ФЕМИСТИЙ (др.-греч. Θεμίστιος)

0 комментариев

Греческий философ, ритор и политический деятель.

Происходил из семьи землевладельца среднего достатка Евгения, который дал сыну начальное философское образование, которое тот закончил в Константинополе. В молодости преподавал риторику в Никомедии и Анкире, позже был приглашен в Константинополь для произнесения приветственной речи императору Констанцию и сделал карьеру придворного ритора. Был избран в сенат и стал его главой, занимал должность советника при императорах от Констанция до Феодосия I, был воспитателем Аркадия, в 383 г. назначен префектом Константинополя. Ок. 350 г. основал в Константинополе свою школу, но вскоре оставил ее из-за государственной службы.

Фемистию принадлежат 34 речи, которые делятся на политические, панегирики и обращения к императорам (1-19), и приватные, посвященные различным вопросам (20-34). Фемистий – сторонник классической греческой традиции, отстаивавший ее сохранение в стремительно христианизирующемся мире. Он пропагандировал просвещенную царскую власть; царская власть и философия, по его мнению, два инструмента божественной заботы о людях. Существуют четыре царские добродетели: благоразумие, милость, правда и справедливость. Фемистий не боролся с христианством, но старался показать, что классическая традиция превосходит его  терпимостью и универсализмом. Он выступал за веротерпимость и утверждал, что безумно требовать от всех людей одинаковых взглядов. Дипломатичность позволила ему оставаться на ведущих ролях в правление арианина Констанция, язычника Юлиана и православного Феодосия I.

Кроме того, он составил комментарии к некоторым сочинениям Аристотеля, из которых сохранились к «Физике», «О душе» и к «Второй аналитике»; к «О небе» и к 12-й книге «Метафизики» дошли в арабском пеерводе.

Сочинения:

Themistii orationes quae supersunt / Ed. H. Schenkl, G. Downey. Vol. 1-3. Leipzig, 1965-1974;

Фемистий. Речи III (Посланническое слово о Константинополе, произнесенное в Риме), XII (Валенту о вероисповеданиях), XXX (Заниматься ли земледелием?) / Пер. А. Егунова // Поздняя греческая проза. М., 1961. С. 621-638;

Фемистий. Речи XXV (Против тех, кто считает возможным выступать без подготовки), XXVII (О том, что следует ценить не города, а людей). / Пер. М. Е. Грабарь-Пассек // Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. М., 1964. С. 80-86;

Фемистий. Речь XXXII (Об умеряющем свои страсти, или О чадолюбце) / Пер. Т. Миллер // Ораторы Греции. М., 1985. С. 414-420;

Фемистий. Комментарий к «О душе» Аристотеля (II.1-2) / Пер. и прим. М. А. Солоповой // Космос и душа. М., 2005. С. 430-442

Автор статьи: А.Д. Пантелеев

Литература
  • Downey G.Themistius and the Defense of Hellenism in the Fourth Century // HTR. Vol. 50. 1957. P. 259-274
  • Colpi B.: Die παιδεία des Themistios. Ein Beitrag zur Geschichte der Bildung im vierten Jahrhundert nach Christus. Bern, 1987
  • Vanderspoel J. Themistius and the Imperial Court: Oratory, Civic Duty and Paideia from Constantius to Theodosius. Ann Arbor, 1996
  • Errington R. M. Themistius and His Emperors // Chiron. Vol. 30. 2000. P. 861-904
  • Солопова М. А. Фемистий // Античная философия. Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 748-752

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты