ГЛИКЕРИЯ

0 комментариев

/ Ориг.: Γλυκερία

ГЛИКЕРИЯ (греч. Γλυκερία) - Мученица Ираклийская (память 13 мая), пострадала при императоре Антонине Пии (138-161 годы).

Происходила из семьи римского анфипата (консула) Макария. Вместе с родителями жила во фракийском городе Траянополе. Осиротев, Гликерия сблизилась с христианской общиной и вела целомудренную жизнь. Когда император Антонин Пий начал гонения на христиан, в Траянополе должен был состояться праздник в честь Зевса - лампадофория (или лампадодромия), во время которого по городу двигалась процессия с зажженными факелами. Гликерия опередила толпу язычников, собиравшихся войти в храм, и заявила, что поскольку она самого знатного происхождения, то первой должна принести жертву Зевсу. Когда римский наместник игемон Савин (Сабин) спросил, где же ее лампада, Гликерия велела погасить лампады присутствующих, сняла покров с головы и все увидели у нее на лбу знамение креста. По молитве Гликерии статуя Зевса упала и разбилась. В мученицу полетели камни, но они не только не коснулись ее, но образовали вокруг девушки нечто вроде укрепления. Гликерию схватили и заключили в темницу, где ее посетил иерей Филократ. На следующий день Гликерию подвергли мучениям: привязав за волосы к ветвям дерева, ее тело строгали железными орудиями, затем били по лицу. Не добившись отречения от Христа, Гликерию оставили в темнице без воды и пищи. Придя через несколько дней, Савин обнаружил, что перед Гликерией стоят блюда с яствами, которые приносили ей ангелы. Отправившись по делам в город Ираклия (Фракия), Савин взял Гликерию с собой. Там ее, ведомую под конвоем, приветствовали христиане. По приказу Савина Гликерия была брошена в печь, но осталась невредимой. Затем палачи содрали кожу с головы девушки и положили ее обнаженную на острые камни в темнице. Но когда стражник Лаодикий на другой день вошел к ней, то не узнал ее, настолько цветущий вид имела Гликерия. От страха, что настоящей мученице удалось бежать и его ждет суровое наказание, Лаодикий хотел покончить с собой, но Гликерия остановила его, объяснив, что ее исцелила вера во Христа. Тогда Лаодикий исповедал себя христианином и был усечен мечом (его память также отмечается 13 мая). Когда Гликерию отдали на съедение львам, первая львица легла у ног мученицы, вторая загрызла ее, не растерзав тела. Епископ Ираклийский Дометий похоронил Гликерию, от ее мироточивых мощей происходили исцеления. Савин в час гибели мученицы умер от водянки.

Церковь во имя Гликерии в Ираклии в 591 году посетил император Маврикий, о чем сообщает современный ему историк Феофилакт Симокатта, который также рассказывает о чуде от мощей Гликерии: однажды епископ Ираклии решил заменить медный сосуд, в который стекало миро, на серебряный и купил последний в Константинополе. Но когда новый сосуд поставили к мощам, истечение мира прекратилось. Выяснив, что сосуд раньше принадлежал чародею Павлину, епископ сообщил об этом патриарху Константинопольскому святителю Иоанну IV Постнику. Виновники этого происшествия были казнены по настоянию патриарха. В 610 году церковь посещал также император Ираклий, что свидетельствует о почитании Гликерии в Ираклии по крайней мере до VII века. Согласно местному преданию, в VIII веке мощи Гликерии были перенесены на остров Лемнос. Однако глава мученицы, по некоторым сведениям, осталась в Ираклии, где продолжала почитаться, в церкви великомученицы Георгия Победоносца.

Сохранилось анонимное греческое Житие Гликерии в краткой, изданной в «Acta Sanctorum» (BHG, N 699), и в пространной редакциях, а также рассказ о чуде Гликерии Никифора Каллиста Ксанфопула (BHG, N 699m).

В греческих и западных календарях память Гликерии отмечается 13 мая, однако в ряде византийских рукописей память мученицы указана 10, 12 или 15 мая, а в Иеронимовом Мартирологе - 8 июля (MartHieron. P. 358).

Мощи Гликерии привезены в Москву в 1604 году архиепископом Феодосием Амиклонским от Константинопольского Патриарха Рафаила (Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 318). Они упомянуты в описи Благовещенского собора 1680-1681 годов (Христианские реликвии. С. 114).

Гимнография

Как в памятниках Студийского устава, так и в современном Иерусалимском уставе служба Гликерии совершается по будничному чину. В Минеях студийского типа последование Гликерии 13 мая выписано далеко не всегда (пример ранней славянской рукописи Минеи, содержащей службу Гликерии - РНБ. Соф. № 203, XII век; служба Гликерии соединена здесь с последованием мученика Александра). Евергетидский Типикон конца XI века указывает петь последование Гликерии вместе с последованием преподобного Георгия (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 454-455). В Мессинском Типиконе 1311 года содержатся указания соединять службу Гликерии с последованием священномученика Мефодия Патарского (Arranz. Typicon. P. 151). Согласно Иерусалимскому уставу, последование Гликерии не соединяется с последованиями других святых. В ранних его редакциях (например, по рукописи Sinait. gr. 1094, XII-XIII века) 13 мая назначается служба с «Аллилуия»; это указание сохранялось до XVI века в славянских рукописях и содержится и в печатном московском Типиконе 1633 года. В позднейших редакциях устава назначается пение общего тропаря святой, причем в греческих печатных Типиконах XVI века (Венеция, 1545; Венеция, 1577) предоставляется выбор между пением «Аллилуия» и пением тропаря, а в московском первопечатном Типиконе 1610 года пение тропаря предписывается безоговорочно.

Гимнографическое последование Гликерии, помещенное в современных печатных Минеях, включает: общий тропарь 4-го гласа (в славянской Минее, нач.:     ) или тропарь 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа (в греческой Минее, нач.: Δεῦτε πάντες φιλέορτοι - Придите все, кто любит праздники); кондак 3-го гласа (выписан только в славянской Минее, нач.; в дониконовских славянских Минеях кондак 4-го гласа, нач.); канон 8-го гласа (в славянской Минее; ирмос:      (῾Υγρὰν διοδεύσας ὡσεὶ θηρὰν̇), нач.: (Πικρίας με ῥῦσαι τῆς τῶν παθῶν ταῖς σαῖς, Γλυκερία, πρὸς τὸν κύριον προσευχεταῖς) - греч. текст канона см. в кн.: AHG. T. 9. P. 139-150; авторство канона, возможно, принадлежит Феофану - об этом свидетельствует Евергетидский Типикон, содержащий указание на пение этого канона) или канон 2-го гласа (в греческой Минее; ирмос: Δεῦτε λαοῖ̇ (  ), нач.: Τῶν ἀρετῶν σήμερον καὶ τῶν θαυμάτων αὐτῆς (Добродетелей днесь и чудес ее)) с именем «Георгия» в богородичнах; цикл стихир 8-го гласа на подобен «Мученицы Твои» (в слав. Минее) или 4-го гласа на подобен «Яко добля» (в греческой Минее); седален.

Иконография

Имя святой без описания ее внешности упоминается в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, начало XVIII века, в разделе «Мученицы» (Ч. 3. § 18). В Большаковском иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII век) о виде Гликерии сказано: «…риза киноварь, испод празелень темна, крест в руках»; изображение святой показано в лицевых святцах: в правой руке крест, левая - покровенная. Подробное описание облика Гликерии дает Филимоновский сводный иконописный подлинник (XVIII век): «Мученица Гликерия… подобием млада, лицем прекрасна и светла бяше, риза багряная, испод зеленая, на главе плат, концами висящи назад, власы из под плата распущены по плечам, в руке крест», в котором также сообщается о виде стража Лаодикия «подобием рус, власы кратки, брада невелика, риза красная, испод дикая, штаны желтыя, сапоги черны, в руке меч». В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих», составленном В.Д. Фартусовым, Гликерию предлагается изображать так: «Одежды богатые, в тунике и тоге, волосы подвязаны, концы волос рассыпаны по плечам. Можно писать у ней на челе изображенный крест, в руках хартию с ее изречением», а Лаодикия, как средовека,- в короткой подпоясанной тунике и плаще, «…на поясе ключ, в руке копье; можно ему писать на руках и ногах кандалы, которые он сам на себя надел».

Единолично в рост Гликерия представлена в минейных циклах (под 13 мая): на миниатюрах - в греко-грузинской рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 113 об., XV век); в росписи - в настенном минологии в церкви святителя Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 годы; на иконах - XVI век (ВГИАХМЗ), начало XIX века (УКМ); в гравированных Святцах - работы Г.П. Тепчегорского, 1714 и 1722 годы и работы И К. Любецкого, 1730 год. Образ Гликерии нередко включался в состав избранных святых, главным образом на полях икон: например, на левом поле на иконе «Богоматерь Казанская» (XIX век, Черемисский историко-литературный музей), на иконе «София Премудрость Божия с избранными святыми» (конец XIX века, ЦАК МДА). Резное изображение Гликерии в рост помещено на оборотной стороне ковчега книги Ивана Андреевича Хворостинина, Москва, 1619-1621 годы (ГММК).

Сцена мучения Гликерии, как правило усечение мечом, представлена во многих настенных минейных циклах: в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 годы, церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница (Косово и Метохия), около 1320 года, в притворе нартекса архиепископа Даниила 2, Печская патриархия (Косово и Метохия), 1561 год. В минологии церкви святителя Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 годы, Гликерия изображена раздираемой львами.

Исторические источники:

BHG, N 699-699m; ActaSS. Mai. T. 3. P. 12*-15*, 188-193;

SynCP. Col. 679-680, 64;

ЖСв. Май. С. 430-443;

Феофилакт. Ист. Кн. 1. Гл. 11.

Иллюстрации:

Фрагмент иконы «София Премудрость Божия с избранными святыми». Мученица Гликерия. Конец XIX века. (ЦАК МДА). Архив ПЭ.

Мученица Гликерия, мученики Лаодикий и Александр Римский. Минея на май. Хромолитография. Начало ХХ века. (ГЛМ). Фрагмент. Архив ПЭ.

©Православная энциклопедия

мц.jpg
Литература
  • Aubert R. Glyceria // DHGE. T. 21. Col. 230-231
  • Sauget J.-M. Gliceria // BiblSS. Vol. 7. Col. 57-58
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 97
  • Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie // AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 249-252; ΘΗΕ. T. 4. Σ. 568-569
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 179-180
  • Büttner Th. Die Verehrung der hl. Glykeria // BZ. 1897. Bd. 6. S. 96-99
  • Христианские реликвии. С. 65. Кат. 13
  • Евсеева. Афонская книга. С. 302
  • Возрожденные шедевры рус. Севера. М., 1998. С. 37. Кат. 59; С. 63. Кат. 140
  • Миjовић. Менолог. С. 257, 279, 299, 372, 387
  • Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 278
  • Филимонов. Иконописный подлинник. С. 343
  • Большаков. Подлинник иконописный. С. 98, 151
  • Ерминия ДФ. С. 177

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты