ГЕЛУГПА

0 комментариев

ГЕЛУГПА - шко­ла, основанная Цон­ка­пой в Тибете в начале XV века.

Фи­лософским фун­да­мен­том шко­лы ста­ло уче­ние индийской мад­хь­я­ми­ки по ли­нии пре­ем­ст­вен­но­сти от На­гар­джу­ны до Чан­д­ра­кир­ти (на­зы­вае­мое пра­сан­га, или ме­то­дом све­де́­ния до­во­дов оп­по­нен­та к аб­сур­ду). В этой шко­ле осо­бо под­чёр­ки­ва­ет­ся зна­че­ние учи­те­ля, ла­мы, ко­то­рый объ­яв­ля­ет­ся «чет­вёр­той дра­го­цен­но­стью» Б. (по­сле Буд­ды, за­ко­на и санг­хи), а ве­рую­щие и уче­ни­ки да­ют ему обет ду­хов­но­го по­кло­не­ния.

В от­ли­чие от др. ти­бетскихшкол, Цон­ка­па ввёл стро­гий ус­тав для мо­на­хов, ут­вер­дил столь не­ха­рак­тер­ные для ти­бет­цев обе­ты без­бра­чия и воз­дер­жа­ния от ал­ко­го­ля. В ге­лук соз­да­на тре­бо­ва­тель­ная сис­те­ма об­ра­зо­ва­ния, по­вы­ше­ния учё­ной ква­ли­фи­ка­ции мо­на­хов при со­стя­за­тель­ной сда­че эк­за­ме­нов, а так­же куль­ти­ви­ру­ет­ся книж­ность, на­чи­тан­ность. Осо­бое зна­че­ние при­об­рёл де­таль­но раз­ра­бо­тан­ный в шко­ле ин­сти­тут «во­пло­щен­цев» (тул­ку).

Главный мо­на­стырь шко­лы, ос­но­ван­ный в 1409 году Цон­ка­пой, - Га­дэн (не­ред­ко про­из­но­сят Гал­дан или Ге­дэн) - по­стро­ен в честь бод­хи­сат­твы Майт­реи. Его на­стоя­тель, яв­ляю­щий­ся од­но­вре­мен­но гла­вой всей ти­бе­то-монгольской ге­лук, счи­та­ет­ся жи­вым во­пло­ще­ни­ем бод­хи­сат­твы со­стра­да­ния Ава­ло­ки­теш­ва­ры и но­сит ти­тул «По­бе­ди­тель», как и Буд­да.

Мо­на­стырь стал цен­тром ре­лигиозно-фи­лософского об­ра­зо­ва­ния, в нём до 1959 года про­жи­ва­ли свыше 4000 мо­на­хов (ны­не он за­но­во стро­ит­ся на юге Ин­до­ста­на). В середине XVI века ли­де­рам шко­лы, за­ру­чив­шим­ся под­держ­кой монгольских ха­нов, уда­лось ус­та­но­вить гла­вен­ст­во ге­лук в Ти­бе­те, а за­тем рас­про­стра­нить влия­ние этой шко­лы на все монгольские и дру­гие центральноази­атские на­ро­ды. Гла­ву шко­лы объ­я­ви­ли да­лай-ла­мой.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Сут­ра о муд­ро­сти и глу­по­сти (Дзан­лун­до) / Пер. с тибет., вве­де­ние и ком­мент. Ю. М. Пар­фио­но­ви­ча. 2-е изд. М., 2002
  • Рао Р. Тан­тра. Ман­тра. Ян­тра. Тан­три­че­ские тра­ди­ции Ти­бе­та. М., 2002
  • Ост­ров­ская Е. А. Ти­бет­ский буд­дизм. СПб., 2002
  • Ан­д­ро­сов В. П. Сло­варь ин­до-ти­бет­ско­го и рос­сий­ско­го буд­диз­ма. М., 2000
  • Бу­дон Рин­чен­дуб. Ис­то­рия буд­диз­ма. СПб., 1999

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты