ЭПОД (др.-греч. ἐπῳδός)

0 комментариев

В античной поэзии заключительная часть предназначенной для хорового исполнения песни, следовавшая за строфой и антистрофой.

Впоследствии название стало относиться и к небольшим лирическим стихотворениям, написанным дистихом из ямбического триметра и ямбического диметра, где второй, более краткий, стих также носил название эпода. От него, вероятно, такое именование и получила вся лирическая форма.

Изобретателем эпода считается Архилох, но высшей степени совершенства этот жанр достиг в творчестве Стесихора. Считается, что именно при Стесихоре эпод сформировал свою окончательную композицию, состоявшую из строфы, антистрофы и эпода, выполнявшего роль припева. Аналогичные структуры встречаются у Софокла, Еврипида, в большинстве эпиникиев Пиндара и в произведениях других поэтов.

Традиционно считается, что в трагедии строфу и антистрофу хор исполнял в движении. Закончив петь строфу и приступая к антистрофе, хоревты поворачивались и начинали движение в обратном направлении, зеркально повторяя движения танца. Во время эпода хор стоял на одном месте. Строфа и антистрофа были тождественны по своему и ритмическому составу. Эпод состоял из стихов в новой комбинации.

Название «Эподы» носят также стихотворения, собранные в пятой книге од Горация. Они написаны ямбическим размером и воспроизводят жанро-строфическую форму, изобретенную Архилохом. Эти произведения Горация в действительности относятся к короткой лирической сатире, и несмотря на свое именование имеют довольно малое сходство с эподами древнегреческой поэзии.

Автор статьи: М.В. Поникаровская

Литература
  • Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная лирика. М., 1967
  • Cambell D. Greek Lyric Poetry. Bristol, 1982
  • Mankin D. Horace: Epodes. Cambridge, 1995
  • Watson L. A Commentary on Horace’s Epodes. Oxford, 2003
  • The Epodes. Horace’s Archilochus? // Cambridge Companion to Horace / Ed. S. J. Harrison. Cambridge, 2007. P. 93-104

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты