ГЕВАЛ

0 комментариев

ГЕВАЛ - один из центров цивилизации финикийцев, расположенный на невысоком мысу побережья Средиземного моря, менее 40 км севернее Бейрута (Ливан).

Возник, видимо, в VI тысячелетии до Р. Х. как небольшой рыбацкий поселок, стал одним из главных морских портов задолго до возвышения Тира и Сидона. В эпоху Древнего царства (самый ранний этап развития торговли между Гевалом и Египтом) связан с транспортировкой огромного количества папирусного тростника, отсюда греческое название Гевала - Βύβλος.

Раскопки показали, что место, где возник Гевал, заселялось с 5000 года до Р. Х., а к 3000 году до Р. Х. относятся уже первые свидетельства торговых связей с районом Кавказа, Кипром, Египтом, Месопотамией и Суданом. В эпоху Древнего царства (около 2700-2200 годов до Р. Х.) Гевал продолжал экспортировать в Египет масло, кожу, вино и большие партии дерева. Незадолго до 2100 года мирное развитие Гевала было прервано падением Древнего царства и нашествием аморреев, которые разрушили город, но позднее восстановили его. Возникли тесные культурные связи с Западной Азией, но в политическом отношении Гевал, возможно, контролировался Египтом эпохи Среднего царства (смотрите в статье Египет Древний) (Albright. 1964 год), для которого он оставался важным торговым партнером (Weinstein. 1975 год).

В период упадка Среднего царства (около 1800 года до Р. Х.) Египет потерял бо́льшую часть форпостов в Финикии и Сирии, а также Палестину и район Дельты, попавшие в руки гиксосов. Гевал превратился в плотно заселенный город, а найденные здесь предметы вооружения говорят о присутствии в нем гиксосов. При XVIII династии египтяне изгнали гиксосов (после 1600 года до Р. Х.) и установили военный контроль над Гевалом и Финикией. В амарнский период (около 1350 года до Р. Х.) с ослаблением Египта его крепости в Финикии подверглись нападениям хеттов, о чем можно судить по письмам с просьбами о помощи от правителя Гевала Риб-Адди к Аменхотепу IV (EA. 137; ANET. 483-484). При Рамсесе II Египет отчасти вернул контроль над Финикией (около 1285 года до Р. Х.), даровав затем Гевалу статус независимого города (около 1200 года до Р. Х.).

Гевал отразил попытки колен Израиля захватить город (Нав 13. 5) и сохранял независимость в течение нескольких веков. Из Гевала посылали работников для постройки храма Соломона в Иерусалим (3 Цар 5. 18), ремесленники предлагали свои услуги Тиру (Иез 27. 9). Процветание Гевала не было нарушено последовательной сменой в регионе господства персов, греков, римлян и арабов-мусульман.

Раскопки в Гевале открыли около 21 уровня обживания, такие памятники, как храм Хатора конца III тысячелетия до Р. Х., аморейский храм Решефа, отмеченный вертикальными обелисками, римский театр, большой замок крестоносцев. Самая известная находка - Ахирама саркофаг с одной из древнейших надписей (XI век до Р. Х.), сделанных ханаанским алфавитным письмом, являющимся связующим звеном в развитии финикийского алфавита.

Важными находками, проливающими свет на развитие языка и письменности Финикии в библейскую эпоху, стали т. н. силлабические надписи Гевала (обнаружены в 1929-1932, 1982 годах) на каменных и металлических предметах в археологически точно не датированных слоях (II тысячелетие до Р. Х.?). Были обнаружены от 60 до 100 знаков геометрического и стилизованного рисуночного характера (птица, рыба, змея), многие из которых внешне похожи как на древнейшее западносемитское письмо, так и на египетскую иероглифику.

Попытки дешифровки (М. Дюнан, Б. Хрозны, Э. Дорм, А. Йирку, Г. Зобельманн, Дж. Менденхолл) не были приняты в науке. Большинство дешифровок основывалось на предположении, что язык этих надписей - западносемитские, в частности протохананейский. Путем сравнения частотности слоговых знаков библского письма с частотностью слогов в семитских текстах 2-й половины II тысячелетия до Р. Х. А. М. Кондратову и И. М. Дьяконову, по-видимому, удалось отождествить 5-6 значений знаков. Можно предполагать, что библское письмо явилось предком западносемитского письма или одним из звеньев в развитии письма от пиктографии к линейному алфавиту.

Дополнительная литература:

Montet P. Byblos et l'Égypte. P., 1928-1929. 2 vol. Beyrouth, 1998r

Dunand M. Fouilles de Byblos. P., 1937-1973. 5 vol.

idem. Byblos: Son histoire, ses ruines, ses légendes. P., 19682

Dhorme E. Déchiffrement des inscriptions pseudo-hiéroglyphiques de Byblos // Syria. 1948. T. 25. P. 1-35

Sobelmann H. The Proto-Byblian Inscriptions: A Fresh Approach // JSS. 1961. Vol. 6. P. 226-245

Albright W. F. The 18th-Cent. Princes of Byblos and the Chronology of Middle Bronze // BASOR. 1964. Vol. 176. P. 38-46.

Иллюстрация:

Вид на храмовый комплекс Гевала. Фотография. Ок. 1970 г. Архив ПЭ.

© Православная энциклопедия

Литература
  • Colless B. E. The Byblos Syllabary and the Proto-alphabet // Abr-Nahrain. 1992. Vol. 30. P. 55-102
  • Mendenhall G. E. The Syllabic Inscriptions from Byblos. Beirut, 1985
  • Дьяконов И. М. Комментарий // Гельб И. Е. Опыт изучения письма. М., 1982. С. 302-304
  • Гельб И. Е. Опыт изучения письма. М., 1982. С. 153-154
  • Weinstein J. M. Egyptian Relations with Palestine in the Middle Kingdom // BASOR. 1975. Vol. 217. P. 1-16

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты