ЭНКОМЬЕНДА ( encomienda )

0 комментариев

Форма феода в Испанской колониальной империи начала XVI в-первой половины XVIIIвв.,   представлявшая собой  временное пожалование (букв. "передачу под опеку на одну-две жизни") частному лицу одного или нескольких поселений индейцев c правом взимания оброка (исп. tributo) и  барщину -  принудительный труд индейцев на земле "опекуна".

Владелец энкомьенды (энкомендеро) был обязан активно способствовать обращению индейцев в христианство, усвоению ими нового "разумного",  образа жизни, т.е. сходного с образом жизни самих испанцев и защищать их в случае военной угрозы.

Основа энкомьенды  как социального института восходит к эпохе Реконкисты (VIII-XV вв. н.э.), когда пограничные  и недавно отвоеванные  у мусульман земли передавались "под опеку" отличившимся в сражении воинам  в обмен на оборону территории и насаждение христианства.  

Юридические основы энкомьенды были в сформулированы в "Бургосских законах" (1512 г.). Согласно им де-юре энкомьенда была неотчуждаема и не давала прав ни на землю, ни на личность индейца. Судебная юрисдикция над подопечными любого энкомендеро  принадлежала чиновникам испанской колониальной администрации. Де-факто энкомендеро располагал практически неограниченной властью над своими подопечными, что способствовало многочисленным злоупотреблениям и жестокой эксплуатации коренного населения.

В начале XVI в. энкомьенда  как средство контроля и эксплуатации коренного населения получила распространение на Больших Антильских о-вах, в первую очередь Эспаньоле (совр. остров Гаити) и Кубе, где, по мнению испанского гуманиста и религиозного деятеля Бартоломе де Лас Касаса способствовала быстрому вымиранию аборигенов.  С присоединением к Испании территории Центральной Америки и Мексики (1510-1521 гг.), а также Перу (1533-1534 гг.) и  части совр. Колумбии  (1539 г.) энкомьенда была распространена и на данные территории.

Произвол, жестокости и  злоупотребления энкомендеро и самих сочетании с  экономической неэффективностью энкомьенд и  резким сокращением численности коренного населения вызвали резкую критику энкомендарной системы со стороны ряда  испанских религиозных деятелей, правоведов  и  теологов, в особенности Б. де Лас Касаса и Франсиско де Витории.

Под их давлением в 1542 г. в Барселоне были приняты т.н. "Новые законы о хорошем обращении с индейцами", существенно регламентировавшие права владельцев энкомьенд и эксплуатацию  аборигенов Америки, фактически давая право только на продуктовую ренту. Также запрещалась раздача новых энкомьенд.

Несмотря на последующие многочисленные поправки и изменения  в пользу энкомендеро, "Новые законы"  способствовали упадку энкомьенд во второй половине. Полностью  энкомьенда была упразднена лишь в 1720 г.

Иллюстрация: 

Жалоба индейцев селения Тепетлаосток в долине Мехико (Центральная Мексика)  на притеснения энкомендеро.  Кодекс Кингсборо, лист 22, вторая половина XVI в. Британский музей, Лондон.

Автор стаьи: А.В. Калюта

 

Литература
  • Комиссаров Б.Н., Петрова А.А., Саламатова О.В, Ярыгин А.А.Три века колониальной Америки: О типологии феодализма в Западном полушарии. Спб., 1992
  • Simpson L. B. The encomienda in New Spain. The beginning of Spanish Mexico.Los Angeles, 1982
  • Martínez E.M.A.Tributo y trabajo del indio en Nueva Granada. Sevilla, 1977

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты