ГЕММА

0 комментариев

ГЕММА - общее наименование резных полудрагоценных либо драгоценных камней.

Латинский gemma - почка, драгоценный камень, перстень с печатью; греческий λόφος.

Первое значение

Произведение глиптики (камнерезного искусства), полу- либо драгоценный камень, как правило цветной, обработанный (отшлифованный или ограненный) для дальнейшего использования; различные минералы, ценимые за редкость, твердость и красоту, например агат, сардоникс, яшма, лазурит (ляпис-лазурь), реже сапфир, изумруд и др.; некоторые материалы некристаллического происхождения, например жемчуг, красный коралл, янтарь.

Второе значение

Геммы различаются техникой исполнения изображения: высокий рельеф - камея и углубленная резьба - инталия, последние использовались главным образом в качестве знаков собственности, печатей. С геммой соединялось представление о магических и лечебных свойствах камней: «Сила камня… смарагда, говорят, заключается в том, что в нем отражается лицо. Баснотворцы говорят также, что он способен сообщать предвидение» (Епифаний Кипрский, свт. О 12 камнях, бывших на одеждах Аарона // ТСОРП. Т. 52. Ч. 6. С. 271); «...[агат] предотвращает вредные последствия от яда скорпиона, змей и тому подобных животных» (Там же. С. 276).

Геммы известны в искусстве Древнего Востока и эгейского мира с IV-III тысячелетия до Р. Х., как правило одноцветные. В эпоху эллинизма, с ростом бюрократии и как следствие - потребности в печатях, производство геммы возросло; в одном из крупнейших центров, Александрии, мастера исполняли полихромные геммы преимущественно из сардоникса, имевшего слои разной окраски, что позволяло создавать живописное изображение, в котором светлый слой контрастировал с темным и наоборот («камея Гонзага» с портретами Птолемея II и Арсинои II, III век до Р. Х., ГЭ).

В имперский период Древнего Рима геммы, прежде всего с портретами императоров и членов их семей, достигали большого размера - около 20 см в высоту («гемма Аугустеа» с изображением триумфа императора Августа, I век, Художественно-исторический музей, Вена). В III- IV веках, особенно в правление императора Константина и его преемников, искусство резьбы геммы пережило новый подъем, свидетельствуя о преемственности древних императоров, а также о мощи государства, например «камея Ротшильда» с портретами императора Гонория и его супруги Марии (Лувр, Париж; долгое время считались портретами императора Констанция II и его супруги). Известны геммы, созданные в связи с учреждением новой императорской резиденции на Востоке - Константинополя, например гемма большого размера из сардоникса с изображением императора Константина, которого венчает Тихе (богиня судьбы; IV век, переработана в начале XIX века, ГЭ). С переездом имераторского. двора на Восток коллекции гемм, собранные в Древнем Риме, оказались в Константинополе.

Основным типом геммы в Византии стала камея, хотя сохранилось и производство печатей-инталий (например, с изображением битвы вмч. Феодора Тирона с драконом, из черного халцедона, около 1300 года, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), а также геммы, обработанные с обеих сторон (на лицевой стороне - камея, на обороте - инталия - Wentzel H. Die Kamee der Kaiserin Anna: Zur Datierung byzant. Intaglien // Fs v. U. Middeldorf. B., 1968. Abb. 1, 2- 6). Геммы в основном изготавливали из одноцветных материалов, но сохранились и полихромные (камея с образом свт. Николая Чудотворца, конец XI века, ГММК).

Помимо традиционных представлений о магических свойствах камня на его выбор влияло и символическое толкование цвета, например красные прожилки на яшме воспринимали как следы крови Господней; такие камни часто использовали для изображения Христа (камея с фигурой благословляющего Христа в рост, X-XI века, Благовещенский собор Московского Кремля, ГММК). Оформление геммы оправой, как правило, из драгоценного металла с использованием жемчуга и драгоценных камней превращало ее в наперсную икону-медальон.

В эпоху средневековья античные геммы сохранялись и на католическом Западе, и на православном Востоке. Они становились украшением церковной утвари, предметами личного благочестия правящей элиты, дипломатическими дарами полит. союзникам (таковы, например, геммы, найденные при археологических раскопках в Грузии). Декор реликвария 3 волхвов в Кёльнском соборе до конца XVI века включал несколько гемм с портретами эллинистических правителей и римских императоров.

Иногда античные портретные геммы воспринимали как изображения священных персонажей: гемма-инталия с портретом Юлии, внучки императора Веспасиана (I век), украшавшая реликварий святого Дионисия (XII век) в аббатстве Сен-Дени, судя по монограмме на оправе, почиталась как образ Мадонны; камея с портретами Друза Старшего и его супруги Антонии (I век, ГЭ), хранившаяся в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре, считалась украшением обручального кольца святого Иосифа и Девы Марии. Большое число гемм попало на Запад после 1204 года, разорения Константинополя и императорской сокровищницы. Изучение и коллекционирование античных гемм возобновились в эпоху Ренессанса, оказали влияние на культуру гуманизма и изобразительное искусство того времени, способствовали расцвету глиптики. В Новое время геммы послужили ученым, например И. И. Винкельману, одним из источников для воссоздания истории античного искусства.

Многие византийские геммы попали в Древнюю Русь, в сокровищницы древних храмов, например в собор Софии Новгородской, в монастыри, а также в личную казну, прежде всего княжескую. В XVI-XVII веках византийские геммы с христианскими персонажами и сюжетами часто включали в декор архиерейских панагий: сапфир с образом Христа (X век) в оглавье золотой панагии архиепископа Новгородского Пимена (около 1560 года, НГОМЗ), сердолик с композицией «Распятие» в панагии патриарха Иова (1598 год, ГММК) и др.

Иллюстрация:

Иисус Христос. Камея. X-XI вв. (ГММК). Архив ПЭ.

© Православная энциклопедия

Литература
  • Furtwängler A. Die antiken Gemmen. Lpz., 1900. Amst., 1965r. Bd. 3: Geschichte der Steinschneidekunst im klassischen Altertum; Захаров А. А. Геммы ГИМ. М., 1928
  • Банк А. В. Геммы-стеатиты-моливдовулы: (О роли сфрагистики для изучения визант. приклад. искусства) // ППС. Л., 1971. Вып. 23(86). С. 46- 52
  • Volbach W. F. Geschnittene Gläser u. Gemmen des frühen Mittelalters // Beitr. z. Kunst d. Mittelalters: Fs f. H. Wentzel. B., 1974. C. 199 ff
  • Постникова-Лосева М. М. Три камеи Гос. Оружейной палаты // ПКНО, 1975. М., 1976. С. 220-233
  • Муравьева А. Э. Западноевроп. резные камни // Монеты и медали: Сб. ст. / ГМИИ

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты