ГАНСЛИК ЭДУАРД

0 комментариев

ГАНСЛИК ЭДУАРД - австрийский музыковед и музыкальный критик.

Учил­ся му­зы­ке у чешского ком­по­зи­то­ра и пиа­ни­ста В.Я. То­ма­ше­ка, за­тем изу­чал пра­во в Праж­ском (курс фи­ло­со­фии слу­шал у Ф. Экс­не­ра, по­сле­до­ва­теля Б. Боль­ца­но) и Вен­ском университетах. Со­вме­щал государственную служ­бу с музыкально-кри­тической дея­тель­но­стью, с 1856 года пре­по­да­вал в Вен­ском университете ис­то­рию и эс­те­ти­ку му­зы­ки (с 1861 года экс­т­ра­ор­ди­нар­ный, с 1870 года ор­ди­нар­ный профессор). Вы­сту­пал с пуб­лич­ны­ми лек­ция­ми о му­зы­ке.

В книге «О му­зы­каль­но-пре­крас­ном» (1854 год; русский перевод и пре­ди­сло­вие Г.А. Ла­ро­ша - 1895 год, 2-е издание, 1910 год) вы­дви­нул те­зис: «Зву­ча­щие под­виж­ные фор­мы - един­ст­вен­ное и ис­клю­чи­тель­ное со­дер­жа­ние и пред­мет му­зы­ки»; от­стаи­вал внутреннюю са­мо­цен­ность ло­гического раз­вёр­ты­ва­ния фор­мы в бес­тек­сто­вой му­зы­ке, в то же вре­мя до­пус­кал её эти­че­ское и кос­ми­че­ски-уни­вер­саль­ное ос­мыс­ле­ние. Со­глас­но Ганслику, вос­при­ни­мать му­зы­ку - зна­чит «мыс­лить по­сред­ст­вом фан­та­зии». Осо­зна­вая про­ти­во­ре­чи­вость кни­ги, вы­звав­шей вол­ну по­ле­ми­ки (оп­по­нен­том Ганслика вы­сту­пил его друг А.В. Ам­брос), он впо­след­ст­вии кор­рек­ти­ро­вал её кон­цеп­цию в пе­ре­из­да­ни­ях; от­во­дя уп­рё­ки в фор­ма­лиз­ме, под­чёр­ки­вал цен­ность фор­мы «жи­вой», а не «пус­той». В мно­го­численных стать­ях Ганслик от­ри­цал ро­ман­тическую про­грамм­ность, как она пред­став­ле­на в сим­фо­нических по­эмах Ф. Лис­та, по­ле­ми­зи­ро­вал с идео­ло­ги­ей ваг­не­ри­ан­ст­ва, под­вер­гал унич­то­жаю­щей кри­ти­ке А. Брук­не­ра, вме­сте с тем при­зна­вал ху­дожественную зна­чи­тель­ность про­из­ве­де­ний Г. Бер­лио­за; вы­со­ко це­нил му­зы­ку И.С. Ба­ха, вен­ских клас­си­ков, Р. Шу­ма­на, И. Брам­са, с ко­то­рым был дру­жен. В су­ж­де­ни­ях о русской му­зы­ке был край­не субъ­ек­ти­вен, по не­до­ра­зу­ме­нию при­чис­лял П.И. Чай­ков­ско­го к не­на­ви­ст­но­му ему лис­тов­ско­му на­прав­ле­нию («На скрип­ке уже не иг­ра­ют, скрип­ку те­ре­бят, об­ди­ра­ют, ош­па­ри­ва­ют» - из ре­цен­зии на пре­мье­ру Скри­пич­но­го кон­цер­та). Тру­ды Ганслика - бо­га­тый ис­точ­ник музыкально-ис­то­рических све­де­ний.

Сочинения:

Geschichte des Konzertwesens in Wien. 1848-1866. W., 1869-1870. Bd 1-2. N. Y., 1979;

Die mo­derne Oper. Kritiken und Stu­dien. B., 1875-1900. Bd 1-9. Farnborough, 1971;

[Фраг­мен­ты] // Му­зы­каль­ная эс­те­ти­ка Гер­ма­нии XIX в. М., 1982. Т. 2. С. 283-324;

Aus meinem Leben. Kassel; Basel, 1987;

Vom Mu­sikalisch-Schö nen. Mainz; L., 1990. Bd 1-2.

Иллюстрация:

Архив БРЭ.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

 

Литература
  • Glatt D. Zur geschichtlichen Bedeutung der Musikästhetik E. Hanslicks. Münch., 1972
  • Abegg W. Musikästhetik und Musikkritik bei E. Hanslick. Regensburg, 1974
  • Dahlhaus C.Die Idee der absoluten Musik. [Lpz., 1979]
  • Ми­хай­лов А.В. Э. Ганс­лик: к ис­то­кам его эс­те­ти­ки // Со­вет­ская му­зы­ка. 1990. № 3
  • Ми­хай­лов А.В. Э. Ганс­лик и ав­ст­рий­ская куль­тур­ная тра­ди­ция // Му­зы­ка. Куль­ту­ра. Че­ло­век. Сверд­ловск, 1991. Вып. 2

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты