ЭПИКТЕТ (др.-греч. Ἐπίκτητος)

0 комментариев

В юности Эпиктет был рабом Эпафродита, вольноотпущенника Нерона; отсюда, вероятно, и происходит его прозвище – его имя буквально означает «прикупленный» и напоминает рабскую кличку. Хозяин искалечил его, сломав ногу; для Эпиктета Эпафродит – образец порочного человека. В 69 или 79 г. Эпиктет становится учеником Музония Руфа. В правление Домициана Эпиктет получил свободу, после императорского эдикта 88/89 или 94/95 г. об изгнании философов из Италии переселился в Никополь (Эпир) и открыл там школу. Самые известные слушатели и ученики Эпиктета – киник Демонакт и государственный деятель и историк Арриан. Возможно, Эпиктета посещал император Адриан, который питал к нему большое уважение.

Сам Эпиктет ничего не писал, но с его именем связаны следующие сочинения: 1) «Беседы», записанные и изданные Аррианом; 2) «Руководство» («Энхиридион»), краткая сводка основных идей Эпиктета, принадлежащее, скорее всего, тоже Арриану; 3) около 30 фрагментов, которые принадлежат «Беседам» и показывают, что их текст сохранился не в полном объеме.

Эпиктет ориентируется на учение ранней Стои (Зенон, Клеанф, особенно Хрисипп), но подчеркивает, что главное – готовность изменить свой образ мыслей и жизни, а не философская эрудиция. Основной интерес Эпиктета сосредоточен на практической этике, его новация здесь – утверждение о врожденном характере нравственных убеждений. Основные темы его рассуждений сводятся к противопоставлению того, что находится в нашей власти и того, что нет, особому вниманию к свободному моральному выбору, стремлению избегать ошибок посредством обучения, вере в божественное провидение. Он воспринимает бога более лично, чем другие стоики, и говорит о необходимости согласовывать свою волю с волей божества.

Сочинения:

The Discourses / Ed. by  W. A. Oldfather. Vols. I-II. Cambridge (Mass.), 1925, 1928 (Loeb Classical Library);

Беседы Эпиктета / Пер. Г. А. Тароняна. М., 1997;

Эпиктет. Энхиридион (Краткое руководство к нравственной жизни). Симпликий. Комментарий на «Энхиридион» Эпиктета / Пер. А. Я. Тыжова СПб., 2012.

Иллюстрация:

Гравюра на фронтисписе латинского перевода «Энхиридиона» Эпиктета. Оксфорд, 1751.

Автор статьи: А.Д. Пантелеев

Литература
  • Hershbell J. The Stoicism of Epictetus // ANRW. II 36.3. Berlin; New York, 1989. S. 2148-2163
  • Long A. A. Epictetus: A Stoic and Socratic Guide to Life. Oxford, 2002
  • The Philosophy of Epictetus // Ed. by T. Scaltsas, A. S. Mason. Oxford, 2007
  • Sohn W. Epictetus: Ein erzkonservativer Bildungsroman mit liberalen Eselsohren. Norderstedt, 2010
  • Чертков В. Г. Римский мудрец Эпиктет, его жизнь и учение. М., 1889
  • Маковельский А. Мораль Эпиктета. Казань, 1912
  • Штаерман E. M. Эпиктет и его место в римском стоицизме // ВДИ. 1975. № 2. С. 197-210
  • Столяров А. А. Эпиктет // Античная философия: энциклопедический словарь. М., 2008. C. 811-815

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты