ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ

0 комментариев

ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ - на­зва­ние ря­да спе­ци­фических приё­мов пе­ния с не­обыч­ной ар­ти­ку­ля­ци­ей в глот­ке и/или гор­та­ни, ти­пич­ных для тра­диционных музыкальных куль­тур Си­би­ри.

Выделяются 2 основные разновидности. Первая из них характеризуется наличием одного или нескольких ярко звучащих призвуков, более низких, чем основной тон (смотри в статье Унтертон). Призвуки возникают при взаимодействии вибрации голосовых связок («обычный» голос) с колебаниями так называемого релаксационного типа (чередование смыкания и размыкания связок под действием струи воздуха, проходящей через узкую голосовую щель). Для такого взаимодействия характерен режим деления частоты, при котором и возникают призвуки (октава соответствует делению частоты основного тона на 2, дуодецима - на 3, двойная октава - на 4). Спектр звука (и, соответственно, его тембр) изменяется в сторону насыщенности высокими обертонами. Нижний унтертон может восприниматься как основной тон. Эта разновидность горлового пения распространена в эпических традициях тюрок Южной Сибири (алтай-кижи, теленгиты, хакасы, отчасти шорцы). Сходные явления наблюдаются в традиционной музыке других народов.

Вторая разновидность горлового пения представляет собой сольное двухголосие (многоголосие) - одновременное звучание неподвижного низкого основного тона и одного высокого (изредка двух), изменяющегося по высоте. «Верхний голос», иногда довольно развитой, движется по обертонам (обычно используются 4-13-й обертоны). Возможно использование звуков, лежащих между обертонами (звучат значительно слабее). Явление сольного многоголосия объясняется высоким акустическим качеством гортани и надгортанных резонаторов (полости глотки и рта): система резонаторов существенно усиливает обертон, на который она настроена; изменяя настройку резонаторов, исполнитель усиливает разные обертоны, получая обертоновую мелодию. Согласно другой теории, высокий звук сольного двухголосия - это свист, возникающий при прохождении воздуха через сужение, образованное сильно сведёнными вестибулярными (ложными) связками. Наиболее распространено в Туве (под названием хоомей), где наделено высокой художественной и культурной значимостью, отличается сти­ле­вой диф­фе­рен­ци­ро­ван­но­стью. Предположительно тувинский хоомей лежит в основе сходных традиций у мон­го­лов, южных алтайцев, хакасов, башкир, калмыков, тибетцев. Близкие явления зафиксированы на Балканах, Корсике, в Южной Африке и других регионах.

 © Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

 

Литература
  • Ак­се­нов А. Н. Ту­вин­ская на­род­ная му­зы­ка. М., 1964
  • Их­ти­са­мов Х. За­мет­ки о двух­го­лос­ном гор­тан­ном пе­нии тюрк­ских и мон­голь­ских на­ро­дов // Му­зы­ка на­ро­дов Азии и Аф­ри­ки. М., 1984. Вып. 4
  • Дмит­ри­ев Л. Б., Чер­нов Б. П., Мас­лов Л. Т. Тай­на ту­вин­ского «ду­эта», или свой­ст­во гор­та­ни че­ло­ве­ка фор­ми­ро­вать ме­ха­низм аэ­ро­ди­на­ми­че­ско­го сви­ста. Но­во­сиб., 1992
  • Tongeren M. van. Xoomey in Tuva: new developments, new dimensions. Amst., 1994
  • Ма­зе­пус В. В. Ар­ти­ку­ля­ци­он­ная клас­си­фи­ка­ция и прин­ци­пы но­та­ции тем­бров му­зы­каль­но­го фольк­ло­ра // Фольк­лор. Ком­плекс­ная тек­сто­ло­гия, М., 1998
  • Хар­ви­лах­ти Л. Ал­тай­ское гор­ло­вое пе­ние: про­бы ана­ли­за фо­но­за­пи­сей с по­мо­щью ЭВМ // Фольк­лор. Ком­плекс­ная тек­сто­ло­гия, М., 1998

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты