ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ НИКИТА ПЕТРОВИЧ

0 комментариев

ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ НИКИТА ПЕТРОВИЧ - общественный деятель, публицист.

Родился в семье священника П.М. Никитского. В 1831-1838 годах учился в Коломенском ДУ, где вслед за старшим братом, обладавшим веселым характером (лат. hilaris - веселый), получил фамилию Гиляров. В 1844 году с отличием окончил МДС, в 1844-1848 годах обучался в МДА. За успехи в академии как стипендиат премии митрополита Платона был удостоен почетной прибавки к фамилии Платонов. В 1848 году Гиляров-Платонов защитил диссертацию «О потребности вочеловечения Сына Божия для спасения рода человеческого», 11 октября того же года определен бакалавром по кафедре библейской герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах. 11 октября 1850 года Гилярову-Платонову присвоена степень магистра за сочинение «О папе Формозе». 21 сентября 1854 года ему было поручено преподавание в миссионерском отделе при МДА. Летом 1855 года подал прошение об отставке (уволен 10 ноября) и увольнении из духовного звания (исключен 29 декабря) по состоянию здоровья. Биографы отмечают либерализм Гилярова-Платонова, в частности в отношении к старообрядцам, как причину удаления из МДА. Московский митрополит святитель Филарет (Дроздов) критиковал магистерское сочинение Гилярова-Платонова, возражал даже против идеи предоставить ему место священника в Москве: «Если бы образ мыслей его был таков, что не трудно было бы принять его в духовенство, то не трудно было бы принять его и в Академии, несмотря на неисправности. Но дошедшие до меня сведения делают неудобным и то и другое» (Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. М., 1884. Т. 4. С. 366).

23 мая 1856 года Гиляров-Платонов был назначен цензором Московского духовного комитета, рискуя быть уволенным, допускал к печати многие сочинения (в частности, славянофилов). Крайне резко отзывался об «Истории Русской Церкви» Московского митрополита Макария (Булгакова), назвав ее «ремесленным изделием с наружным аппаратом учености». В 1857 году был командирован за границу для изучения еврейских училищ, особенно раввинских, и литературной деятельности евреев. В 1858-1859 годах участвовал в составлении «Свода печатных мнений по крестьянскому вопросу». 11 августа 1862 года Гиляров-Платонов был уволен от должности цензора, назначен чиновником особых поручений при министре народного просвещения. Активно участвовал в разработке нового цензурного устава, 1 июня 1863 года уволен как не вошедший в новый штат. В нескольких университетах ему предлагали возглавить кафедры, но в августе того же года при содействии Московского митрополита Филарета он стал управляющим Московской Синодальной типографией. Гиляров-Платонов упорядочил библиотеку типографии, реставрировал типографские палаты и защищал их от попыток использования в коммерческих целях. В 1867 году уволился и с 1 декабря начал издавать первую московскую ежедневную народную газету «Современные известия». Регулярно помещал в ней собственные заметки и статьи по самым разным вопросам (всего около 1800), что дало повод И.С. Аксакову назвать газету «альбомом мыслей Никиты Петровича». Печатал статьи в журнале «Русская беседа», в изданиях «Русский вестник», «Православный собеседник», «Русь», «Москва», «Дело». В них указывал на недостатки синодального управления, пороки рядового духовенства, необходимость оживления приходской жизни, объективного освещения истории старообрядчества. Активно выступал против нигилизма как политического, так и религ., выводя его основания из рационализма. В записке «О первоначальном народном обучении», поданной Гиляровым-Платоновым в 1861 году императрице Марии Александровне, выступил с обоснованием идеи повсеместного открытия церковноприходских школ. Высказанная им в 1863 году мысль о неподобающем характере надписей на антиминсах (включавших слова о том, что антиминс освящен повелением императора) и об отсутствии единообразия в надписях получила одобрение митрополита Филарета и привела к изменению надписей (в них стали указывать императора, при котором был освящен антиминс).

Сблизился с кружком ранних славянофилов (Аксаковы, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин), посвятил ряд статей отдельным славянофилам, но предпочитал держаться обособленно. Состоял в дружеской переписке с обер-прокурором Святейшего Синода К.П. Победоносцевым. Разработал собственную экономическую теорию (см.: Основные начала экономии. М., 1889), создал особую теорию языка (см.: Радуга. 1883. № 7, 22, 25, 28), но его творческие возможности в разных областях оказались в значительной степени не реализованными. Наследие Гилярова-Платонова было издано при участии Победоносцева и князя Н.В. Шаховского и состоит из статей, газетных заметок и несистематизированных фрагментов. Оставил также автобиографические воспоминания «Из пережитого». Биограф Гилярова-Платонова князь Шаховской называл его публицистом-философом.

Гиляров-Платонов тяготился поглощавшей все силы работой, невозможностью выступать с серьезными трудами. Запрещение продажи ряда номеров «Современных известий», неудачная попытка приобретения бумажной фабрики и конкуренция с «Московским листком» разорили Гилярова-Платонова. В 1883-1884 годах издавал еженедельный журнал «Радуга». После смерти М.Н. Каткова в 1887 году пытался получить в аренду газету «Московские ведомости», но ему было отказано. Похоронен на кладбище Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря.

Архивы:

ГЛМ. Ф. 23;

ИРЛИ. Ф. 71;

РГБ ОР. Ф. 231, 322;

РНБ ОР. Ф. 847.

Сочинения:

О папе Формозе // ПрТСО. 1855. Ч. 14. С. 239-277;

О первоначальном народном обучении // Там же. 1862. Ч. 21. С. 165-180;

Экскурсии в русскую грамматику. М., [1883], 19042;

[Статья о книге К.Н. Леонтьева «Восток, Россия и славянство»] // Совр. изв. 1885. № 245. С. 2;

Из пережитого: Автобиографические воспоминания: В 2 ч. М., 1886;

Сборник сочинений.: В 2 т. М., 1899-1900;

Университетский вопрос: [Сб. ст.]. СПб., 1903;

Откуда нигилизм? М., 1904;

Вопросы веры и Церкви: Сб. сторник статей.: 1868-1887 / Под редакцией Н.В. Шаховского. М., 1905-1906. 2 т.;

Еврейский вопрос в России: Составлено на основании статей и писем. СПб., 1906;

Церковь и богословие // БВ. 1913. № 2. С. 208-222;

Фрагменты // Просветитель: Вестн. духовного просвещения. 1994. № 1. С. 197-208.

Дополнительная литература:

N. N. [Корсунский И. Н.]. Памяти Н.П. Гилярова-Платонова // Моск. вед. 1887. № 294. С. 3-4;

Шаховской Н.В. Н.П. Гиляров-Платонов: Кр.аткий публицистический очерк. Ревель, 1893;

Он же. Н.П. Гиляров и А.С. Хомяков: (По сочинениям и письмам Гилярова) // Рус. обозр. 1895. № 10. С. 14-27;

Он же. Н.П. Гиляров и К.С. Аксаков: (По статьям и письмам Гилярова) // Там же. № 12. С. 509-545;

Он же. Н.П. Гиляров-Платонов, как инициатор церковно-приходской школы // Там же. 1896. № 2. С. 572-589;

Он же. Н.П. Гиляров-Платонов об «Истории Русской Церкви» преосвященного Макария // Там же. 1897. № 4. С. 591-619;

Он же. Годы службы Н.П. Гилярова-Платонова // Там же. 1897. № 7. С. 131-172; № 8. С. 712-771; № 10. С. 716-783; № 11. С. 99-131; № 12. С. 497-529; 1898. № 1. С. 98-132; № 2. С. 644-657; № 3. С. 52-69; № 4. С. 526-539;

Добронравов Н.Н. Н.П. Гиляров-Платонов: Из воспоминаний сотрудника // Родная речь. 1897. № 4. С. 3-10;

Владимиров А.П. Памяти Н.П. Гилярова-Платонова // Рус. обозр. 1897. № 10. С. 850-854;

Уманец С.И. Кое-что из воспоминаний о Н.П. Гилярове-Платонове // Там же. С. 854-859;

Розанов В.В. Гиляров-Платонов Н.П. Сборник сочинений. Т. 1. М., 1899: [Рец.] // Новое время. 1899. № 8361. С. 7-8.

Иллюстрации:

Литография. Н.П. Гиляров-Платонов. 80-е годы XIX века. Архив ПЭ.

©Православная энциклопедия

Литература
  • Панаэтов О.Г. Н.П. Гиляров-Платонов и К. Н. Леонтьев: Споры о Толстом. Краснодар, 2002
  • Межуев Б.В. Вл. Соловьев, Н. П. Гиляров-Платонов и «разложение славянофильства» // История философии. 2000. № 6. С. 33-61
  • Неопознанный гений: Памяти Н. П. Гилярова-Платонова: Ст., заметки, письма и выдержки / Собр., ред.: С. Ф. Шарапов. М., 1903
  • Никольский Б. Философ духа жизни // Новое время. 1900. № 8767. С. 2-3
  • Басаргин А. Жертва судьбы // Моск. вед. 1899. № 166. С. 3-4; он же. «Несовременный» ум о совр. вопросах // Там же. № 173. С. 3

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты