ГЕРАСИМОВА-ПЕРСИДСКАЯ НИНА АЛЕКСАНДРОВНА

0 комментариев

ГЕРАСИМОВА-ПЕРСИДСКАЯ НИНА АЛЕКСАНДРОВНА - украинский музыковед, исследователь украинской традиции многоголосного пения ХVII века.

Автор нескольких монографий, более 100 статей, составитель нотных антологий и сборников научных трудов, организатор и участник международных конференций по проблемам старинной музыки, общественный деятель, педагог.

В 1951 году окончила историко-теоретический, в 1952 году - фортепианный факультет, в 1954 году - аспирантуру Киевской государственной консерватории (ныне Национальная музыкальная академия Украины (НМАУ)). С 1950 года до настоящего времени преподает на кафедре теории музыки НМАУ. С 1979 года профессор, доктор искусствоведения (1978). В 2000 году по инициативе Герасимовой-Персидской в НМАУ была организована кафедра старинной музыки под ее руководством. Читала лекции в университетах Европы (1985, 1986, 1990, 1992) и США (1990). С 1987 года член Международного музыковедческого общества (IMS). С 1991 года член Европейского общества культуры (SEC). Заслуженный деятель искусств Украины (1997). Лауреат премии имени Н. Лысенко (1990). Академик АН Высшей школы (1994). Член-корреспондент Академии искусств Украины (2001). В 1995-2002 годах - генеральный секретарь украинского национального комитета Международного музыкального совета (IMC) ЮНЕСКО. Координатор по связям с Советом по традиционной музыке (IСТМ).

До середины 60-х годов XX вкув Герасимова-Персидская исследовала проблемы современной украинской музыки. Затем стала заниматься источниковедческим описанием собраний партесных концертов, хранящихся в РО ЦНБ АН Украины (ныне ИР НБУВ), по т. н. поголосникам. Ею было описано 76 книг: 25 из коллекции Киево-Печерской лавры (3 комплекта) и 51 из фонда киевского Софийского собора (7 комплектов). Особое значение имело обнаружение Герасимовой-Персидской редких экземпляров лаврских конволютов с разделами конца ХVII - начала ХVIII веков, поскольку многие источники этого периода погибли при пожаре в Киево-Печерской лавре в 1718 году. Впоследствии тексты партесных концертов были найдены Герасимовой-Персидской в рукописях, хранящихся в фондах России, Литвы, Сербии, в т. ч. в юго-западнорусских Ирмологионах.

Анализ певческого содержания рукописей позволил Герасимовой-Персидской выделить богослужебные песнопения и партесные концерты (около 500), составить их алфавитный указатель и инципитный музыкальный каталог (в 3 томах). В процессе изучения было рассмотрено свыше 650 концертов, было выяснено авторство некоторых произведений, реконструированы нотные тексты (восстановлены партии из отсутствующих поголосников некомплектных собраний) и подготовлено 1-е издание несколько концертов (1976). Благодаря работе Герасимовой-Персидской было расширено представление о творчестве Н.П. Дилецкого как композитора, найдено в рукописях и опубликовано в 1981 году 3 литургийных цикла, «Воскресенский канон», ряд концертов. В 1991 году издана 21 партитура «мотетов» (5- и 6-голосных концертов для малого состава хора) неизвестных авторов из фондов библиотеки Матицы Сербской в городе Нови-Сад (Сербия). Произведения, опубликованные Герасимоваой-Персидской, вошли в репертуар многих хоровых коллективов.

В работах Герасимовой-Персидской освещен широкий круг вопросов, касающихся жанрово-стилистического слоя украинского церковного многоголосия 2-й половины ХVII-ХVIII веков. Герасимова-Персидская по-новому охарактеризовала развитие традиции украинского многоголосия и формирование партесного концерта как национального варианта европейского хорового стиля барокко, исследовала особенности словесно-музыкального ряда партесных концертов как результат профессионального композиторского творчества, рассмотрела принципы претворения канонических текстов и их стихотворных парафраз, жанровые разновидности, тональные и композиционные планы произведений, формирование прозрачной или плотной хоровой фактуры, особенности голосоведения, чередование ладотональностей (см.: Хоровий концерт на Украïнi в XVII-XVIII ст. К., 1978; Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М., 1983). В статьях уделено внимание аспектам музыкального времени и пространства, принципу контраста, формирующему дискретный план произведения нового стиля - барокко, качественно отличающийся от континуального и внутренне цельного распева древнего монодийного песнопения (О двух типах музыкального хронотопа // Литература и искусство в системе культуры: Сб. ст. М., 1988. С. 343-348; От формулы к фигуре // Musica antiqua. Bydgoszcz, 1988. Vol. 8. С. 413-427). Ряд наблюдений Герасимовой-Персидской касается вопросов соприкосновения партесного пения и западноевропейского многоголосия ХVI-ХVII веков, знаменного распева, народно-музыкального творчества (Переход от «знамени» к «киевской квадратной ноте» в музыке Юго-Западной Руси // Музыка. Культура. Человек: Сб. ст. Свердловск, 1991. Вып. 2. С. 58-64; Русская музыка XVII века - встреча двух эпох. М., 1994; Послання ап. Павла в творi Шютца та в покаянному мотетi // Украïнсько-нiмецькi музичнi зв'язки минулого i сьогодення. К., 1998. С. 6-22).

Проблемы истории и теории музыкальныхформ и жанров 2-й половины XVII-XVIII веков разработаны под рукововдством Герасимовой-Персидской в кандидатских диссертациях К.М. Берденниковой («Гомилетические традиции в творчестве И.С. Баха»), Н.В. Заболотной («Проблема индивидуальности художественного целого…»; по материалам 80 партесных концертов), Л.В. Ивченко («Украинский кант ХVII-ХVIII веков»), Т.В. Гусарчук в исследовании творчества А.Л. Веделя, И.А. Чижик в статьях о знаменном распеве по изданиям ХVIII века, Е.Ю. Шевчук в исследованиях украинской церковной монодии, и др.

Издания:

«Слепый родивыйся»: (Концерт) // Хрестоматiя укр. дожовтневоï музики. К., 1974;

Партесный концерт: Материалы по истории украинской музыки. К., 1976;

Дилецький М. Хоровi твори. К., 1981;

Украïнськi партеснi мотети поч. XVIII ст. з югославських зiбрань. К., 1991.

Сочинения:

Список работ Г.-П. до 1999 года опубл.: Цирiкус К. Нiна Герасимова-Персидська - музикознавець-медiєвiст: (Бiблiогр. [1959-1995 рр.]) // ЗНТШ. 1996. Т. 232. С. 572-578);

Русское церковное пение XI-XX веков: Исследование, публикация 1917-1999 годов: Библиографиеский указатель / Составитель: И.Е. Лозовая и др.; научный редактор: монахиня Елена (Хиловская). М., 2001;

Некоторые заметки по текстологии нотолинейных рукописей // Гимнология. М., 2000. Вып. 1. С. 403-415;

«Граматика» М. Дилецького як джерело атрибуцiй його невiдомих творiв // Музикознавство: з XX у XXI ст.: Наук. вiсник НМАУ. 2000. Вип. 7. С. 34-45;

Iзоритмiчнi мотети Гiйома де Машо i ïх «готична» концепцiя форми // Киïвське музикознавство. 2001. Вип. 6. С. 5-24;

Львiвський Iрмологiон 1700 року як явище муз. культури // Καλοφωνία: Наук. зб. з icторiï церк. монодiï та гимнографiï. Львiв, 2002. Число 1. С. 19-24;

Православная литургия в аспекте ее музыкального компонента // Манрусум: Вопросы истории, теории и эстетики духовной музыки. Ереван, 2002. Т. 1. С. 101-118;

От «рес факта» к «опусу»: структура и процесс // Музичний твiр як творчий процес: Наук. вiсник НМАУ. 2002. Вип. 21. С. 3-10;

Music of the Orthodox Liturgy and Its Stylistic Transformation // Musica antiqua Europa orientalis. Bydgoszcz, 2003. Vol. 12. Р. 133-142;

Неомедиевизм в современной музыке как показатель смены культурной парадигмы // Старовинна музика - сучасний погляд: Наук. вiсник НМАУ. 2003. Вип. 24. С. 6-12;

Гипотеза и факт - некоторые притчи в истории музыки XVII века // Гимнология. М., 2003. Вып. 3: Церк. пение в ист.-литург. контексте: Восток - Русь - Запад. С. 305-311;

Жанр канона в богослуж. пении XVII-XVIII веков // Там же. Вып. 4: Византия и Вост. Европа: Литург. и муз. связи. С. 237-251;

Шпенглер версус современность // Музика в просторi культурi: Наук. вiсник НМАУ. 2004. Вип. 33. С. 3-11.

Иллюстрации:

Фотография. Н.А. Герасимова-Персидская. 2000 г. Архив ПЭ.

©Православная энциклопедия

Литература
  • Берденникова К.М. Нiна Герасимова-Персидська: (До дня народження) // Мистецькi обрiï: Альм., 2001/2002. К., 2003. Вип. 4/5. С. 429-431 и др.
  • [Герасимова-Персидская Н.А.]. Gerasimova-Persidskaja N. // MGG. Kassel, 2001. Personenteil. Bd. 7
  • Musicae Ars et Scientia: Кн. на честь 70-рiччя Н. Герасимовоï-Персидськоï: Наук. вiсник НМАУ. 1999. Вип. 6
  • Сидоренко Н.Н. // Муз. энциклопедия. М., 1973. Т. 1. Стб. 965

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты