ГЕРМЕТИЗМ

0 комментариев

ГЕРМЕТИЗМ - 1) Религиозно-философское течение поздней античности.

2) Направление в итальянской поэзии XX века, главным образом 1920-1930-х годов.

1) На­зва­ние Герметизма про­ис­хо­дит от име­ни Гер­ме­са Трис­ме­ги­ста (Три­ж­ды Ве­ли­чай­ше­го), ко­то­рый по­чи­тал­ся в рам­ках гре­ко-египетского син­кре­тического куль­та: егиретский бог Тот был ото­жде­ст­в­лён с греческим бо­гом Гер­ме­сом. Культ То­та-Гер­ме­са по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в эпо­ху эл­ли­низ­ма, и с ним свя­за­на об­шир­ная ли­те­ра­ту­ра по ма­гии, ал­хи­мии, ас­т­ро­ло­гии, ме­ди­ци­не. В пер­вые ве­ка на­шей эры воз­ни­ка­ет «фи­ло­соф­ский» Герметизм, пред­став­лен­ный греческими тек­ста­ми т. н. Гер­ме­ти­че­ско­го кор­пу­са, фраг­мен­та­ми, со­хра­нён­ны­ми ви­зантийским ав­то­ром VI века. Сто­бе­ем, трак­та­том «Аск­ле­пий», до­шед­шим в латинском пе­ре­во­де, и ря­дом тек­стов в со­ста­ве библиотеки Наг-Хам­ма­ди. Гер­мес в со­чи­не­ни­ях «фи­ло­соф­ско­го» Герметизма вы­сту­па­ет не как бог, а как древ­ний египетский про­рок, об­ла­даю­щий зна­ни­ем (гно­сис), по­лу­чен­ным им че­рез от­кро­ве­ние Вер­хов­но­го бо­га. Трак­та­ты Гер­ме­ти­че­ско­го кор­пу­са не­од­но­род­ны, и ре­кон­ст­руи­ро­вать на их ос­но­ве еди­ную сис­те­му Герметизма не­воз­мож­но. На­ря­ду с влия­ни­ем сред­не­го пла­то­низ­ма и стоициз­ма, в гер­ме­тических тек­стах встре­ча­ют­ся биб­лей­ские ре­ми­нис­цен­ции (хо­тя в це­лом гер­ме­тическая ре­ли­ги­оз­ность име­ет языческий ха­рак­тер), а так­же гно­стические мо­ти­вы.

При­мер док­три­ны гно­стического ти­па со­дер­жит­ся в пер­вом трак­та­те Гер­ме­ти­че­ско­го кор­пу­са «Пой­мандр». Она вклю­ча­ет тео­ло­гию (уче­ние о Бо­же­ст­вен­ной триа­де: Бог-Ум-Отец-Свет, Сын-Сло­во, Ум-Де­ми­ург); кос­мо­го­нию, со­глас­но ко­то­рой от Све­та от­де­ли­лась и па­ла вниз Тьма-ма­те­рия, пре­вра­тив­шая­ся в че­ты­ре пер­во­эле­мен­та: во­ду, зем­лю, огонь и воз­дух; ан­тро­по­го­нию и ан­тро­по­ло­гию (че­ло­век-ар­хе­тип, об­раз и тво­ре­ние Бо­га-От­ца, влю­бив­шись в собственное от­ра­же­ние в пер­во­род­ной вла­ге, нис­пал в низ­ший мир и со­еди­нил­ся с При­ро­дой - от это­го сои­тия про­изош­ли лю­ди, ду­ши ко­то­рых бо­же­ст­вен­ны, а те­ла при­над­ле­жат низ­ше­му ми­ру); на­ко­нец, со­те­рио­ло­гию, пред­по­сыл­кой ко­то­рой яв­ля­ет­ся зна­ние-гно­сис о сво­ей бо­же­ст­вен­но­сти, а це­лью - вос­хо­ж­де­ние ду­ши к Бо­гу и слия­ние с ним.

В сред­ние ве­ка док­три­ны Герметизм в Западной Ев­ро­пе, Ви­зан­тии и у ара­бов слу­жи­ли обос­но­ва­ни­ем ал­хи­мии и ас­т­ро­ло­гии. В XV-XVII веках гер­ме­тические тек­сты поль­зо­вались ог­ром­ным ав­то­ри­те­том в Западной Ев­ро­пе и рас­смат­ри­ва­лись как древ­ней­шее бо­же­ст­вен­ное От­кро­ве­ние, пред­ва­ряю­щее как Мои­сея, так и Ор­фея, Пи­фа­гора и Пла­то­на. Влия­ние Герметизма ис­пы­та­ли М. Фи­чи­но, Пи­ко дел­ла Ми­ран­до­ла, Аг­рип­па Нет­тес­хейм­ский, Ф. Пат­ри­ци, Дж. Бру­но, Т. Кам­па­нел­ла и др. И да­же по­сле то­го как швейцарский фи­ло­лог и бо­го­слов И. Ка­зо­бон в начале XVII века ус­та­но­вил, что гер­ме­тические тек­сты на­пи­са­ны не ра­нее II века и не мог­ли при­над­ле­жать ми­фическому Гер­ме­су Трис­ме­ги­сту, к ним про­яв­ля­ли ин­те­рес Р. Бойль и И. Нью­тон. Герметизм сыг­рал оп­ре­де­лён­ную роль в ста­нов­ле­нии гу­ма­ни­стического ми­ро­воз­зре­ния и но­во­ев­ро­пей­ской нау­ки.

 

2) Тер­мин впер­вые был ис­поль­зо­ван ли­те­ра­ту­ро­ве­дом Ф. Фло­ра (1936) по от­но­ше­нию к на­ме­рен­но за­тем­нён­ной, ус­лож­нён­ной по­эзии сво­его вре­ме­ни. Для Герметизма ха­рак­тер­ны прин­ци­пи­аль­ная не­до­го­во­рён­ность, фраг­мен­тар­ность об­раз­но­го ря­да; вы­дви­же­ние ана­ло­гии в ка­че­ст­ве основного прин­ци­па, фор­ми­рую­ще­го кар­ти­ну ми­ра. В от­ли­чие от французского сим­во­лиз­ма (влия­ние ко­то­ро­го ощу­ти­мо в Герметизме), гер­ме­ти­ки не стре­мят­ся к му­зы­каль­ным или жи­во­пис­ным эф­фек­там; в их по­эзии сло­во пе­ре­да­ёт чув­ст­во, а не идею. Круп­ней­шие пред­ста­ви­те­ли Герметизма -  Дж. Ун­га­рет­ти, Э. Мон­та­ле, У. Са­ба, С. Ква­зи­мо­до; к гер­ме­ти­кам от­но­сят так­же А. Гат­то, П. Би­гонд­жа­ри, М. Лу­ци, А. Пар­рон­ки и др. Тео­ре­тическую плат­фор­му Герметизма раз­ра­бо­та­ли кри­ти­ки К. Бо и О. Мак­ри.

Исторические источники:

Hermès en Haute Égypte / Par J.-P. Mahé. Québec, 1978–1982. Vol. 1–2;

Cor­pus Hermeticum / Éd. par A. D. Nock; trad. par. A. J. Festugière. 4 éd. P., 1983. Vol. 1–4;

Зна­ние за пре­де­ла­ми нау­ки: мис­ти­цизм, гер­ме­тизм, ас­т­ро­ло­гия, ал­хи­мия, ма­гия в ин­тел­лек­ту­аль­ных тра­ди­ци­ях I-XIV веков. М., 1996;

Ча­ша Гер­ме­са: Гу­ма­ни­сти­че­ская мысль эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния и гер­ме­ти­че­ская тра­ди­ция. М., 1996;

Гер­ме­тизм, ма­гия, на­тур­фи­ло­со­фия в ев­ро­пей­ской куль­ту­ре XIII-XIX веков. М., 1999;

Вы­со­кий гер­ме­тизм. СПб., 2001.

Дополнительная литература:

Reitzenstein R. Poimandres: Studien zur griechisch-ägyptischen und frühchrist­li­chen Li­teratur. Lpz., 1904. Stuttg., 1966;

Giannessi F. Gli ermetici. Brescia, 1951;

Fes­tugière A. J. La révélation d’Hermès Tris­mégiste. P., 1950-1954. Vol. 1-4; idem. Her­métisme et mystique paїenne. P., 1967;

Moorsel G. van. The mysteries of Hermes Trismegistus: A phenomenologic study in the process of spiritualisation in the Corpus Hermeticum and latin Asclepius. Utrecht, 1955;

Troeger K.-W. Mys­terienglaube und Gnosis in Corpus Hermeti­cum XIII. B., 1971.

Ramat S. L’ermetismo. 2nd ed. Firenze, 1973.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Am­brose E.A. The Hermetica: an annotated bib­lio­graphy. St. Louis, 1992
  • Ту­ра­ев Б.А. Бог Тот. СПб., 2002
  • Йейтс Ф.А. Джор­да­но Бру­но и гер­ме­ти­че­ская тра­ди­ция. М., 2000
  • Зе­лин­ский Ф.Ф. Со­пер­ни­ки хри­сти­ан­ст­ва. М., 1996
  • Segal R.A. The Poimandres as myth: scholary theory and gnostic meaning. B. a. o., 1986
  • Barberi Squarotti G., Golfieri A.M. Dal tramonto dell’ermetismo alla neoavangardia. Brescia, 1984

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты