ЭРАТО (др.-греч. Ἐρατώ, лат. Erato)

0 комментариев

В древнегреческой мифологии одна из девяти муз

Эрато («желанная», «любимая», ср. ἐρατός «прелестный», «милый» от ἐράω «страстно любить»), как и другие олимпийские нимфы, – дочь Зевса и Мнемосины (Hesiod. Theog., 52-64; 76-80; Apollod., I, 3, 1).

В античной традиции Эрато появляется не только как муза, но также как нимфа из числа нереид; некоторые античные авторы числят Эрато среди пятидесяти дочерей Феспия – феспиад. Согласно Павсанию, дриада Эрато была женой Аркада, с которым имела трех сыновей – Азана, Афиданта и Элата (VIII, 4, 1-3).

Первоначально функции муз четко не разделялись, в эллинистическое время, когда делались попытки закрепить за каждой из девяти муз определенный род поэзии и музыки, Эрато считалась покровительницей любовных песен. В последующие времена она представлялась музой лирической, преимущественно любовной, поэзии. С эпохи Ренессанса Эрато часто изображается с венком из мирта и роз, в руках она держит лиру или кифару. 

Иллюстрации:

1. Эрато, муза лирической поэзии. «Саркофаг Муз». Мрамор. II в. н.э. Париж, Лувр.

2. Эрато, муза лирической поэзии. Римская скульптура. II в. н.э. Мрамор. Рим, Музеи Ватикана.

Автор статьи: О.В. Кулишова

1. 323px-Erato_sarcophagus_Louvre_Ma475.jpg
2. 398px-Erato_Pio-Clementino_Inv317.jpg
Литература
  • Otto W. F. Die Musen und der göttliche Ursprung des Singens und Sagens. 3. Aufl. Darmstadt, 1961
  • Pötscher W. Musai // KP. Bd. III. München, 1979. Sp. 1475-1479
  • Camilloni M. T. Le Muse. Rom, 1998
  • Queyrel A. Mousa, Mousai // Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. Bd. IV. Zürich; München, 1992. S. 657-681
  • Söffner J. Musen // Mythenrezeption. Die antike Mythologie in Literatur, Musik und Kunst von den Anfängen bis zur Gegenwart / Hrsg. von M. Moog-Grünewald. Stuttgart; Weimar, 2008. S. 441-457

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты