ГЕРАКИ

0 комментариев

/ Ориг.: Γεράκι

ГЕРАКИ (Ераки; греч. Γεράκι) - город на Пелопоннесе (на месте античного г. Геронтры), к юго-востоку от Спарты, в котором сосредоточено значительное число византийских памятников; название происходит от знатного византийского рода Иераков.

В начале XIII века, во время правления франков на Пелопоннесе, Гераки стал одним из 12 баронств Морейского деспотата. В 1210 году французский рыцарь Гвидо де Нивеле построил на горе над Гераки крепость, ставшую в XIII веке стратегическим пунктом на дороге между Мистрой и Монемвасией. В крепости находятся византийские церкви Богоявления (XIII век), святых Таксиархов (XIII, XV века), великомученика Георгия (XIV век), святой Параскевы (XV век), Божией Матери «Живоносный Источник» (XV век), пророка Илии (XV век). К византийским постройкам в городе относится ряд храмов XII-XIV веков, построенных из камня и плинфы. Эти храмы, как правило, включают фрагменты ранних сооружений.

Церковь Евангелистрии (XII век) - 4-столпная, типа вписанного креста. Особенностью храма является увеличенный купол на 8-гранном барабане, в котором изначально было 8 окон (часть заложена), существующие окна в стенах растесаны позднее. Рукава планового креста перекрыты 2-скатными кровлями; над западным рукавом возвышается звонница.

Храм был расписан трижды, но каждый раз не полностью. Первоначальный ансамбль фресок большинство исследователей относят к XII веку. В куполе - поясное изображение Господа Вседержителя; необычно написание монограммы IC XC, буквы которой развернуты на 90° относительно лика. Вокруг фигуры Спасителя - орнаментальный пояс, ниже - изображения небесных сил: ангелов, тетраморфов и серафимов, поклоняющихся Этимасии. В барабане в простенках - ростовые фигуры пророков. В парусах помещены изображения евангелистов (образ апостола Матфея не сохранился). В конхе апсиды - Богоматерь Платитера, ниже - 4 святителя.

Каменная алтарная преграда, построенная в то же время, что и храм, расписана с 2 сторон: на обращенной в алтарь - 2 святителя, один из которых - Афанасий Великий; на обращенной в наос - Богоматерь и архангел Михаил (слева), Иисус Христос и святой Иоанн Предтеча, ангел пустыни (справа); под слоем XV века сохранились фрагменты ранней росписи.

В люнете северного рукава - «Сошествие во ад», западного - «Распятие», южного - «Введение Богоматери во храм» (в левой части - «Кормление Богоматери ангелом», композиция пострадала при растесывании оконного проема). На столпах - образы святых.

Церковь во имя святителя Иоанна Златоуста (бывшая кладбищенская) - зального типа, с одной полукруглой апсидой, перекрыта цилиндрическим сводом. Вход в храм, расположенный в центре южной стены, выложен 4 мраморными плитами римского времени; над дверным проемом - плита с надписями. Вход в северной стене был заложен во время ремонта в 1450 года. Стены декорированы ромбовидными узорами, выложенными керамической плиткой. В интерьере вдоль северной и южной стен расположены 3 пары глухих ниш (1,6×1,7 м), характерные и для других церквей Гераки, типологически восходящих к архитектуре Крита и Кипра. На каменной алтарной преграде (того же времени, что и храм) сохранились фрагменты росписи (изображение святителя Иоанна Златоуста на троне - на стороне, обращенной в наос).

Роспись, как и сам храм, датируется рубежом XII-XIII веков или концом XIII - началом XIV веков. В конхе апсиды помещено поясное изображение Богоматери Платитеры с Младенцем Христом в сфере и 2 поклоняющимися ангелами. Ниже - композиция «Поклонение жертве»: святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и Афанасий перед престолом с киворием, на котором в огромном дискосе - Спаситель. Его тело покрыто 4-угольным красным платом с крестом, из прободенного ребра струится кровь в стоящий рядом дискос.

Над алтарной конхой - «Благовещение», на своде над алтарем - «Вознесение»: медальон с образом Христа во славе поддерживают 4 ангела, ниже - 2 группы апостолов.

На своде наоса - евангельский цикл: «Введение во храм и кормление Богоматери ангелом», «Рождество», «Сретение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Поцелуй Иуды», «Воскресение» (в 2 сценах - «Жены-мироносицы у Гроба Господня» и «Сошествие во ад»), «Успение Богоматери». Изображения святых представлены в верхней зоне наоса: в медальонах - погрудно, в простенках между аркосолиями - в рост. В нишах северной стены изображены «Успение святителя Иоанна Златоуста», великомученик Георгий, поражающий змея, и Собор архангелов, южной стены - Деисус и святые Феодор Стратилат и Феодор Тирон. В люнете западной стены - «Распятие»; ниже - святые Константин и Елена с крестом и «Восшествие Христа на крест».

Портрет ктитора - иерея и хартофилакса Христофора Кондолеоса, изображенного в белых одеждах в молении ко Христу (в левой части наоса, внизу),- относится, как следует из надписи, к 1450 году; тогда же было выполнено изображение пророка Елисея в наосе.

Церковь во имя святителя Николая построена по плану, объединяющему 2 помещения зального типа, вытянутые по оси «восток-запад», каждое из них перекрыто 2-скатной кровлей. Северная часть храма имеет большую полусферическую апсиду с 1 окном (первоначально была 5-гранной). Южное помещение - без апсиды, что характерно для ряда храмов-усыпальниц (например, костница Неа-Мони на Хиосе, церковь Богоматери Елеусы в Велюсе). В юго-восточную часть храма включен фрагмент стены более древнего сооружения, на которую опирается свод; южную стену поддерживают контрфорсы. Обрамления наружных ниш декорированы керамическими украшениями. Поребрик на стенах появился после реставрации в 1937 году.

Фрески, значительная часть которых утрачена после обрушения свода, датируются концом XIII века (по аналогии с фресками монастыря Градац и в Арилье, Сербия). В конхе апсиды - фрагменты фигуры Господа Вседержителя и 2 архангелов по сторонам. Это единичный пример подобной композиции в росписях церквей Гераки, типичной для храмов Каппадокии и Италии. Ниже частично сохранились фигуры святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Афанасия Великого.

На обращенной в алтарь стороне каменной алтарной преграды изображено «Причащение преподобной Марии Египетской», на стороне, обращенной в наос,- Христос на троне (справа), Богородица на троне с Младенцем Христом на коленях (слева).

В нишах северной и южной стен наоса и между ними - образы святых. На западной стене над дверным проемом сохранились фрагменты «Распятия»; ниже, по сторонам проема,- ангел и «Восшествие Христа на крест». Иконографическая программа южной части храма была посвящена Второму пришествию Иисуса Христа, что также может указывать на его погребальное назначение. Сохранились фрагменты росписи, входящие в композицию «Страшный Суд»: море отдает мертвецов, трубящий ангел, мучение грешников.

Церковь во имя святых Феодоров (предположительно конец XIII - 1-я половина XIV веков или XIV-XV века), 1-апсидная, имеет 2 входа с западной и южной сторон, перекрыта крестовым сводом; освещается 2 окнами, расположенными в южном тимпане и в алтаре. Ниши на внешних стенах храма имеют обрамления из плинфы, апсида украшена поребриком. Фрески не сохранились; возможно, храм расписан не был.

Церковь во имя святителя Афанасия Великого (XII-XIII века) (кладбищенская) принадлежит к 4-столпным купольным постройкам типа вписанного креста с 3 апсидами. Купол и своды храма, пострадавшие от землетрясения, воссозданы во время реставрационных работ 1960-1963 годов по образцу купола церкви во имя мученика Созонта. Арочные завершения окон и входа, украшения западного и южного фасадов выложены из плинфы.

Фрески сохранились частично. В конхе апсиды изображена Богоматерь с Младенцем на троне; ниже - «Причащение апостолов», фрагменты изображений святителей (лик святителя Афанасия Великого). В алтаре представлены - «Введение Богоматери во храм», «Тайная вечеря», фрагменты «Вознесения Иисуса Христа». По преданию, первоначально храм был посвящен архангелу Михаилу, что находит подтверждение в росписи - образ архангела Михаила и его чудеса занимают одно из центральных мест: на северной стене - ростовые изображения архангела Михаила и великомученика Георгия, композиции «Чудо в Хонех», «Архангел Михаил с Иисусом Навином», «Падение Иерихона».

Церковь во имя мученика Созонта (XII или XIII-XIV века) возведена на месте раннехрист. базилики, принадлежит к тому же типу, что и церковь святителя Афанасия. Северный и южный фасады украшены узорами, выложенными керамической плиткой. Ребристый купол установлен на 8-гранном барабане, окна граней которого чередуются с глухими нишами, обрамленными поребриком.

Роспись сохранилась фрагментарно. В барабане помещены изображения ангелов, поклоняющихся Этимасии, и фриз с ростовыми фигурами пророков. В конхе центральной апсиды угадывается образ Богоматери на троне с Младенцем и 2 поклоняющихся ангела. Росписи апсиды разделены на 3 горизонтальные зоны: в верхней - «Евхаристия», ниже - Нерукотворный образ Спасителя (нижняя граница нимба совпадает с линией шеи, концы белого орнаментированного плата свободно ниспадают), по его сторонам - святители, в нижней зоне - композиция «Поклонение жертве». На стенах вимы помещены «Рождество Богоматери», «Введение во храм», «Бегство в Египет», «Отрок Христос проповедует в храме». В диаконнике в конхе в 2 ряда изображены святители в рост.

В наосе сохранились композиции «Плач Рахили о своих детях» и «Добрый самаритянин», медальоны с изображением святых Анастасии Римляныни и Иулиты.

Иллюстрации:

Фото. Церковь Евангелистрии. XII век. Архив ПЭ;

Поклонение жертве. Роспись апсиды церкви святителя Иоанна Златоуста. Рубеж XII-XIII веков (или конец XIII - начало XIV веков). Архив ПЭ;

Причащение преподобной Марии Египетский. Роспись церкви во имя святителя Николая. Конец XII века. Архив ПЭ;

Церковь во имя святителя Николая. XIII век. Архив ПЭ;

Церковь во имя мученика Созонта. XII/XIII-XIV века. Архив ПЭ.

©Православная энциклопедия

церковь во имя созонта.jpg
церковь во имя.jpg
причащение.jpg
поклонение жертве.jpg
Литература
  • Ϫημητροκάλλης Γ. Γεράκι: Οι τοιχοϒραφίες των ναών του Κάστρου. Αθήνα, 2001
  • Μουτσόπουλος Ν. Κ., Ϫημητροκάλλης Γ. Γεράκι: Οι εκκλησίες του οικισμού. Θεσσαλονίκη, 1981
  • Panayotidi M. Les églises de Geraki et de Monemvasie // XXII° Corso di Cultura sull, Arte Ravennate e Bizantina. Ravenna, 1975
  • Μουρίκη Ντ. Αἱ Ϫιακοσμήσεις τῶν τρούλλων τῆς Εὐαϒϒελιστρίας καί τοῦ ῾Αϒίου Σώζοντος Γερακίου // ᾿Αρχαιολοϒική ᾿Εφημερίς. 1971. Σ. 1-7; idem. Οἱ Τοιχοϒραφίες τοῦ Σωτῆρα κοντά στό ᾿Αλεποχώρι τῆς Μεϒαρίδας. ᾿Αθῆνα, 1978
  • Κουνουπιώτου Ε. Γεράκι: Συντήρησις Τοιχοϒραφιῶν // ᾿Αρχαιολοϒικά ᾿Ανάλεκτα ἐξ ᾿Αθηνῶν. 1971. Τ. 4
  • Γριτσόπουλος Τ.Α. Γεράκι // ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 313-316

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты