ГЕОРГИЙ СИНКЕЛЛ

0 комментариев

/ Ориг.: Γεώργιος ὁ Σύγκελλος

ГЕОРГИЙ СИНКЕЛЛ (Γεώργιος ὁ Σύγκελλος) - византийский историк-хронист.

Монах, синкелл Константинопольского патриарха святителя Тарасия (784-806 годы). Автор «Избранной хронографии» (᾿Εκλογὴ χρονογραφίας) - всемирной хроники - от сотворения мира до конца III века по Р. Х. (текст обрывается на воцарении императора Диоклетиана); в предисловии Георгий Синкелл сообщает о намерении довести повествование до 6300 года мира (808 год по Р. Х.), однако болезнь помешала этому, и на смертном одре он поручил завершить труд своему другу преподобному Феофану Исповеднику, продолжившему хронику до 813 года. Принципы организации материала в «Хронографии» преподобного Феофана и его литнратурные приемы существенно отличаются, что не позволяет видеть в нем простого редактора 2-й части хроники Георгия Синкелла.

Труд Георгия Синкелла представляет собой грандиозную компиляцию из разнородных сочинений, названия которых, как правило, указываются. Помимо историков обильно цитируются Священное Писание, апокрифы, богословские труды и др. Основными источниками исторической информации являются всемирные хроники Юлия Африкана (III век), Евсевия Кесарийского (конец III - начало IV веков), александрийских монахов Панодора и Аниана (конец IV - начало V веков), а также Иосиф Флавий. Многие из источников, которыми пользовался Георгий Синкелл, утрачены, так что приводимые им большие цитаты из них придают его сочинению значительную ценность. Благодаря Георгию Синкеллу известны (видимо, через посредство александрийских хронистов) крупные отрывки из сочинений Манефона и Бероса (III век до Р. Х.), из древнейшей христианской хроники Юлия Африкана, а также греческие тексты Книги Еноха и Книги юбилеев (т. н. Тонкое Бытие), «Житие Адама» и другие апокрифы.

Хронологическая концепция Георгия Синкелла базируется на т. н. александрийской эре, изобретенной Анианом Александрийским. Согласно его системе, сотворение мира началось в воскресенье 25 марта 1 года (5492 год до Р. Х.) - ровно за 5500 лет до Божественного Воплощения (в ночь с воскресенья 24 марта 5500 года на понедельник 25 марта 5501 года мира, 9 год по Р. Х.); Рождество Христово датировано 25 декабря того же года, Распятие - через 33 года земной жизни Спасителя, в пятницу 23 марта, в пасхальное полнолуние, а Воскресение - 25 марта 5534 года мира (42 год по Р. Х.). 3 осевых события мировой истории - начало творения, домостроительство Воплощения и спасительное Воскресение, обновившее творение,- приходятся на один и тот же «святой первозданный день 1-го месяца, у евреев 1 нисана, у римлян 25 марта, у египтян 29 фаменот» (Georg. Sync. Chron. P. 1). Это символическое соответствие, а также ровно 5500 лет от Адама до Христа, мистически указывающие на явление Нового Адама точно в середине 6-го тысячелетнего «дня Господня» (по аналогии с созданием Адама в 6-й день творения),- важнейшие для Георгия Синкелла доказательства истинности александрийской хронологии. В VII-VIII веках более распространенной хронологической системой в Византии была т. н. византийская эра, отличающаяся от александрийской на 16 лет (1 год = 5509/5508 годы до Р. Х.). Попытка Георгия Синкелла возродить авторитет «истинного счета александрийцев», опираясь на имена и творения священномученика Ипполита Римского, монаха Аниана и преподобного Максима Исповедника (Ibid. P. 381-382), была поддержана Феофаном; однако в IX-X веках византийская эра окончательно вытеснила александрийскую.

Хронологическая канва описания выстроена Георгием Синкеллом по годам в 1-й части от сотворения мира, во 2-й - от Божественного Воплощения, с ними соотнесены годы ветхозаветных патриархов, царей и императоров. Георгий Синкелл в отличие от Африкана, Евсевия и «Пасхальной хроники», а также от Феофана не выстраивает четкой системы анналистического типа («канона»); в результате материал оказывается собранным в блоки, соответствующие отдельным царствованиям; это нарушает строгую хронологическую привязку событий, но дает возможность вставлять в текст пространные богословские и другие цитаты, не разрывая их цельности (чем часто вынужден жертвовать строгий «анналист» Феофан).

В начальных разделах компиляции Георгий Синкелл основывает рассказ в большей степени не на канонической книги Бытия, а на Книге юбилеев, поскольку там намного подробнее изложены ветхозаветные события. Характерно, что при этом хронист заявляет, что «таким, как мы, несовершенным не следует допытываться и любопытствовать о том, о чем умалчивается в богодухновенном Писании» (возможно, скрытая цитата из преподобного Анастасия Синаита - ср.: Anast. Sin. Hodegos. IV 32-36), ибо «все, что полезно и дозволено людям, изложено для нас через Духа Святого, и поступающим правильно не следует идти далее божественных определений, дабы вместо малой пользы не навлечь на себя великого вреда». Однако Георгий Синкелл считает необходимым обратиться к неканоническим текстам, «чтобы допытывающиеся не впали в еще более нелепые мнения» (Georg. P. 3-4). Излагая по апокрифическим книгам историю Адама и Евы в раю, хронист поясняет, что делает это «из любви к науке» (φιλομαθίας χάριν - P. 5). В повествовании о допотопных временах Георгий Синкелл придерживается восходящей к ветхозаветным апокрифам интерпретации библейских «сынов Божиих» (Быт 6. 1-4) как потомков Сифа, сына Адама, прозванных за свое благочестие «бодрствующими» (ἐγρήγοροι); совращенные диаволом, они в 1000 году мира отступили от своей доблестной жизни «в Эдеме напротив рая» и породили исполинов от «дочерей человеческих», происходивших от других сыновей Адама, коих у него всего насчитывалось 33 (P. 11; ср.: Vita Adam 24. 3 = Apocalypsis Mosis. 5. 1). Повествование иллюстрируется цитатой из книги «Имуф» египетского философа Зосима Панополитанского о сношении женщин с демонами, научившими их всяким наукам и искусствам (P. 13-14).

Последовательно проводя хронологию Аниана, Георгий Синкелл не во всем разделяет взгляды александрийских хронистов; предметом его особой критики стала попытка Панодора и Аниана согласовать с Библией мифическую хронологию египтянина Манефона и вавилонянина Бероса, пересчитав указанные у них гигантские числа царствования первых царей в лунных месяцах и днях соответственно. При помощи этой процедуры удалось получить, что первые династии воцарились одновременно в Вавилоне и Египте в одном и том же 1059 году мира, за 1183 года до Всемирного потопа, и приписать их основание библейским исполинам. Георгий Синкелл категорически отрицает существование допотопных царств, поскольку о них не упоминается в Библии (P. 14-20).

Любопытным примером подхода Георгия Синкелла к разрешению хронологических проблем, имеющихся в Библии, является сюжет с датировкой перехода Авраама и смерти Фарры. Авраам перешел из Харрана в Ханаан в 75 лет после смерти Фарры (Деян 7. 2-4), но Фарра после рождения Авраама и его братьев прожил 205 лет (Быт 11. 26, 32). Георгий Синкелл разрешает противоречие, видя в словах мученника Стефана в Деяниях апостолов указание на духовную, а не на физическую смерть отца Авраама (P. 105-108).

В основе изложения истории Израильского царства лежат «Иудейские древности» Иосифа Флавия, вероятно, из-за того, что историческая информация в книгах Свящ. Писания слишком разбросана и менее полна. В противоположность другим византийским хронистам (Иоанну Малале, Георгию Амартолу) Георгий Синкелл не придает значения провиденциалистской исторической концепции о 4 мировых царствах, основанной на известном пророчестве Даниила; идея о Римской (Византийской) империи как о последнем мировом царстве накануне Второго пришествия в хронике Георгия Синкелла не находит никакого отражения.

Во 2-й части труда, посвященной Римской империи I-III веков (P. 359-478), Георгий Синкелл вместо тематических разделов о тех или иных событиях в разных странах мира вводит несколько более строгую рубрикацию по годам от сотворения мира. Повествование об Иисусе Христе и о начале Римской империи построено на чередовании сведений из 3 блоков: 1) история Рима в правление Августа и Тиберия (в основном по хронике Евсевия Кесарийского; история Антония и Клеопатры передана по Юлию Африкану - P. 371-372); 2) история Иудеи и династии Ирода (по трудам Иосифа Флавия и Евсевия); 3) новозаветное повествование; наиболее часто Георгий Синкелл пользуется Евангелием от Луки, по которому изложены Благовещение, Рождество (P. 380-382), эпизод с проповедью мальчика Иисуса в Иерусалиме (P. 385), проповедь Иоанна Предтечи, Крещение Христа и убийство Иоанна (P. 387-388), Распятие и Воскресение (P. 388-390). Особое внимание уделено распятию и чудесным событиям («мрак», землетрясения), происшедшим в это время во всем мире. Здесь Георгий Синкелл приводит пространные выписки из трудов Юлия Африкана и Евсевия (P. 390-397). Характерно, что Георгий Синкелл не считает Тайную вечерю пасхальной трапезой, называя день Страстей Господних, пятницу 23 марта 5534 г. мира (42 г. от Р. Х.), 14 нисана, в чем якобы каждый может убедиться из пасхалии (P. 395). В действительности по александрийской пасхалии этот день оказывается 15 нисана; фактически это вынуждает отказаться от традиции, восходящей к Иоанну Богослову и общепринятой в Византии, согласно которой Христос как истинный Агнец Божий пострадал в день заклания пасхальных агнцев и не вкушал пасхи перед распятием (эту традицию отстаивает, в частности, автор «Пасхальной хроники» - Chron. pasch. P. 10-16). Т. о., Георгий Синкелл отказывается признать этот изъян александрийской хронологической системы.

О проповеди апостолов известно из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, в ряде мест изложение дополнено по новозаветным Деяниям и сочинениям Иосифа Флавия.

Финальная часть хроники не завершена. В изложении событий этого времени Георгий Синкелл использует обширные цитаты из «Церковной истории» Евсевия, из творений Юстина Философа, Игесиппа, Иринея Лионского (по Евсевию). Он приводит имена и годы предстоятельства епископов 4 патриарших кафедр, располагая их в необычном порядке: Рим, Антиохия, Александрия, Иерусалим. Сообщает о церковных писателях, святых. Информация об истории императорского Рима очень скудна и служит лишь фоном для рассказа о распространении христианства.

Несмотря на обширные цитаты из других произведений, на компилятивный метод работы, часто некритическое восприятие различных мифологических традиций, труд Георгия Синкелла является важнейшим источником по хронологии древних цивилизаций (в т. ч. Египта), наиболее полно раскрывающим знания античного и средневекового общества о мировой истории и содержащим множество уникальных сведений по истории разных стран и эпох. Скептические отзывы об исторической ценности сочинения Георгия Синкелла, свойственные европейским ученым Нового времени, в современной историографии уступают место не только признанию необходимости углубленного изучения его отдельных частей, но и рассмотрению в целом этой грандиозной панорамы мировой истории, созданной в один из ее переломных моментов.

1-я часть «Избранной хронографии» Георгия Синкелла (до Цезаря) сохранилась в 2 рукописях XI века (Parisin. gr. 1764, дефектна; Parisin. gr. 1711, полная, но переписана небрежно). Более популярна была 2-я часть (от Цезаря до Диоклетиана), в рукописной традиции примыкающая к «Хронографии» преподобного Феофана (около 15 рукописей). Латинские отрывки из нее были переведены в IX веке Анастасием Библиотекарем. В греческой традиции выдержки из сочинения Георгия Синкелла, текст которых иногда не совпадает с основной редакцией, встречаются в хрониках Псевдо-Симеона и Георгия Кедрина, а также в компилятивных сборниках Parisin. gr. 1336 (XI в.) и Athen. Bibl. Nat. 2492. Славянский перевод, который В.М. Истрин относит к XI веку и связывает с краткой греческой редакцией хроники в Parisin. gr. 1336 (рукопись скопирована Истриным: БАН. Собрание текущих поступлений. № 266), отличают значительные сокращения в библейской части (списки XV-XVI веков: РГБ. Егор. № 863, 908; Унд. № 1289; Соф. № 1474; РНБ. Солов. № 829/839). Согласно исследованию Н.В. Бражниковой, все славянские списки представляют один и тот же текст; незначительные расхождения позволяют выделить 2 архетипа: к 1-му восходят Егор. № 863 (основной список) и Соф. № 1474, ко 2-му - Унд. № 1289 и Егор. № 908. Список Солов. № 829/839 восходит к Соф. № 1474. Перевод выполнен у южных славян, скорее всего в Болгарии (Бражникова. С. 108).

Труд Георгия Синкелла, продолженный Феофаном, считался византийскими авторами образцом исторического повествования (ср., например, пролог к хронике Иоанна Скилицы). Однако, подобно другим крупным всемирным хроникам, он оказался сложен для переписывания и маловостребован. Фактически сочинение Георгия Синкелла и Феофана стало последним памятником процветавшего в поздней античности хронографического жанра. Появившиеся после них известные византийские хроники были таковыми лишь по названию, утратив основной признак «летописного» повествования - хронологическую шкалу.

Издания:

Georgii Syncelli Ecloga Chronographica / Ed. A. Mosshammer. Lpz., 1984. (BSGRT);

The Chronography of Georgios Synkellos: a Byzantine Chronicle of Universal History from the Creation / Transl. by W. Adler, P. Tuffin. Oxf., 2002.

Дополнительная литература:

Gelzer H. Sextus Julius Africanus und die byzant. Chronographie. Lpz., 1880-1898. Hildesheim, 1978r. 2 Bde;

Истрин В.Н. Очерк истории древнерусской литературы домосковского периода (XI-XIII века). Пг., 1922. С. 87;

Laqueur R. Synkellos // Pauly, Wissowa. R. 2. Bd. 4. Sp. 1388-1410;

Grecu V. Hat Georgios Synkellos weite Reise unternommen? // Bull. Acad. Roum. 1947. T. 28. P. 241-245.

©Православная энциклопедия

Литература
  • Бражникова Н.В. Из наблюдений над списками слав. перевода Хроники Георгия Синкелла // Лингвистическое источниковедение и история рус. яз. М., 2000. С. 106-118
  • Трендафилов Х. Наблюдения върху славянския превод на хрониката на Георги Синкелл // Старобългаристика. 1990. Т. 14. С. 100-110
  • Adler W. Time Immemorial: Archaic History and Its Sources in Christian Chronography from Julius Africanus to George Syncellus. Wash., 1989. P. 132-234
  • Творогов О.В. Хроника Георгия Синкелла в Древней Руси // Исследования по древней и новой лит-ре. Л., 1987. С. 215-219; он же. Хроника Георгия Синкелла // СККДР. Т. 1. С. 470-471
  • Huxley G.L. On the Erudition of George the Synkellos // Proc. of the Royal Irish Academy. 1981. Vol. 81. Ser. C. N 6. P. 207-217

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты