ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ

0 комментариев

ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ, элементарные или средние учебные заведения в Европе, создававшиеся по инициативе и при поддержке бюргерства (в Германии - бюргерские школы).

Возникли в XIII веке в связи с потребностью городского населения в специальном практическом образовании, главным образом на базе гильдейских и цеховых школ. Воспитание и преподавание в них строились на основе практики церковных школ. Помимо традиционных предметов (чтение, письмо, основы латинской грамматики и, как правило, религии), в городских школах обучали составлению деловых бумаг, счетоводству, давали начальные сведения по географии, истории. Наряду с цеховыми и гильдейскими городскими школами, где языком обучения был латинский, в XIV веке стали появляться частные школы с родным языком обучения, существовавшие вначале нелегально: школы письма, школы счёта или объединённые. Продолжительность обучения варьировалась в зависимости от предназначения школы и намерений учащихся (подготовка к латинской школе или университету, ремесленное образование). Обучение было платным. Основной контингент составляли дети состоятельных горожан. Предусматривалась возможность обучения детей из городских низов; они вносили меньшую плату или содержались за счёт городской благотворительности. Открывались городские школы для девочек, реже - школы совместного обучения.

Содержанием обучения, подбором кандидатур рек­то­ра, старших учителей ведали органы городского самоуправления. Общий надзор за всеми школами в го­ро­де, утверждение ректора и учителей осуществлял схоластик монастыря или собора. Позднее патронат над школами полностью перешёл к магистрату. Учителями становились городские клирики, грамотные ремесленники. Так как преподаватели нанимались сроком на 1 год, значительно пополнилась прослойка странствующих учителей, переходящих вместе с учениками (бродячие школяры - ваганты, или голиарды) из одной школы в другую. Со временем должность учителя стала ремеслом, возникли цеховые объединения учителей, уставы которых регламентировали деятельность городских школ. На основе городских школ родного языка в XVII-18XVIII веках создавались начальные народные школы.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Шмидт К. Ис­то­рия пе­да­го­ги­ки, из­ло­жен­ная во все­мир­но-ис­то­ри­че­ском раз­ви­тии и в ор­га­ни­че­ской свя­зи с куль­тур­ною жиз­нью на­ро­дов. М., 1879. Т. 2: Ис­то­рия пе­да­го­ги­ки от Ии­су­са Хри­ста до Ре­фор­ма­ции
  • Спе­ран­ский Н. Очер­ки по ис­то­рии на­род­ной шко­лы в За­пад­ной Ев­ро­пе. М., 1896
  • Schöne­berg H. Schulen. Geschichte des Unterrichts von der Antike bis zur Neuesten Zeit. Fr./М., 1981
  • Schulen und Studium im sozialen Wan­del des hohen und späten Mit­te­lal­ters / Hrsg. von J. Fried. Sigmaringen. 1986

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты