ГОЦЦИ КАРЛО

0 комментариев

/ Ориг.: Gozzi

ГОЦЦИ КАРЛО (Gozzi) - итальянский дра­ма­тург.

Брат Г. Гоцци. Систематического образования не получил. Литературным твор­че­ст­вом занимался с середины 1730-х годов. С 1744 года полностью посвятил себя литературе и театру.

С 1750-х годов вступил в длительную полемику с просветительским театром своего времени: сатирическая по­эма «Улов влияний за 1756 високосный год» («La Tartana degli influssi per l’anno bisestile 1756», 1757 годы) и др. Резко осуждая реформаторов итальянской комедии (прежде всего К. Гольдони) за прямолинейный рационализм и приземлённость сюжетов, Гоцци обратился к традиции комедии дель арте и использовал её в десяти фьябах (итальянский fiaba - сказка) - театрализованных волшебных сказках, продолжающих традицию барочной трагикомедии: «Любовь к трём апельсинам» («L’Amore delle tre melarance», 1761 год), «Ворон» («Il corvo», 1761 год) - обе пьесы основаны на сюжетах из «Пентамерона» Дж. Базиле ; «Король-олень» («Il re cervo», 1762 год), «Турандот» («Turandot», 1762), «Женщина-змея» («La donna serpente», 1762 год), «Зобеида» («Zobeide», 1763 год), «Синее чудовище» («Il mostro turchino», 1764 год),«Счастливые нищие» («I Pitocchi fortunati», 1764 год), «Дзеим, царь джиннов...» («Zeim, re dei Genii...», 1765 год). Наиболее значительная из фьяб - «Зелёная птичка» («L’Augellino belverde», 1765 год),продолжающая в сюжетном плане «Любовь к трём апельсинам». Во фьябах элементы антипросветительской пародии сочетаются с яркими сценическими эффектами, чудесными превращениями и экзотическими приключениями, буффонадой в духе площадного театра; как и в народной сказке, в борьбе добра со злом неизменно побеждают благородство чувств, любовь, ум, нравственная стойкость и справедливость. По духу фьябы соответствуют гуманным идеям Просвещения, с которым Гоцци яростно полемизировал. Приверженность жанровой традиции комедии масок сочеталась у Гоцци с трансформацией её эстетики: из большинства фьяб была изгнана свободная актёрская импровизация; высокий, несколько архаизированный поэтический стиль сочетался с шутливыми диалогами на венецианском диалекте.

Фьябы обеспечили Гоцци уверенную победу в соперничестве с К. Гольдони, но их популярность в Италии длилась недолго. В 19 веке немецкие (А. Шлегель, Л. Тик, Э.Т. А. Гофман) и французские (Ж. де Сталь, Ш. Нодье) романтики, а в России - А. Н. Островский оценили их яркую театральность. В 20 веке к фьябам Гоцци обращались режиссёры В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, С. В. Образцов, композитор С. С. Прокофьев.

Кроме фьяб, Гоцци написал ещё 23 пьесы, в том числе трагикомедии в духе испанской «комедии плаща и шпаги»: «Женщина истинно любящая» («La Donna innamorata da vero», 1771; пьесу в 1870-х годах начал переводить А. Н. Островский), «Принцесса-философ, или Противоядие» («La principessa filosofo ossia il contravveleno», 1772), «Любовное зелье» («Le droghe d’amore», 1776) и др. С распадом в 1782 году труппы А. Сакки, много лет ставившей преимущественно пьесы Гоцци, он перестал писать для сцены и трудился над изданием своих произведений. Среди других сочинений: ироикомическая поэма «Причудница Марфиза» («La Marfisa bizzarra», 1761-68, опубликована в 1772), высмеивавшая нравы и вкусы дворянства; обширная автобиография «Бесполезные мемуары» («Memorie inutil i », 1797), запечатлевшая быт и нравы Венеции конце XVIII века.

Сочинения:

Cказки для те­ат­ра. М., 1956; Opere. Mil., 1962;

Novelle. Venezia, 2001;

Lettere. Venezia, 2004.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

 

Литература
  • Bosisio P. C. Gozzi e Goldoni. Firenze, 1979
  • Beniscelli A. La finzione del fiabesco. Stu­di sul teatro di C. Gozzi. Genova, 1986
  • Salina Borello R. Le fate a teatro: le fiabe di C. Gozzi tra allegoria e parodia. Roma, 1996
  • Sangui­netti E. L’amore delle tre melarance: un tra­vestimento fiabesco e gozziano. Genova, 2001

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты