ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

0 комментариев

/ Ориг.: Γεώργιος ὁ Τροπαιοφόρος

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ - один из наи­бо­лее по­чи­тае­мых в хри­сти­ан­ском ми­ре свя­тых (по­чи­та­ет­ся так­же и у му­суль­ман).

Пре­тер­пел осо­бо тя­жё­лые стра­да­ния за Хри­ста, как по­бе­ди­тель в ду­хов­ной бра­ни име­ну­ет­ся По­бе­до­нос­цем. Позд­нее этот эпи­тет был пе­ре­ос­мыс­лен в свя­зи с по­бе­дой Георгия Победоносца над зме­ем (сравнить сю­жет ска­за­ния «Чу­до о змие»).

Осо­бым по­чи­та­ни­ем Георгия Победоносца обу­слов­ле­но на­ли­чие боль­шо­го чис­ла ва­ри­ан­тов его жи­тия - «Му­че­ни­че­ст­ва», рас­па­да­ю­щих­ся в основные на 2 груп­пы: ка­но­ни­че­скую и апок­ри­фи­че­скую. Текст апо­кри­фического «Му­че­ни­че­ст­ва» со­хра­нил­ся в 6 ре­дак­ци­ях, сис­те­ма­ти­зи­ро­ван­ных К. Крум­бахе­ром. Со­глас­но апок­ри­фичким жи­ти­ям, Георгий Победоносец пре­тер­пел му­че­ния при ле­ген­дар­ном персидском ца­ре Да­диа­не (Да­киа­не, Да­тиа­не) в городе Лид­да (Ди­ос­по­ле Па­ле­стин­ском). При пе­ре­хо­де от ран­не- к сред­не­ви­зантийской эпо­хе в текст «Му­че­ни­че­ст­ва» был вне­сён ряд су­ще­ст­вен­ных из­ме­не­ний: персидский царь Да­ди­ан пре­вра­щён в римского императора Ди­ок­ле­тиа­на, Лид­да за­ме­не­на на Ни­ко­ми­дию. Со­глас­но средне-ви­зантийской агио­гра­фической тра­ди­ции, Георгий Победоносец ро­дил­ся в Кап­па­до­кии в се­мье хри­сти­ан­ки По­ли­хро­нии и языч­ни­ка Ге­рон­тия, со­ци­аль­ное про­ис­хо­ж­де­ние ко­то­ро­го варь­и­ру­ет­ся в раз­ных жи­тий­ных ре­дак­ци­ях от персидского вои­на до се­на­то­ра-стра­ти­ла­та из Се­ва­сто­по­ли­са Ар­мян­ско­го (в северной час­ти Ма­лой Азии). В юном воз­рас­те Георгий Победоносец по­сту­пил на во­енную служ­бу в римскую ар­мию и от­ли­чил­ся в вой­не с пер­са­ми (296-297 годах); позд­нее стал три­бу­ном и ко­ми­том. При императоре Ди­ок­ле­тиа­не, ко­гда на­ча­лись го­не­ния на хри­сти­ан, Георгий Победоносец, ви­ди­мо, ос­та­вил служ­бу, раз­дал иму­ще­ст­во ни­щим и явил­ся на императорский со­вет в Ни­ко­ми­дию, где об­ли­чал язы­че­ские за­блу­ж­де­ния им­пе­ра­то­ра. Даль­ней­шая ис­то­рия Георгия Победоносца, соб­ст­вен­но ис­то­рия его сви­де­тель­ст­ва и стра­да­ний за Хри­ста, со­дер­жит три сю­жет­ных бло­ка: пер­вые пыт­ки и за­клю­че­ние в тюрь­му - чу­дес­ные спа­сение и ис­це­ле­ние свя­то­го по во­ле Бо­жией; об­ли­че­ние язы­че­ст­ва при императоре жерт­во­при­но­ше­нии, уве­ре­ние близ­ких и при­бли­жён­ных им­пе­ра­то­ра, но­вые пыт­ки - чу­дес­ные спа­се­ние и ис­це­ле­ние свя­то­го; уго­во­ры от им­пе­ра­то­ра при­нес­ти жерт­вы языческим бо­гам, вос­кре­ше­ние по во­ле Бо­жи­ей не­кое­го усоп­ше­го как до­ка­за­тель­ст­во ис­тин­но­сти хри­сти­ан­ской ве­ры, со­де­ян­ное ра­ди свя­то­го, по­срам­ле­ние им­пе­ра­то­ра, по­след­нее за­клю­че­ние в тюрь­му, нис­про­вер­же­ние свя­тым языческих бо­гов, му­че­ни­че­ская кон­чи­на свя­то­го (от­се­че­ние го­ло­вы по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра).

На пра­во­слав­ном Вос­то­ке культ святого Георгия Победоносца за­сви­де­тель­ст­во­ван с IV века. Кро­ме главного цен­тра по­чи­та­ния свя­то­го в городе Лид­да, церкви Святого Ге­ор­гия на­чи­ная с IV века стро­ят­ся во многих го­ро­дах Па­ле­сти­ны, Кап­па­до­кии, в других об­лас­тях Ма­лой Азии, в Гру­зии, на полуострове Пе­ло­пон­нес, в Кон­стан­ти­но­по­ле, а так­же в хри­сти­ан­ском Егип­те. В южно-славянских зем­лях (Бол­га­рия, Ма­ке­до­ния, Сер­бия) культ свягото Георгия Победоносца утвер­дил­ся под не­по­сред­ст­вен­ным ви­зантийским влия­ни­ем; в 1-й половине XI века он так­же ут­вер­жда­ет­ся в Ки­ев­ской Ру­си бла­го­да­ря дея­тель­но­сти князя Яро­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча Муд­ро­го. При этом на­чи­ная с XI века в южно-славянских зем­лях и в Ки­ев­ской Ру­си культ свя­то­го, как пра­ви­ло, бу­ду­чи ас­со­ции­ро­ван­ным с кня­же­ской, цар­ской или ко­ро­лев­ской вла­стью, не­раз­рыв­но свя­зан со ста­нов­ле­ни­ем го­су­дарст­вен­но­сти, со­би­ра­ни­ем и за­щи­той зе­мель, по­бе­дой в кла­но­вых и ди­на­стических меж­до­усо­би­цах (сравнить, направление, Не­ма­ни­чи). В IV-VI веках культ свя­то­го рас­про­стра­ня­ет­ся и на латинском За­па­де, где уже в конце VI века Гри­го­ри­ем Тур­ским и Ве­на­ци­ем Фор­ту­на­том (умершим около 600 года) бы­ли соз­да­ны пер­вые литературные про­из­ве­де­ния по мо­ти­вам жи­тия свя­то­го. В XII - начале VIII веков от ара­бов-хри­сти­ан по­чи­та­ние святого Ге­ор­гия (араб. Джирд­жис) пе­ре­шло к ара­бам-му­суль­ма­нам; в начале VIII века жи­тие свя­то­го - од­ной из главных не­ко­ра­нических фи­гур – бы­ло пе­ре­ве­де­но на арабский язык и в апок­ри­фической ре­дак­ции вклю­че­но в «Ис­то­рию про­ро­ков и ца­рей» ат-Та­ба­ри (умер в 923 году). Со­глас­но ему, Джирд­жис, не­од­но­крат­но под­вер­гав­ший­ся пыт­кам и каз­ни по при­ка­зу ца­ря Мо­су­ла, но вся­кий раз воз­вра­щав­ший­ся к жиз­ни по во­ле Ал­ла­ха, был од­ним из уче­ни­ков апо­сто­лов Исы (Ии­су­са). На Ближ­нем Вос­то­ке святой Ге­ор­гий не­ред­ко ас­со­ции­ру­ет­ся и ото­жде­ст­в­ля­ет­ся так­же с аль-Ха­дром - од­ним из 4 бес­смерт­ных (на­ря­ду с Исой-Ии­су­сом, Иль­я­сом-Илией про­ро­ком и Ид­ри­сом, ото­жде­ст­в­ляе­мым с биб­лей­ским про­ро­ком Ено­хом). В ви­зантийской агио­гра­фической тра­ди­ции святому Георгию Победоносцу по­свя­ще­но зна­чительное чис­ло ска­за­ний, сре­ди ко­то­рых наи­бо­лее из­вест­ны «Чу­до о змие», «Чу­до о ко­лон­не вдо­вы», «Чу­до об об­ра­ще­нии са­ра­ци­на» и др. День па­мя­ти - 23 апреля (6 мая).

Ико­но­гра­фия Георгия Победоносца в основных ва­ри­ан­тах сло­жи­лась к VI веку. Его изо­бра­жа­ли юным, с ко­рот­ки­ми вью­щи­ми­ся во­ло­са­ми, ино­гда в длин­ном хи­то­не и пла­ще, как му­че­ни­ка (эн­кау­сти­че­ская ико­на «Бо­го­матерь на пре­сто­ле, с ар­хан­ге­ла­ми и пред­стоя­щи­ми свя­ты­ми Фео­до­ром и Ге­ор­ги­ем», VI век, монастырь Святой Ека­те­ри­ны на Си­нае), ино­гда - в ко­рот­кой ту­ни­ке, дос­пе­хах и пла­ще, как вои­на (фре­ска на стол­пе Се­вер­ной церк­ви в Бауи­те, Еги­пет). В пер­вом слу­чае его ико­но­гра­фическими ат­ри­бу­та­ми слу­жи­ли крест или паль­мо­вая ветвь, во вто­ром – ко­пьё, меч, щит, позд­нее зна­мя. Жи­тий­ные цик­лы Георгия Победоносца, поя­вив­шие­ся в ми­ниа­тю­рах ви­зантийских ми­но­ло­ги­ев в XI веке, по­лу­чи­ли зна­чительное рас­про­стра­не­ние в мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си (фре­ски Ге­ор­ги­ев­ско­го при­де­ла Со­фий­ско­го со­бо­ра в Кие­ве, 1040-е годы) и в ико­но­пи­си (ико­на «Святой Ге­ор­гий с жи­ти­ем в 20 клей­мах», XIII век, монастырь Святой Ека­те­ри­ны на Си­нае). С XII века из­вест­ны изо­бра­же­ния Георгия Победоносца си­дя­щим на тро­не-пре­сто­ле и вы­ни­маю­щим меч из но­жен (рель­еф из со­бо­ра Святого Мар­ка, Ве­не­ция), а так­же Георгия Победоносца - всад­ни­ка, ска­чу­ще­го на ко­не (ино­гда со спа­сён­ным от­ро­ком) или по­ра­жаю­ще­го дра­ко­на. В ис­кус­ст­ве ви­зантийского кру­га свя­той об­ла­чён в ус­лов­ные ан­тич­ные дос­пе­хи; чу­до­ви­ще име­ет вид ас­пи­да с дву­мя ла­па­ми и змеи­ным ту­ло­ви­щем. По­след­ний сю­жет, по­лу­чив­ший в русской тра­ди­ции на­зва­ние «Чу­до Ге­ор­гия о змие», поль­зо­вал­ся ис­ключи­тель­ной по­пу­ляр­но­стью в искусстве Ма­лой Азии, Ру­си и Западной Ев­ро­пы. Ком­по­зи­ци­он­ная схе­ма ис­поль­зо­ва­лась поч­ти без из­ме­не­ний вплоть до на­ших дней (ред­кий при­мер пе­ре­ком­по­нов­ки - с ца­рев­ной на пер­вом пла­не - на кар­ти­не Я. Тин­то­рет­то, около 1560 года, Национальная га­ле­рея, Лон­дон). В западно-ев­ропейской жи­во­пи­си Георгия Победоносца обыч­но изо­бра­жа­ли в ры­цар­ских ла­тах, сра­жаю­щим­ся с чу­до­вищ­ным дра­ко­ном: «Бит­ва святого Ге­ор­гия с дра­ко­ном» П. Уч­чел­ло (около 1470 года, Национальная га­ле­рея, Лон­дон), цикл кар­тин В. Кар­пач­чо для Скуо­ла-Сан-Джорд­жо-де­льи-Скья­во­не в Ве­не­ции (1502-1507 годы), «Бит­ва святого Ге­ор­гия с дра­ко­ном» Ра­фа­эля (1505-1506 годы, Национальная га­ле­рея ис­кусств, Ва­шинг­тон), «Святой Ге­ор­гий, по­ра­жаю­щий дра­ко­на» П.П. Ру­бен­са (1606-1607 годы, Пра­до, Мад­рид), «Бит­ва святого Ге­ор­гия с дра­ко­ном» Г. Мо­ро (1889-1890 годы, Национальная га­ле­рея, Лон­дон).

В скульп­ту­ре встре­ча­ют­ся рос­то­вые рель­е­фы и ста­туи Ге­ор­гия-вои­на (рель­еф­ная де­ревянная ико­на из церкви Святого Ге­ор­гия в Омор­фок­ли­сья, Кас­то­рия, XIII века; ста­туи До­на­тел­ло в церкви Ор­сан­ми­ке­ле, Фло­рен­ция и др.), ре­же - Ге­ор­гия-всад­ни­ка (ста­туи со Спас­ских во­рот Московского Крем­ля, 1464 год, фраг­мен­ты - в му­зе­ях Московского Крем­ля, ГТГ и др.). В мел­кой пла­сти­ке Георгия Победоносца изо­бра­жа­ли на на­тель­ных об­раз­ках, кре­стах, мо­не­тах, пе­ча­тях и пр.

Иллюстрации:

Икона «Чу­до Ге­ор­гия о змие». Нов­го­род­ская шко­ла. Конец XIV - начало XV веков. Рус­ский му­зей (С.-Пе­тер­бург). Архив БРЭ;

П. Уччел­ло.«Бит­ва свя­то­го Ге­ор­гия с дра­ко­ном». Около 1470 года. На­цио­наль­ная га­ле­рея (Лон­дон). Архив БРЭ.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

П. Уччел­ло.«Бит­ва свя­то­го Ге­ор­гия с дра­ко­ном». Ок. 1470. На­цио­наль­ная га­ле­рея (Лон­дон)..jpg
Литература
  • Вер­хо­вец Я. Д. Под­роб­ное опи­са­ние жиз­ни, стра­да­ния, чу­дес свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка и По­бе­до­нос­ца Ге­ор­гия... 2-е изд. СПб., 1893
  • Taube O. von. Die Darstellung des heili­gen Georg in der italienischen Kunst. Jena, 1910
  • Ла­за­рев В. Н. Но­вый па­мят­ник стан­ко­вой жи­во­пи­си 12 в. и об­раз Ге­ор­гия-вои­на в ви­зан­тий­ском и древ­не­рус­ском ис­кус­ст­ве // Ла­за­рев В. Н. Рус­ская сред­не­ве­ко­вая жи­во­пись. М., 1970
  • Didi-Huberman G., Gar­bet­ta R., Morgaine H. Saint Georges et le Dra­gon. P., 1994
  • Бу­га­ев­ский А. В., Вла­ди­мир (Зо­рин), игум. Жи­тие, стра­да­ния и чу­де­са св. вмч. и По­бе­до­нос­ца Ге­ор­гия и св. мц. ца­ри­цы Алек­сан­д­ры. М., 1998
  • Ге­ор­гий, вмч. // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2005. Т. 10. С. 665–692

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты