ГОФМАН ЭРНСТ ТЕОДОР

0 комментариев

Хоф­ман Эрнст Тео­дор Виль­гельм. / Ориг.: Hoffmann

ГОФМАН ЭРНСТ ТЕОДОР Амадей, Хофман (Hoffmann) (настоящее имя Эрнст Теодор Вильгельм) - немецкий пи­са­тель, ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр, жи­во­пи­сец, рисовальщик.

Сын королевского адвоката. Изучал право в Кёнигсбергском университете (1792-1795 годы); с 1796 года занимался юридической практикой в Глогау, Познани, Плоцке, Варшаве. В 1807-08 годах жил частными уроками музыки в Берлине; в 1808-1813 годах дирижёр, режиссёр и сценограф (создавал декорации для постановок пьес П. Кальдерона де ла Барки, Г. фон Клейста) в театрах Бамберга, Лейпцига, Дрездена. В 1814 году возвратился в Берлин, где до конца жизни служил чиновником в Министерстве юс­ти­ции. Первые публикации - новеллы и очерки в лейпцигской «Всеобщей музыкальной газете» («Allgemeine musikalische Zeitung», 1809 год), вошедшие позднее в сборник «Фантазии в манере Калло» («Phantasiestücke in Callot’s Manier», Bd 1-4, 1814-15, с предисловием Жан Поля). Крупнейший представитель романтизма в немецкой литературе, Гофман в своих сказках, новеллах, повестях, романах создал двуплановый художественный мир, в котором за повседневной действительностью скрываются таинственные силы, управляющие человеком; прозреть их, вырваться из трагикомического водоворота земной жизни возможно лишь избранным - художникам, творческим личностям. Музыка как стихийный праязык природы, противостоящий бюрократически-бюргерской регламентации жизни, стала для Гофмана высшим искусством, а музыкант - одним из центральных героев его прозы, сочетающим служение искусству с трагической участью мученика и вечного странника. Образ великого музыканта, обречённого на одиночество в мире потребителей искусства, впервые появляется в новелле «Кавалер Глюк» («Ritter Gluck», 1809); его преемником, концептуальным воплощением «энтузиаста» становится капельмейстер Крейслер [новелла «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера» («Johannes Kreisler’s, des Kapellmeisters musikalische Leiden», 1810 год), также роман «Житейские воззрения Кота Мурра...» («Lebensansichten des Katers Murr...», Bd 1-2, 1819-21)].

Гофман, Хофман (Hoffmann) Эрнст ТеодорГофман обычно не переносит действие полностью в вымышленный мир: фантастические ситуации вырастают у него непосредственно из быта с помощью приёмов гротеска, шаржа, гиперболы. Романтичная ирония, роль которой в творчестве Гофмана постепенно увеличивалась, становится оружием против догматизации любых концепций и теорий, в том числе и романтических. Стремясь к синтезу искусств, Гофман строит свои произведения по законам музыки, видя в литературном жанре аналог музыкальной  формы. В основе многообразного художественного мира Гофмана - принцип контраста, который проявляется в композиции [вставные новеллы, обрамляющие диалоги - в цикле новелл «Серапионовы братья» («Die Serapionsbrüder», 1819-21); чередование фрагментов сюжетных линий и др.], стиле (переход от возвышенно-патетического языка к прозаически-канцелярскому), образной структуре (мотив двойничества). В новелле «Золотой горшок» («Der goldene Topf», 1814), сказке «Щелкунчик и Мышиный король» («Nußknacker und Мäusekönig», 1816), повести «Принцесса Брамбилла» («Prinzessin Brambilla», 1821 год) яркой сказочной феерии противостоит стихия мрачной мистики, зловещих фантасмагорий и кошмаров, напоминающих об английском готическом романе конца 18 века. Мрачный колорит преобладает в романе «Эликсир дьявола» («Die Elixiere des Teufels», Bd 1-2, 1815-1816 годы), цикле новелл «Ночные рассказы» [«Nachtstücke», 1817 год; наиболее известная - «Песочный человек» («Der Sandmann», 1817 год)], населённых фантомами, двойниками, куклами-автоматами; человек выступает здесь марионеткой тёмных сил и собственного подсознания. Гротескно-сатирические тона преобладают в повести-сказке «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» («Klein Zaches genannt Zinnober», 1819 год), где комические образы ничтожного уродца-деспота и карикатурного княжества олицетворяют филистерство, соединяющее стремление к тирании и готовность к рабству. Против марионеточных режимов и инстинктов массового сознания направлен остросатирический роман-сказка «Повелитель блох» («Meister Floh», 1822 год).

Ограниченность как немецкого мещанства, так и романтических иллюзий Гофман высмеял в романе «Житейские воззрения Кота Мурра...», отличающемся необычной композицией: по принципу контрапункта здесь соединены фрагменты глубокомысленного трактата ленивого кота (пародии на филистера) с отрывками из биографии великого музыканта Крейслера. Ирония пронизывает всё повествование, смешивая трагическое и комическое, возвышенное и низменное - двоемирие оказывается мнимым, как и противопоставление двух моделей жизнеустройства: княжества и аббатства; любое государство обнаруживает свою деспотическую основу, свобода недостижима. Образ цельной личности, художника как мастера создан в новеллах «Мастер Мартин-бочар и его подмастерья» («Meister Martin der Кüfner und seine Gesellen», 1819), «Мастер Иоганн Вахт» («Meister Johannes Wacht», 1822 год, русский перевод 1838 года), воспевающих средневековое цеховое ремесло. Гимном жизни в неисчерпаемом богатстве её проявлений стало последнее произведение Гофмана - новелла «Угловое окно» («Des Vetters Eckfenster», 1822).

Влияние Гофмана отразилось в творчестве многих крупнейших писателей XIX-XX века - Э. По, О. де Бальзака, Ч. Диккенса, Ш. Бодлера, О. Уайльда, Ф. Кафки; в России (где его произведения активно переводили с начала 1820-х годов) воздействие Гофмана испытали Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Ф. К. Сологуб и др.

Гофман - автор зингшпиля «Весёлые музыканты» на текст К. Брентано (1804 год), первой немецкой романтичной оперы «Ундина» (1813 год; поставлена в 1816 год; по одноимённой сказке Ф. де ла Мотт Фуке), симфоний, камерно-инструментальной и хоровой музыки; его музыкально-эстетические взгляды повлияли на творчество К. М. фон Вебера, Р. Шумана, Р. Вагнера. Выступал как музыкальный  критик (под псевдонимом Иоганн Крейслер, капельмейстер) со статьями, трактующими в романтичном ключе творчество И.С. Баха, Л. ван Бетховена и др. Образы произведений Гофмана нашли отражение в фантазиях для фортепиано «Крейслериана» Шумана, операх «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Кардильяк» П. Хиндемита, балетах «Коппелия» Л. Делиба, «Щелкунчик» П. И. Чайковского и др. Как художник Гофман исполнял декоративные росписи в Кёнигсберге, Глогау, Варшаве, Бамберге, Берлине («Комната Ундины» в своей квартире, 1815-16), портреты и карикатуры (на Наполеона I, также на театральные и литературные темы и др.).

Сочинения:

Musikalische Werke. Lpz., [1925]. Bd 1–2;

Poetische Werke. B., 1957–1962. Bd 1–12. B., 1993;

Крейс­ле­риа­на. Жи­тей­ские воз­зре­ния ко­та Мур­ра. Днев­ни­ки. М., 1972;

Собр. соч.: В 6 т. М., 1991–2000.

Дополнительная литература:

Э. Т. А. Гоф­ман. Жизнь и твор­чест­во. Пись­ма, вы­ска­зы­ва­ния, до­ку­мен­ты / Сост. К. Гюн­цель. М., 1987;

Щер­ба­ко­ва И. Ри­сун­ки Э.-Т.-А. Гоф­ма­на // Па­но­ра­ма ис­кусств. М., 1988. Вып. 11;

Вит­коп-Ме­нар­до Г. Э. Т. А. Гоф­ман сам сви­де­тель­ст­вую­щий о се­бе и о сво­ей жиз­ни. Че­ля­бинск, 1999;

Steinecke H. Die Kunst der Fantasie. E. T. A. Hoffmanns Leben und Werk. Fr./M., 2004;

Саф­ран­ски Р. Гоф­ман. М., 2005;

Жи­то­мир­ская З. В. Э. Т. А. Гоф­ман. Биб­лио­гра­фия рус­ских пе­ре­во­дов и кри­ти­че­ской ли­те­ра­ту­ры. М., 1964.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Ehinger H. E. T. A. Hoffmann als Mu­si­ker und Musikschrifsteller. Olten; Köln, 1954
  • Allroggen G. E. T. A. Hoffmanns Komposi­tio­nen. Regensburg, 1970
  • Бот­ни­ко­ва А. Б. Э. Т. А. Гоф­ман и рус­ская ли­те­ра­ту­ра (1-я по­ло­ви­на XIX в.). Во­ро­неж, 1977
  • Ху­до­же­ст­вен­ный мир Э. Т. А. Гоф­ма­на. М., 1982
  • Wel­len­ber­ger G. Der Unernst des Unend­li­chen. Marburg, 1986

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты