ФОКИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

0 комментариев

Выдающийся русский хореограф и балетный артист.

Становление

Происходил из семьи столичного купца. Любовь к творчеству и театру Мише привила мать Екатерина Андреевна, сама обожавшая искусство и пытавшаяся в свое время стать артисткой. При этом суровый отец Фокина не разделял подобных увлечений и не позволял мальчику брать уроки танцев. Однако он ничего не мог поделать, когда Михаил благодаря матери, отведшей его на экзамены,  в 1889 году стал учеником Императорского театрального училища. Его наставниками здесь были П. Гердт, Н. Легат и П. Карсавин. В училище мальчик также интересовался рисованием и музыкальными инструментами, освоив игру на многих из них. Он даже играл на домре и мандолине в нескольких оркестрах.

Уже через год после начала учебы состоялся сценический дебют юного танцора («Спящая красавица»), также он танцевал в «Щелкунчике» (1892). В 1898 году Михаил выпустился из училища и поступил на службу в Мариинский театр, где быстро стал солистом. Он танцевал ведущие партии в балетах «Спящая красавица», «Корсар», «Пахита», но одна только сцена не приносила ему полного удовлетворения, артиста не устраивали сложившиеся приемы традиционного балета и, в частности, М. Петипа, ставившего спектакли в Мариинке (творческие разногласия, однако, не мешали им обоим уважать друг друга).

Балетмейстер

В 1902 году Фокин стал балетным педагогом в женском классе Театрального училища. Здесь он мог воплощать свое видение балета. Он считал, что сценическое действо должно органично объединять все элементы: танец, должный отражать полет духа, музыку и декоративное оформление. При поддержке  А. Бенуа и того же Петипа хореограф мог воплощать на практике свои идеи. Также ему помогала балерина Вера Антонова, ставшая женой Михаила Михайловича в 1905 году. У пары впоследствии родился сын Виталий, так же ставший танцовщиком и педагогом.

В том же году состоялся его дебют как балетмейстера – в рамках училища прошел его балет «Ацис и Галатея». В 1906-м последовала постановка шекспировского «Сна в летнюю ночь», которую высоко оценили мирискусники. Тогда же Фокин дебютировал как постановщик на сцене родной Мариинки – здесь прошел его дивертисмент «Виноградная лоза» (муз. А. Рубинштейн). За ней последовали «Эвника» и «Шопениана». В 1907 году в театре прошла премьера первого фокинского балета  «Павильон Армиды», декорации к которому создал А. Бенуа, а музыку Н. Черепнин. Тогда же для своей музы Анны Павловой, выступавшей в спектаклях Фокина, последний создал миниатюру «Лебедь». В 1909 году появился его новый балет «Клеопатра». Творческий стиль хореографа отличала экспрессия и романтизм, высокая драматургическая составляющая.

«Русские сезоны» и эмиграция

Через того же Бенуа Михаил Михайлович ближе узнал участников «Мира искусства», в том числе театрального деятеля Сергея Дягилева. Они познакомились в 1908 году, тогда же Дягилев организовал знаменитые «Русские сезоны», проводимые за границей. С 1909 года в их рамках демонстрировались не только  оперные, но и балетные спектакли.  С подачи Дягилева в них участвовал и Михаил Фокин.

В 1909 году балетмейстер представил парижской публике свои мариинские постановки. В них блистали солисты театра Ида Рубинштейн, Анна Павлова, Тамара  Карсавина, Вацлав Нижинский и сам Фокин. Успех был закреплен и в следующем году благодаря новым балетам хореографа «Жар-птица» (муз. И. Стравинский, солисты Т. Карсавина, В. Фокина, М. Фокин, А. Булгаков) и «Шехерезада» (муз. Н. Римский-Корсаков, солисты И. Рубинштейн, В. Нижинский, А. Булгаков). В 1911 году последовали балеты «Призрак розы», «Нарцисс» и «Петрушка», ведущие партии в которых исполняли Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. Музыку для «Петрушки» написал Игорь Стравинский. В следующем году для «Русских сезонов» Фокин создал спектакли «Тамара» (солисты Т. Карсавина и А. Больм) и «Дафнис и Хлоя» (солисты Т. Карсавина и В. Нижинский). Затем до 1914 года балетмейстер не сотрудничал с Дягилевым из-за взаимных творческих разногласий, однако затем вернулся к совместной работе. В рамках «Русских сезонов» Михаил Михайлович представил балеты «Легенда об Иосифе», «Мидас» и «Бабочки» (последняя шла в Петербурге еще в 1912 году с самим Фокиным и Матильдой Кшесинской в главных ролях), оперу-балет «Золотой петушок». Однако после этого Фокин и Дягилев все-таки прекратили сотрудничество.

До 1918 года хореограф продолжал трудиться в Мариинке. На ее сцене шли его спектакли «Сон», «Стенька Разин», «Арагонская хота», «Эрос» (в нем солировала М. Кшесинская) и др.

В 1918 году вместе с родными Михаил Михайлович уехал в эмиграцию. До 1919-го жил в Швеции, при этом работая также в Англии и Франции. Затем балетмейстер перебрался в Нью-Йорк, где через несколько лет основал собственную школу балета и набрал свою труппу. Он выступал как в Америке, так и в Европе. В 1932 году Михаил Фокин стал гражданином США. В те же годы он активно работал с Идой Рубинштейн. В середине-второй половине 1930-х он делал постановки для Русского балета в Монте-Карло, а затем балета полковника де Базиля. В конце 1930-начале 1940-х годов он создал балеты «Паганини», «Русский солдат». Последним из них стала «Елена Троянская», однако мастер не успел увидеть ее премьеру. Выдающийся хореограф, изменивший балет и открывший миру таких танцоров, как Вацлав Нижинский, Анна Павлова и Тамара Карсавина, скончался за несколько недель до нее – в августе 1942 года в возрасте 62 лет. 

Литература
  • Гаевский В.М. Дивертисмент: Судьбы классического балета. М., 1981.
  • Добровольская Г.Н. Михаил Фокин. Русский период. СПб., 2004.
  • Дунаева Н.Л. «Если вы приедете, то я спокойна...»: к истории сотрудничества И.Л. Рубинштейн и М.М. Фокина // Записки Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки. 2006. Вып. 6/7.
  • Дунаева Н.Л. Отзвуки поэзии А. Блока в хореографических текстах М. Фокина // Александр Блок и мировая культура: Материалы науч. конф., 14-17 марта 2000 г. Новгород, 2000.
  • Петипа М. Материалы. Воспоминания. Статьи. Л., 1971.
  • Фокин М.М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Л., 1981.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты