ЭРНСТ МАКС

0 комментариев

/ Ориг.: нем. Max Ernst

Немецко-французский художник, график, скульптор и поэт.

Ранние годы

Родился в семье учителя и художника-любителя Филиппа Эрнста и Луизы Копп. Макс воспитывался в католической традиции. В детстве Эрнст проводил много времени на природе, часто становился спутником своего отца в его любительских пленэрных сессиях. Под влиянием отца Макс начал довольно рано рисовать. Эти первые детские впечатления от великолепия природы навсегда оставили в душе Эрнста интерес к изображению природы – впоследствии он многократно возвращался к переосмыслению растительного и животного мира. В 1897-1908 гг. посещал брюльскую начальную школу и лицей. В 1909 г. Эрнст поступил на философский факультет Боннского университета. Выбор специальности был продиктован желанием родителей, а также тем, что в последний год учебы в лицее Эрнст увлекся творчеством немецкого философа Макса Штирнера. В Бонне помимо философии Макс изучал историю искусства, филологию, психологию и психиатрию. Интересуясь вопросами сознания и ментальных заболеваний, Эрнст посещал психиатрические лечебницы, где занимался арт-терапией с пациентами. К этому периоду относится начало регулярных занятий Макса живописью. Эрнст делал разнообразные зарисовки: городские пейзажи, портреты близких и друзей и т.д. В 1911 г. он вступил в художественную группу «Молодой Рейнланд». В 1912 г. Эрнст посетил Кельн, где познакомился с представленными на масштабной выставке работами П. Пикассо. В. Ван Гога, П. Гогена и др. Годом позднее там же прошла выставка «Молодого Рейнланда», в которой Макс принял участие. К 1913 г. он утвердился в своем решении стать художником. Его стиль в этот период находился под значительным влиянием экспрессионизма и кубизма. В 1914 г. Эрнст познакомился с Ж. Арпом, ставшим на долгие годы его творческим соратником. С началом Первой мировой войны Макс был призван в немецкую армию. В 1915 г. он получил ранение и был переведен в картографическое ведомство, что позволило ему заниматься творчеством. В 1917 г. в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка работ М. Эрнста и Г. Мухе. В 1918 г. Эрнст был произведен в лейтенанты. В том же году он сочетался браком с историком искусств Л. Штраус, их сын Ханс Ульрих Эрнст впоследствии стал известным художником-сюрреалистом.

Становление и творчество

В 1919 г. Эрнст вернулся в Кельн. Под влиянием дадаистов художник обратился к коллажной технике. В том же году вместе с Й. Бааргелдом организовал выставку дадаистов, где среди прочих были представлены работы пациентов психиатрических лечебниц. В 1920 г. Эрнст и Арп организовали выставку «Ранняя весна дада» в пивной «Винтер», которая произвела большой скандал. В 1921 г. Эрнст организовал резонансную выставку дадаистов в Париже по приглашению А. Бретона, составившего предисловие к каталогу выставки. В 1921 г. Эрнст начал сотрудничать с поэтом П. Элюаром, который использовал коллажи художника для иллюстрирования своего сборника «Повторения». Поэма в прозе «Несчастья бессмертных» стала следующим итогом сотрудничества Элюара и Эрнста. В 1923 г. Эрнст принял участие в Салоне Независимых, его работы были благожелательно приняты критиками. Благодаря содействию А. Бретона и других авторов произведения Эрнста приобретались некоторыми коллекционерами и галереями, однако по большей части его творчество не было востребованным у широкой публики. В 1925 г. на средства, вырученные от продажи всех своих картин галеристке И. Эй, вместе с П. Элюаром и его женой Галой отправился в Юго-Восточную Азию. В конце того же года Эрнст вернулся в Париж. Одним из значимых событий в его творческой карьере стала разработка техники фроттажа, основанной в том числе на «автоматическом письме» сюрреалистов. В 1926 г. Эрнст выпустил сборник выполненных в этой технике рисунков «Естественная история», вступительное слово к которому написал его давний соратник Ж. Арп. В том же году Эрнст стал одним из оформителей спектакля С. Дягилева «Ромео и Джульетта». В 1927 г. художник стал использовать технику граттажа в своих работах. В 1927-1928 гг. выставки Эрнста состоялись в Брюсселе и Париже.

В 1929 г. Эрнст совместно с А. Бретоном создал графическую новеллу «Женщина о 100 головах». В 1930 г. художник снялся в фильме Л. Бунюэля «Золотой век». В 1931 г. состоялась первая персональная выставка Эрнста в галере Леви в Нью-Йорке. В 1936 г. после близкого знакомство с А. Джакометти Эрнст обратился к скульптуре. В этом же году его работы составили часть выставки «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йорке. В 1937 г. в журнале «Тетради искусства» Эрнст опубликовал ретроспективный очерк, посвященный его творчеству 1918-1936 гг. В 1938 г. П. Гуггенхайм приобрела коллекцию работ художника для своего музея в Лондоне.

После ареста и помещения в лагерь для интернированных в 1939 г. и долгого процесса освобождения и восстановления в статусе, Эрнст решил покинуть Европу по предложению своего сына Ханса, который ранее эмигрировал в США. В 1941 г. Эрнст переехал в Нью-Йорк, где вместе с П. Гуггенхайм занимался вопросами организации музея современного искусства на территории США.

Эрнст продолжал активно экспериментировать с техниками. Так, в 1941 г. он начал создавать произведения при помощи «колебания», т.е. раскачивания банки с краской над полотном. Первой работой, выполненной в столь своеобразной манере, стало полотно «Искусство абстрактное, искусство конкретное».  Джексон Поллок трансформировал задумку Эрнста, создав технику «разбрызгивания». Своеобразным итогом всех методов создания художественных произведений стало полотно «Vox Angelica», разделенное на 52 ячейки – по одной на каждый год жизни художника. В 1944 г. Эрнст принял участие в фильме Х. Рихтера «Сны, которые можно купить за деньги».  Попутно Макс создавал скульптуры и картины в технике декалькомании. В 1948 г. Эрнст опубликовал программное эссе «По ту сторону живописи». В 1950 г. художник вернулся в Европу. С 1952 г. стал членом «Коллежа петафизики». В 1950-е и 1960-е Эрнст активно выставлялся по всей Европе. В 1975 г. состоялась его ретроспективная выставка в музее С. Гуггенхайма в Нью-Йорке. 

Солнце.jpg
М. Эрнст. "Солнце". Проект декораций к спектаклю "Ромео и Джульетта". 1926 г. Источник: wikimedia.org
Литература
  • Гольдин М. Макс Эрнст. Ретроспектива // Искусство. 2005. № 3 (539).
  • Пивень М.Г. Макс Эрнст (1891-1976). М., 2016.
  • Эрнст М. Графика и книги. Собрание Люфтганзы. Штутгарт, 1995.
  • Hopkins D. Marcel Duchamp and Max Ernst: The Bride Shared. Oxford, 1998.
  • Russel J. Max Ernst: life and work. New York, 1967.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты