ГОЛОВЩИК

0 комментариев

ГОЛОВЩИК - в Древней Руси чин церковнослужителя, возглавлявшего певчих («крылошан») каждого из 2 клиросов (ликов) монастырского хора.

В крупных монастырях, где богослужение совершалось сразу в нескольких храмах или в нескольких приделах соборной церкви, количество Головщиков увеличивалось до 4 и более. Своих головщиц имели и хоры женских монастырей. Сведения о деятельности Головщиков сохранились в документах и богослужебных книгах XVI-XVII веков.

Как правило, Головщиком назначался из лучших клирошан. Он должен был иметь хорошие вокальные данные, уверенно владеть обычной и музыкальной грамотой, знать положения Устава церковной службы. На него возлагалось исполнение за службой отдельных кратких песнопений, возгласов или запевов к песнопениям, которые подхватывал соответствующий клирос, а также иногда и чтение по богослужебным книгам. В древних певческих книгах монастырского происхождения имеются многочисленные указания, что должен был исполнять тот или иной Головщик («первый», «другой»). Эти книги часто хранились непосредственно у Головщика на клиросе. Так, в феврале 1659 года архимандрит Саввина Сторожевского монастыря Никанор благословил передать из «казенной кельи» певческой книги «в соборную церковь головщиком по крылосом». В тех монастырях, где ощущался недостаток в грамотном Головщике, его обязанности исполнял другой церковнослужитель. В 1659 году в Саввином Сторожевском монастыре получал дополнительную плату иеродиакон Иосиф (Москвитин) за то, что «ставитца на крылосе вместо головщика».

За исполнение своих обязанностей Головщик, как все клирошане, получал помесячное «зажилое». Величина этого жалованья зависела от величины и материальных возможностей обители и иногда не менялась на протяжении многих десятилетий (максимальная сумма составляла 0,1-0,12 рублей). В праздничные дни за участие в торжественных службах Головщикам и певчим выдавалась особая трапеза. В таком крупном монастыре, как Троице-Сергиев, «через весь год» было установлено «потешенье»: в понедельник, среду и пятницу «за обедом - по звену рыбы или по пирогу, а у погреба - по три меры пива сыченаго». Одежда, по-видимому, справлялась за свой счет. В 1573 году в казну Соловецкого монастыря Головщик Савва внес деньги за «сукно сермяжное». Однако в 1586 году архимандрит Чудова монастыря распорядился выдать Головщику Ионе Клыку 0,5 рублей «на сапоги». Посещая мон-ри, церковные иерархи нередко вознаграждали их хоры за мастерство. В январе 1653 года патриарх Никон слушал обедню в Симоновом монастыре, а затем пожаловал «13 человеком головщиком и крылошаном по гривне». Т. о., по материальному положению Головщик обычно мало отличался от остальных клирошан. Лишь в редких случаях он получал более высокое жалованье, чем певчие. Так, к конце XVII века в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре правого клироса Головщику давалось 4 рубля годового жалованья, левого клироса Головщику и остальным 10 певчим - по 3 рубля. Со временем в посещение обителей государями Головщик стал получать и более высокие пожалования. В 1659 году царь Алексей Михайлович, пребывая в Саввином Сторожевском монастыре, каждому из 3 Головщиков пожаловал по 1 рублю, тогда как певчим - по 0,5 рубля. В основном порядок выдачи Головщику более высокого жалованья утвердился в монастырях, находившихся на «ружном жалованье» из государевой казны во 2-й половине XVII века.

Частые «объезды», совершаемые по монастырям местными архиереями, патриархом или государем в сопровождении собственных певчих, способствовали поддержанию высокого уровня богослужебного пения в русских обителях. Совместные исполнения певчими и клирошанами песнопений за службой позволяли Головщикам узнавать все современные достижения певческого искусства, привносить их в монастырскую практику.

Деятельность Головщиков не ограничивалась только пением на клиросе, особенно талантливые из них получили известность как мастера-роспевщики. Например, таким мастером в начале XVII века был Головщик Троице-Сергиева монастыря Логгин Корова, который «на един стих разных роспевов пять, или шесть, или десять полагал» (Канон и Житие преподобного отца нашего Дионисия Зобниновского, архим. Сергиевой лавры. М., 1855. С. 66).

Нередко Головщик выступал в роли книгописца, покупая на собственные средства бумагу и переписывая богослужебные книги, в т. ч. ненотированные. Так, в 1579 году Головщик Соловецкого монастыря Исаия внес деньги в казну за 4 дести бумаги. Иногда переписанные книги Головщик отдавал в качестве вклада в свой или другой монастырь. Часто под началом Головщика проходило ежегодное рождественское «славление» у монастырских властей, в окрестных боярских хоромах. В 1586 году Чудова монастыря Головщик приводил клирошан славить в «казенную келью», получив на всех гривну денег. В 1696 году клирошанки московского в честь Вознесения Господня женского монастыря получили не только славленое от игумении, келаря и казначеи, но и дополнительно 30 рублей за то, что ранее «они езживали славить по боярским дворам, а ныне им по боярским дворам славить не велено».

Некоторые Головщики известны как герои ратных событий. В июле 1609 года, при попытке польского отряда Сапеги взять приступом Троице-Сергиев монастырь, выдающуюся роль в организации обороны обители сыграли Головщик правого клироса Паисий Литвинов и Головщик левого клироса Гурий Шишкин.

Исторические источники:

АИ. 1841. Т. 2. № 241;

ДАИ. 1846. Т. 1. № 135;

Канон прп. отцу нашему Дионисию… с присовокуплением жития его. М., 1855;

Труворов А. Приходно-расходные книги Корнилиево-Комельского монастыря, 1576-1578 годы // ЛЗАК. 1871. Вып. 5. Отд. 2;

Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы / Ред.: И.Е. Забелин. М., 1884. Т. 1. Стб. 305-311;

РИБ. 1875. Т. 2. № 102.

©Православная энциклопедия

Литература
  • Парфентьев Н.П. Древнерус. певч. искусство в духовной культуре Российского гос-ва XVI-XVII вв. Свердловск, 1991. Гл. 4
  • Зверева С.Г. Мастера пения Кирилло-Белозерского и Соловецкого мон-рей XVI - 1-й пол. XVII в. // ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 340-350
  • Смирнов С.К. Историческое описание Саввино-Сторожевского мон-ря. М., 18602

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты