя императора Марка Аврелия). Большое влияние на пространственное мышление градостроителей оказала 3-лучевая композиция, осуществлённая в Риме (по инициативе пап Льва Х и Климента VII), так называемый трезубец: магистрали Виа-ди-Рипетта (1513-1521 годы) и Виа-дель-Бабуино (1534-1549 годы) расходятся от Пьяцца-дель-Пополо по обеим сторонам Виа-дель-Корсо.

Значительных масштабов градостроительство приобрело в XVII-XVIII веках, в период формирования крупных централизованных государств. Появляются парадные городские площади (ансамбль площади Святого Петра в Риме, архитектор Дж. Л. Бернини; во Франции так называемые королевские площади). Образцами нового регулярного градостроительства стали королевская резиденция Версаль, проспект Елисейских Полей в Париже (середина XVII века, архитектор А. Ленотр). Новые приёмы построения городских ансамблей были основаны на идее красоты больших архитектурно организованных пространств, включающих элементы природы. Конец XVII - начало XVIII века - период перестройки и перепланировки многих столиц с использованием композиционных приёмов регулярного градостроительства и садово-паркового искусства. Замкнутые и полузамкнутые формы площадей эпохи Ренессанса и барокко сменяются открытыми композициями, включающими улицы, набережные и бульвары (площадь Людовика XV в Париже, ныне площадь Согласия, 1753-1766 годы, архитектор Ж. А. Габриель). На градостроительство начинает влиять принцип построения живописной композиции, развитый в английском паркостроении той эпохи. Возникают также концепции индустриального города, в том числе задуманные в монументальных формах (город Шо в проекте К. Н. Леду).

В русском градостроительстве новый этап был связан с реформами Петра I и становлением Российской империи. Возведение новой столицы - Санкт-Петербурга (с 3-лучевой системой улиц, расходящихся от Адмиралтейства), новых городов (Петрозаводск, Екатеринбург, Екатеринослав, Одесса, Севастополь и др.) осуществлялось по специально разработанным генеральным планам. Во 2-й половине XVIII - начале XIX века на основе регулярных планов были перепланированы и перестроены все административные центры Российской империи, включая многие старинные города (Тверь, Ярославль, Кострома, Калуга, Псков, Владимир и др.). В большинстве случаев новые планы учитывали расположение существующих крупных комплексов (кремлей, соборных площадей), направления главных улиц, связь города с реками и водоёмами; например, во Владимире, Новгороде, Ростове и др. В развитии русского градостроительства в XVIII-XIX веках большую роль сыграло творчество П. М. Еропкина, И. К. Коробова, В. И. Баженова, И. Е. Старова, М. Ф. Казакова, А. Д. Захарова, А. Н. Воронихина, К. И. Росси, О. И. Бове, У. Гесте, В. П. Стасова.

Промышленный переворот XVIII - начала XIX века вызвал быстрый рост городов, в которых хаотично размещались жилые кварталы, заводы, железнодорожные линии и тому подобное. Возникла потребность в перепланировке ряда крупных городов, которая осуществлялась в середине - 2-й половине XIX века. Так, в середине XIX века по плану Ж. Османа была проведена масштабная реконструкция Парижа с прокладкой (пробивкой в толще средневековой застройки) прямых авеню, цепи больших бульваров и парков. К работе, в ходе которой складывался Второй империи стиль, были привлечены крупнейшие французские архитекторы и художники (Ш. Гарнье и др.). Реконструкция Вены (кольцевая улица Рингштрассе, построенная на месте средневековых оборонительных сооружений) послужила примером для сходных планировочных решений в других городах: её парадная фасадная застройка, обилие скульптурной и живописной декорации вошли в историю как «стиль Рингштрассе». В градостроительстве США значительный размах приняло направление ландшафтной архитектуры (среди достижений которой - система парков Бостона) и так называемое движение Красивого города (образцом которого стал ансамбль «Белый город» на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго, 1893 год, архитектор Д. Х. Бёрнем). На рубеже XIX и XX веков международный резонанс получили идеи австрийского архитектора К. Зитте (автора книги о художественных основах градостроительства и издателя первого профильного журнала «Der Städtebau»), выступавшего с критикой современного градостроительства и призывавшего к сохранению традиций европейских городов. Международное значение приобрела и идея города-сада, высказанная английским теоретиком архитектуры и социологом Э. Хоуардом. В Великобритании она была осуществлена Р. Энвином и Б. Паркером (города-сады Нью-Ирсуик, близ Лечуорта, Хампстед-Гарден, близ Лондона). Проекты городов-садов создавались во Франции («Париж-сады» в Дравее), Германии (Хеллерау, близ Дрездена, архитектор Х. Кампфмайер, и др.), Италии, Испании и др. В России предпринимались попытки осуществить эту идею в Томске, Кузнецке, Киселёвске (архитектор А. Д. Крячков), Барнауле (архитектор И. Ф. Носович), посёлок Кратово в Московской области (архитектор В. Н. Семёнов) и др.; действовало Общество городов-садов (с 1914 года). В начале 1920-х годов возникла новая область градостроительства - районная планировка, то есть организация территорий в единстве города и примыкающих к нему регионов (Л. П. Аберкромби и др.).

С конца XIX века высказывались предложения по преобразованию городов с учётом развития современного транспорта. В Испании А. Сориа-и-Мата выступил с концепцией линейного города, который развивается вдоль непрерывной трассы, идущей по территории страны. Во Франции архитектор Э. А. Энар предлагал трансформировать Париж в «город будущего», в Италии архитектор-футурист А. Сант-Элиа создал рисунки города будущего, сформированного комплексной сетью вертикального и горизонтального движения. В США это явление было связано с бурным развитием строительства небоскрёбов (образы фантастических метрополисов в архитектурной графике Х. У. Корбетта и Х. Феррисса).

Для XX века большое значение имело направление авангардного градостроительства (радикально-утопические проекты, в том числе «Лучезарный город» Ле Корбюзье, идеи отечественных архитекторов - представителей дезурбанизма, растущего города в виде параболы Н. А. Ладовского и др.). Громкую известность получила так называемая Афинская хартия [опубликовано в 1943 году Ле Корбюзье от имени участников Международного конгресса современной архитектуры (CIAM) в Афинах, 1933 год]. В ней были провозглашены новые принципы функционального зонирования (зоны жилища, работы, досуга, передвижения), свободной планировки и др. Символами передового градостроительства стали такие города, как Чандигарх и Бразилиа, возведённые на свободных территориях по единому плану.

Однако главными мероприятиями градостроительства после 2-й мировой войны были восстановление и реконструкция разрушенных городов (Гавра, Роттердама, Варшавы и др.). Одновременно решались жилищная проблема и проблема разгрузки крупных урбанистических центров (в том числе по программам «больших ансамблей» в городах Франции, массового строительства жилых районов на периферии городов в Советском Союзе, создания городов-спутников в Скандинавских странах и в Великобритании, развития Парижской агломерации). В Советском Союзе построены новые промышленные города (в том числе Ангарск, Братск, Тольятти, Набережные Челны) и города науки (Зеленоград, Дубна, Протвино, Пущино).

ГрадостроительствоТрадиции авангарда были продолжены в 1960-е годы представителями различных направлений проектной футурологии (японскими метаболистами, И. Фридманом, группой Аркигрэм и др.), предлагавшими варианты развития городов в различных природных средах: на акваториях, в надземных и подземных пространствах и тому подобное. Тогда же были представлены концепции «кинетической системы расселения» (К. П. Пчельников, А. В. Иконников; проект «Застава Ильича», 1964-1965 годы) и «нового элемента расселения» (группа НЭР: А. В. Бабуров, А. Э. Гутнов, И. Г. Лежава и др.). В США К. Линч с коллегами по Массачусетскому технологическому институту проводил исследование проблемы восприятия города его жителями и пытался ввести параметры этого «обыденного» восприятия в систему градостроительного проектирования (впервые использовал интервью с горожанами). Под влиянием их работ Р. Вентури, С. Айзенур и Д. Скотт-Браун занялись изучением градостроительной поп-культуры, опубликовав эпатажное исследование «Уроки Лас-Вегаса» (1972 год). К середине 1970-х годов завоевали признание идеи «контекстуализма» и «архитектуры соучастия», сторонники которых стремились вписать новое сооружение в историческую среду, наладить контакты с массовым потребителем. Некоторые архитекторы постмодернизма уделяли внимание проблемам градостроительства, ориентируясь в основном на композиционные схемы классицизма, барокко и бозар (А. Росси, Л. и Р. Крир, Р. Бофилл). Среди наиболее важных градостроительных мероприятий рубежа тысячелетий - масштабная реконструкция Берлина, крупные проекты регенерации городов по программе подготовки к Олимпийским играм в Испании, реконструкции Нижнего Манхэттена в Нью-Йорке.

В 1920-е годы в России была проведена реконструкция рабочих окраин в крупных городах (в Москве, Ленинграде, Баку и др.); в 1930-е годы осуществлялась планировка промышленных и курортных районов страны, строились новые индустриальные города (Запорожье, Магнитогорск, Новокузнецк и др.), велась реконструкция Москвы на основе генплана 1935 года (В. Н. Семёнов, С. Е. Чернышёв и др.). В конце 1940-1960-х годов основное направление градостроительства - восстановление городов, разрушенных во время Великой Отечественной войны (в том числе Волгограда, архитекторы К. С. Алабян, В. Н. Симбирцев, Н. Х. Поляков; Севастополя, Новгорода, архитектор А. В. Щусев; Смоленска, архитектор Г. П. Гольц и др.), а также строительство новых городов. С середины 1950-х годов начинается массовое индустриальное строительство в сложившихся городах на территориях окраин, продолжается возведение крупных городов-новостроек, разработан (1971 год) и осуществлён генплан Москвы (М. В. Посохни, Н. Н. Уллас и др.). В ходе советского эксперимента утвердились тенденции унификации, типизации, однообразия приёмов планировки и застройки. Исторические русские города утратили часть архитектурно-градостроительного наследия. Преодоление этой тенденции наметилось в проектах реконструкции исторических районов, создания пешеходных зон (Старый Арбат, 1980-е годы, реконструкция Манежной площади, 1990-е годы, Москва), переоборудования производственных зданий и целых промышленных зон в места культурной и рекреационной деятельности.

Иллюстрации:

Древ­не­рим­ский го­род Тим­гадв Се­вер­ной Аф­ри­ке (ны­не на тер­ри­то­рии Ал­жи­ра). Архив БРЭ;

Паль­ма­но­ва. Кон. 16 в. Проект Дж. Саворньяно, Б. Лорини, В. Скамоцци и др. Архив БРЭ;

«Иде­аль­ный го­род». Художник Лу­ча­но Лау­ра­на(?). Ок. 1470. На­цио­наль­ная га­ле­рея об­лас­ти Мар­ке (Ур­би­но). Архив БРЭ;

План Пско­ва. Составлен губернским инженером-ар­хи­тек­то­ром С. Ф. Езе­ров­ским. 1839. Архив БРЭ;

Центр Па­ри­жа по­сле ре­кон­ст­рук­ции сер. 19 в. (под ру­ко­вод­ст­вом ба­ро­на Ж. Ос­ма­на). Архив БРЭ;

Ма­кет ген­пла­на Мо­ск­вы (фраг­мент). Ар­хи­тек­тур­но-строи­тель­ный центр «Домна Бре­ст­ской». 2004. Архив БРЭ.

Дополнительная литература:

Се­ме­нов В. Н. Бла­го­ус­т­рой­ст­во го­ро­дов. М., 1912. М., 2003;

Зит­те К. Го­род­ское строи­тель­ст­во с точ­ки зре­ния его ху­до­же­ст­вен­ных прин­ци­пов. М., 1925 (пе­ре­изд. под назв.: Ху­до­же­ст­вен­ные ос­но­вы гра­до­строи­тель­ст­ва. М., [1991]);

Ми­лю­тин Н. Соц­го­род. М.; Л., 1930;

Saarinen E. The city, its growth, its decay, its future. N. Y., 1943;

Abercrombie P. Town and country planning. 3rd ed. L., 1959;

Гиб­берд Ф. Гра­до­строи­тель­ст­во. М., 1959;

Mum­ford L. The city in history, its origins, its transformations and its prospects. L., 1961;

Кибл Г. Го­род­ская и рай­он­ная пла­ни­ров­ка. М., 1965;

Ра­гон М. Го­ро­да бу­ду­ще­го. М., 1969;

Икон­ни­ков А. В. Ар­хи­тек­ту­ра го­ро­да. Эс­те­ти­че­ские про­бле­мы ком­по­зи­ции. М., 1972;

Икон­ни­ков А. В. Про­стран­ст­во и фор­ма в ар­хи­тек­ту­ре и гра­до­строи­тель­ст­ве. М., 2006;

Гру­за И. Тео­рия го­ро­да. М., 1972;

Ле Кор­бю­зье. Ар­хи­тек­ту­ра XX в. 2-е изд. М., 1977;

Бу­нин А. В., Са­ва­рен­ская Т.Ф. Ис­то­рия гра­до­строи­тель­но­го ис­кус­ст­ва: В 2 т. 2-е изд. М., 1979;

Ост­ров­ский В. Со­вре­мен­ное гра­до­строи­тель­ст­во. М., 1979;

Бар­хин М. Г. Ар­хи­тек­ту­ра и го­род. М., 1979;

Линч К. Об­раз го­ро­да. М., 1982;

Гут­нов А. Э. Эво­лю­ция гра­до­строи­тель­ст­ва. М., 1984;

Гольд­замт Э. А., Швид­ков­ский О. А. Гра­до­строи­тель­ная куль­ту­ра ев­ро­пей­ских со­циа­ли­сти­че­ских стран. М., 1985;

Ос­но­вы тео­рии гра­до­строи­тель­ст­ва. М., 1986;

Са­ва­рен­ская Т. Ф. За­пад­но-ев­ро­пей­ское гра­до­строи­тель­ст­во XVII–XIX вв. М., 1987;

Ав­доть­ин Л. Н., Ле­жа­ва И. Г., Смо­ляр И. М. Гра­до­строи­тель­ное про­ек­ти­ро­ва­ние. М., 1989;

Гут­нов А. Э., Гла­зы­чев В. Л. Мир ар­хи­тек­ту­ры. (Ли­цо го­ро­да). М., 1990;

Яр­ги­на З. Н. Эс­те­ти­ка го­ро­да. М., 1991;

Рус­ское гра­до­строи­тель­ное ис­кус­ст­во. Древ­не­рус­ское гра­до­строи­тель­ст­во X–XV вв. М., 1993.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

град5.jpg
град4.jpg
град3.jpg
град2.jpg
град1.jpg
град.jpg
Литература
  • Го­вард Э. Го­ро­да бу­ду­ще­го. СПб., 1911
  • Рус­ское гра­до­строи­тель­ное ис­кус­ст­во. Гра­до­строи­тель­ст­во Мо­с­ков­ско­го го­су­дар­ст­ва XVI–XVII вв. М., 1994
  • Пе­тер­бург и дру­гие но­вые рос­сий­ские го­ро­да XVIII – пер­вой пол. XIX вв. М., 1995
  • Мо­ск­ва и сло­жив­шие­ся рус­ские го­ро­да XVIII – пер­вой пол. XIX вв. М., 1998
  • Гра­до­строи­тель­ст­во Рос­сии сер. XIX – нач. XX в. М., 2001

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты