ГЕОРГИЙ ЛАПИФ

0 комментариев

/ Ориг.: Γεώργιος Λαπίθης

ГЕОРГИЙ ЛАПИФ - византийский ученый, писатель (XIV века).

О его жизни и трудах сообщает в «Истории» Никифор Григора, опираясь на рассказ своего ученика Агафангела, гостившего у Георгия Лапифа на Кипре в 1347-1349 годах (Niceph. Greg. Hist. 25). Георгий Лапиф происходил из богатой и знатной кипрской семьи, жившей неподалеку от города Лапиф (античная Лампуса), откуда и пошло родовое прозвище. Близость к правителям Кипра Лузиньянам и широкая благотворительная деятельность снискали Георгию Лапифу широкую известность как на его родном острове, так и в Византийской империи. На собственные средства он выкупил из плена многих православных христиан (Ibid. 28-29).

Разносторонняя образованность Георгия Лапифа, обладавшего познаниями в богословии, философии, математике, астрономии, ставит его в ряд выдающихся ученых той эпохи. Экономическое процветание Кипрского королевства в правление Гуго IV де Лузиньяна (1324-1359 годы), покровительствовавшего Георгию Лапифу, способствовало расцвету интеллектуальной жизни. Ученого, прекрасно владевшего греческим и латынью, часто приглашали для богословских диспутов в присутствии короля, и он неизменно побеждал своих западных оппонентов мастерством силлогистики и начитанностью в святоотеческих сочинениях.

По богословским убеждениям Георгий Лапиф был антипаламитом и поддерживал дружеские отношения с Григорием Акиндином и Никифором Григорой. Их переписка содержит много подробностей о развитии исихастских споров. Показательно также, что Георгий Лапиф был, по свидетельству императора Иоанна VI Кантакузина, единственным антипаламитом за пределами Византии (Cantacus. Hist. IV 24). Мнение Р. Гийана и Э. Цолакиса о том, что в конце жизни Георгий Лапиф переменил отношение к учению святого Григория Паламы, оспаривает Ж. Надаль.

Из многочисленных сочинений Георгия Лапифа целиком сохранились лишь 2: нравоучительная поэтическая импровизация из 1491 стиха и поэма «Что сказала бы Богородица, видя Христа на кресте в святую и великую Пятницу». Сохранились также фрагменты изложения веры, составленного Георгием Лапифом с катехизаторскими целями (Parisin. gr. 2662. Fol. 96-97), и схематического разъяснения основных положений веры и таинств (Parisin. gr. suppl. 689. Fol. 30). Георгий Лапиф сформулировал ряд философских вопросов, разъяснение на которые дал Варлаам Калабрийский. Кроме того, ему, возможно, принадлежит перевод латинского астрономического трактата (так называемых Толедскими таблицами) и небольшой текст об астролябии (Vat. gr. 212. Fol. 1r - 104v, автограф Георгия Лапифа).

Сочинения:

PG. 149. Col. 1009-1046 [поэтическая импровизация];

Eine Ethopoiie auf Maria unter dem Kreuz Christi / Einl., Ed. u. Übers v. F. Tinnefeld // Orthodoxes Forum. 1987. Bd. 1. S. 33-59;

Pingree D. The Byzantine Version of the Toledan Tables: The Work of Georgios Lapithes? // DOP. 1976. Vol. 30. P. 85-132 [Публичное сочинение по астрономии];

Nicephori Gregorae Epistulae / Ed. P. A. M. Leone. Matino, 1983. Vol. 2. P. 406-411 [Переписка].

Дополнительная литература:

PLP, N 14479;

Darrouzès J. Textes synodaux chypriotes // REB. 1979. T. 37. P. 38-73;

Κύρρης Κ. ῾Ο Κύπριος ἀρχιεπίσκοπος Θεσσαλονίκης ῾Υάκινθος (1345-1346) καὶ ὁ ρόλος του εἰς τὸν ἀντιπαλαμιτικὸν ἀγῶνα // Κυπριακαὶ σπουδαί. 1961. Τ. 25. Σ. 103-108;

Παπαδόπουλος Σ. Γ. Γεώργιος ὁ Λαπίθης // ΘΗΕ. Τ. ῝. Σ. 477-478;

Nadal J. S. Georges Lapithes // DHGE. T. 20. Col. 630-632;

Sinkewicz R. E. The Solutions Addressed to George Lapithes by Barlaam the Calabrian and Their Philos. Context // Medieval Studies. 1981. Vol. 43. P. 151-217.

Автор статьи: П. В. К.

©Православная энциклопедия

 

Литература
  • Hörandner W. Textkritische Beobachtungen zu Georgios Lapithes und Manuel Chrysaphes // Orthodoxes Forum. 1990. Bd. 4. S. 9-21
  • Сметанин Г. В. Юридические взгляды Георгия Лапифа // АДСВ. 1992. Вып. 26. С. 164-169
  • Tinnefeld F. Der Schluß der Marienklage des Lapithes: ein Plagiat aus der Planudes-Predigt auf die Grablegung Christi // Orthodoxes Forum. 1992. Bd. 6. S. 51-57
  • Морозова К. И. Еще раз о роли Георгия Лапифа в исихастской дискуссии // Проблемы истории и культуры средневек. об-ва. СПб., 2000. С. 17-18
  • Лобовикова К. И. Георгий Лапиф в контексте исихастской дискуссии // Мир Православия. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 103-112

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты