ГЕРАСИМОВСКИЙ НАПЕВ

0 комментариев

ГЕРАСИМОВСКИЙ НАПЕВ - совокупность мелодий церковных песнопений, сочиненных иеромонахом (впоследствии архимандритом) Герасимом (Завадовским) и введенных им в репертуар Александро-Невского монастыря и Санкт-Петербургского Придворного хора (очевидно, в 20-30-х годах XVIII века (до 1741 года)).

Известны 2 песнопения Герасимовского напева - «Тебе Бога хвалим» (из чина благодарственного молебна) и тропарь литургии «Единородный Сыне» с предшествующим «Слава, и ныне».

Герасимовский напев был зафиксирован прежде всего в Ирмологионах украинских певчих, составлявших в то время большую часть монашеской братии Александро-Невского монастыря. Песнопение «Единородный Сыне» Герасимовского напева встречалось с названием «невское» в рукописях конце 40-х - 60-х годах XVIII века и позже, что говорит о его распространении в певческом репертуаре и после смерти архимандрита Герасима (например: РГБ. Троиц. № 456: [Сб. укр. иерод. Ореста (Софрониева), сост. в СПб.]. Л. 233, 1748 г.; № 454: [Cб. иерод. Леонида (Хоцятовского)]. Л. 320, 1750 г.; НБУВ ИР. Ф. 1. № 5552: Ирмолой, [переписанный в ТСЛ иером. Артемием (Компайским), переданный им впоследствии киевскому Пустынно-Никольскому монастырю]. Л. 221, 1756 г.; НБУВ ИР. Ф. Пустынно-Никольского монастыря. № 555 п: Ирмологион. Л. 1, 1764 г.). Нотный сборник 1762 года, составленный в Новоспасской обители, имеет ссылки на песнопения «Единородный Сыне», «Блажен муж», переписанные «из Невского Ирмолога», что указывает, возможно, на рукописный протограф из Александро-Невского монастыря (ГИМ. Син. певч. № 29а, 29б. Л. 1, 233 и др.). С двойным названием - «невское» и имя автора - данное песнопение встречается в Ирмологионе Гавриила Головни (НБУВ ИР. Ф. ДА. № 351п. Л. 6, 381 об., 1752 г.), во 2-м его сборнике песнопение определено как «российское: творение Герасима архимандрита» (РНБ. Ф. ОЛДП. F. 511. Л. 8, 1762 г.), с названием «российское» Герасимовский напев переходит и в другие украинские Ирмологионы.

Гимн «Тебе Бога хвалим» Герасимовский напев был зафиксирован в составленных в России украинских сборниках примерно в начале 50-х годов XVIII века (РГБ. Троиц. № 454. Л. 323 об.). В тексте Головни 1752 года он сопровождается заголовком «Знамен Роспев / сочинен / Iеромонахом / Герасим / Генералом / Басом».

В 1772 году оба песнопения Герасимовского напева были опубликованы в московском cинодальном Обиходе с редакторскими исправлениями: отсутствует «Слава:» перед тропарем «Единородный Сыне» (осталось «И ныне:»), исключено несколько мелизматических оборотов. Это издание стало источником для дальнейшего распространения Герасимовского напева, судя по уточнениям в рукописях: «герасимовская с обихода печатнаго» и подобным (НБУВ ИР. Ф. 1. № 5357 [Харьков?]. Л. 240, 1-я четверть ХIХ века). В конце ХVIII - начале ХIХ веков встречается и определение «невское», что говорит о продолжавшемся копировании Герасимовского напева из рукописей (Там же. Ф. 1. № 5586. Л. 292), поскольку это указание отсутствует в тексте синодального Обихода.

С Герасимовским напевом, так же как и с другими новейшими напевами и гармонизациями того времени, связано стилевое обновление репертуара Александро-Невского монастыря. От песнопений традиционного знаменного распева (на те же тексты) Герасимовский напев наследует четкое деление на строки и силлабический стиль, однако появляются черты нового музкального направления: в мелодике песнопений Герасимовского напева есть признаки тонально-гармонической системы, звуковысотный диапазон напевов расширяется, в распевы отдельных слов (согласно смыслу) включены мелизматические обороты («юбиляции»), в песнопении «Тебе Бога хвалим» орнаментированы целые фразы. В рукописях отмечены варианты Герасимовского напева, что свидетельствует о его активном бытовании и частичном изменении при исполнении в различных обителях. Начальная попевка тропаря «Единородный Сыне» имеет выразительный мелодический рельеф, по которому Герасимовский напев легко узнается. Характерным признаком этого песнопения является свойственный украинской традиции распев префикса в слове «вочеловечивыйся», сохраненный почти во всех источниках (кроме синодального Обихода) и отличающийся от принятой в песнопениях знаменного распева XVI-XVIII веков словоформы «вчеловечившийся».

В ХVIII веке Герасимовский напев исполнялся, вероятно, на 2 голоса в терцию (не исключено, что и в 3-, 4-голосном изложении), хотя в украинских Ирмологионах в виде 2-голосия не зафиксирован. Мелодические варианты песнопения «Тебе Бога хвалим» в синодальном Обиходе и в Ирмологионе Головни 1752 года могут сочетаться между собой соответственно как ведущий голос и его терцовая дублировка, но в орнаментальных оборотах мелодии перекрещиваются. Для песнопения «Единородный Сыне» большинство источников содержит т. н. основной голос, 2-голосие изложено в печатном сборнике Придворной певческой капеллы начала ХIХ века (Пение Божественной Литургии. Л. 24-25).

В ХIХ веке Герасимовский напев не получает значительного распространения. В будничном богослужении, судя по изданиям Придворной певческой капеллы во время руководства А.Ф. Львова и Н.И. Бахметева, предпочтение отдавалось кратким силлабическим напевам, тогда как Герасимовский напев использовали в торжественных случаях. С этой целью Герасимовский напев применялся в репертуаре капеллы в начале ХIХ века, но уже без упоминания имени автора, например песнопение «Единородный Сыне» с названием «великое» (Пение Божественной Литургии) употреблялось наряду с будничным кратким (Там же. Л. 1 об.). В украинской традиции были приняты местные и монастырские напевы. В ХIХ веке песнопение «Единородный Сыне» Герасимовского напева было гармонизовано В.А. Бирюковым (с названием «киевского напева») и А.И. Альбановым (Лисицын. Обзор).

Издания:

Обиход церковный нотнаго пения. М., 1772. Л. 147 об.- 148, 330 об.- 334;

Пение Божественной Литургии Златоустаго: Придворное простое. Б. г., б. м. [СПб., между 1804 и 1810 гг.]. Л. 34.

Иллюстрации:

"Единородный Сыне" Герасимовского напева. Синодальный Обиход. М., 1772. Л. 147 об. Архив ПЭ.

©Православная энциклопедия

Литература
  • Ясиновський Ю.П. Украïнськi та бiлоруськi нотолiнiйнi Iрмолоï 16-18 ст.: Кат. Львiв, 1996. С. 402, 429, 432, 446-448, 451, 454, 455, 459, 480, 481, 570
  • Вознесенский И., протоерей. Церковное пение правосл. Юго-Зап. Руси по ирмологам ХVII и ХVIII вв. Вып. 2: Сравн. обозрение церк. песнопений и напевов старой Юго-Зап. Руси, по ирмологам ХVII и ХVIII вв., ирмологу Г. Головни 1752 г. / Моск. синод. изд. и гармонич. перелож.: Л. Д. Малашкин. М.; Лпц., 1898. С. 11
  • Лисицын. Обзор. С. 20, 27
  • Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России. М., 1928. Вып. 4. С. 28

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты