ГАРМОНИЗАЦИЯ

0 комментариев

ГАРМОНИЗАЦИЯ - многоголосная обработка мелодии, выполненная по определенным (исторически обусловленным) правилам гармонии.

Гармонизация используется в различных музыкальных стилях и жанрах.

В русском церковном пении с распространением партесного стиля во 2-й половине XVII века гармонизация стала основной формой многоголосной обработки монодийных распевов (знаменного, путевого, демественного, киевского, греческого, болгарского и проч.), получив в отечественном музыкознании ХХ века характер жанрового определения. В. В. Протопопов для характеристики склада партесных гармонизаций ввел термин «постоянное многоголосие»; его отличает «одновременное пение с произнесением одного и того же текста всеми голосами, отсутствие пауз, непрерывное звучание всех голосов, единые цезуры во всех голосах соответственно цезурам текста» (История полифонии. М., 1987. Т. 5: Полифония в русской музыке XVII - начала ХХ в. С. 12).

Партесные гармонизации рассчитаны в основном на 4-голосный (дисканты, альты, тенора, басы), реже 8-голосный хор (также встречаются гармонизации на 3, 5, 6 голосов), при этом мелодия первоисточника помещалась в теноровой партии. При общности принципов гармонизации (опора на диатонику и консонирующую вертикаль) проявляется индивидуальность авторов в гармоническом решении и голосоведении (смотрите: Плотникова Н. Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов. М., 2005). Авторам партесных гармонизаций было свойственно гибкое сочетание горизонтального, линейно-мелодического, и вертикального, гармонического, типов мышления. Многоголосный склад партесных гармонизаций следует определить как смешанный, в котором наряду с формирующимися правилами классической гармонии большую роль играет гетерофония и параллельное голосоведение. В этом, в частности, проявляется национальное своеобразие стиля партесных гармонизаций, его связь с многоголосием народной песни. С. В. Смоленский называл партесные гармонизации «первым русским хоровым церковным пением» (Вступительная лекция по истории церковного пения // Хоровое и регентское дело. 1911. № 6/7. С. 146-147), Протопопов подчеркивал, что «постоянное многоголосие - типично русская форма в партесном стиле, неизвестная на Украине» (История полифонии. Т. 5. С. 11).

В конце XVII-XVIII веков были созданы партесные гармонизации песнопений главных певческих книг: Обихода, Октоиха, Ирмология, Праздников, Триоди, Трезвонов. Это преимущественно анонимные труды; известны имена лишь несколько государевых певчих дьяков: С. И. Беляева, И. М. Протопопова, П. Норицына и некоторых др. авторов. Наибольшее число рукописей, содержащих партесные гармонизации в виде отдельных партий (поголосников) или реже хоровых партитур, хранится в Синодальном певческом собрании ГИМ; Ф. Оружейной палаты в РГАДА (Ф. 396. Оп. 2. Ч. 7), Соловецком и Кирилло-Белозерском собраниях ОР РНБ.

Гармонизации распевов в 1-й половины XIX века создавались исключительно директорами или учителями пения Придворной певческой капеллы (Д. С. Бортнянский, П. И. Турчанинов, А. Ф. Львов, П. М. Воротников, Г. Я. Ломакин); в это время они получают жанровое наименование «переложение» (переложение одноголосной мелодии для хора). Мелодии распевов изменяются, сокращаются, существенно ограничивается круг гармонических средств (нередко он сводится к 3 основным гармоническим функциям), упрощается фактурная организация (мелодия постоянно сопровождается терцовой или секстовой дублировкой). По сравнению с предшествующим периодом увеличивается роль типовых гармонических оборотов, из последования которых складывается композиция песнопений.

Если в обработках Бортнянского и Турчанинова еще встречались некоторые особые приемы, обороты натурально-ладовой гармонии, отражающие структуру обиходного звукоряда, то в гармонизации, выполненных под редакцией Львова, на первый план вышли правила «генерал-баса», сформулированные в немецкой теории музыки. Для испытания «новоперелагаемого» церковного пения в изданиях капеллы в Москве в 1848-1854 годах работал специальный комитет во главе с митрополитом Филаретом (Дроздовым), выявлявший все недостатки «гармонического четырехголосного порядка», вступавшего в противоречие с первоисточниками.

Во 2-й половине XIX века шел поиск особых законов гармонизации распевов, отличных от норм классической функциональной гармонии. М. И. Глинка в 2 песнопениях предугадал многие принципы гармонизации, развитые впоследствии: выдержанность диатонического строя, ладовую переменность, плагальность, опору на 3-голосие, применение унисонов, совершенных консонансов, вариационность приемов обработки.

Новая теоретическая концепция гармонизации древнерусских распевов была разработана В. Ф. Одоевским в работах 1864-1867 годоа реализована в трудах Н. М. Потулова и получила название «строгого стиля гармонии». Согласно основным положениям этого стиля, древние напевы (в основном заимствованные из синодальных изданий) должны проводиться без изменений в верхнем голосе в сопровождении диатонической консонантной гармонии (преимущественно трезвучий). Такая 4-голосная гармонизация более отвечала ладовой специфике распевов, но имела немало недостатков: массивность, тяжеловесность изложения, однообразие аккордовых последовательностей.

Большую роль в творческом расширении тесных границ «строгого стиля» сыграли руские композиторы-классики, обратившиеся к церковному пению в 80-х годах XIX века П. И. Чайковский, сопроводив цикл «Всенощное бдение» (ор. 52) подзаголовком «Опыт гармонизации богослужебных песнопений», стремился к раскрепощению фактуры, насыщению мелодическим движением голосов, сопровождающих распев.

«Пение при Всенощном бдении древних напевов» (СПб., 1888; переизд.: Всенощное бдение: Древние распевы в переложении для 4-голосного смешанного хора. М., 2003), выполненное коллективом преподавателей и хормейстеров Придворной певческой капеллы (Е. С. Азеев, А. А. Копылов, С. А. Смирнов, Ф. А. Сырбулов) под руководством Н. А. Римского-Корсакова, также отличает более развитое, чем у Потулова, голосоведение; по словам Римского-Корсакова, цикл представляет собой «правильную и естественную гармонизацию напевов Синодального Обихода» (ПСС: Лит. произведения и переписка. М., 1963. Т. 5. С. 176). В собственных переложениях Римский-Корсаков создал новый стиль обработки на основе синтеза приемов церковного и народного пения (использование неполных аккордов, гармоническое варьирование повторяющихся попевок). С конца 80-х годов XIX века, после снятия цензуры Придворной певческой капеллы, к гармонизации распевов стали обращаться многие русские композиторы и регенты. Своеобразные гармонические и фактурные приемы гармонизации были найдены Г. Ф. Львовским, Азеевым, А. А. Архангельским. Особенности монастырских гармонизаций были отражены в изданиях Обихода Киево-Печерской лавры (К., 1915) и Валаамского монастыря (СПб., 1909).

Творчество композиторов Нового направления в русской духовной музыке конца XIX - начала ХХ веков отличается интенсивностью поисков форм гармонизации распевов с учетом достижений медиевистики, введением ранее невостребованных средств гармонического языка, необычными приемами хоровой «инструментовки». Музыкальное содержание творений представителей московской Синодальной школы (А. Д. Кастальский, А. Т. Гречанинов, П. Г. Чесноков, А. В. Никольский, С. В. Рахманинов) выходит за пределы понятия «гармонизации». Для композиторов было важно избежать механического присоединения аккордов к напевам, вывести сопровождающие голоса из особенностей цитируемой мелодии. Гармония этих композиторов подвергается воздействию мелоса, возрастает роль линеарного голосоведения, тип изложения становится переходным, промежуточным между строго гармоническим и полифоническим, в т. ч. и подголосочным. Огромное внимание уделяли авторы хоровому воплощению гармонизации, вводя необычные приемы хоровой «инструментовки».

Эстетические и теоретические вопросы гармонизации древних распевов рассматривались во многих работах прот. Михаила Лисицына, Н. И. Компанейского, Н. Букреева, Никольского и др., широко обсуждались в прессе («Хоровое и регентское дело», «РМГ» и др.).

Традиции гармонизации начала XX века впоследствии продолжили такие деятели русского церковного пения, как И. А. Гарднер, М. Е. Ковалевский, отец и сын Кедровы, диак. Сергий Трубачёв, прот. Николай Ведерников, прот. Михаил Фортунато, архим. Матфей (Мормыль) и др. Смотрите также статьи Многоголосие, Партесное пение.

© Православная энциклопедия

Литература
  • Лисицын. Обзор; Кастальский А. Д. Практическое рук-во к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций. М., 1909, 20052
  • Преображенский А. В. Культовая музыка в России. Л., 1924
  • Филипп (Гарднер), иером. К вопросу о переложениях церк. роспевов для хора. Варшава, 1932 (электр. версия: http://www.seminaria.ru/chsing/gardner_perelozh.pdf)
  • Гарднер. Богослужебное пение. Т. 2
  • Мясоедов А. Н. Гармония: Учеб. для регентов. М., 2002

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты