ЭГИДА (др.-греч. αἰγίς , лат. aegis ‒ букв. козья шкура)

0 комментариев

Щит или доспех с натянутой на нем шкурой животного, который в бою используют боги и который является атрибутом Зевса, Аполлона и Афины.

У Гомера эгида – изготовленный Гефестом щит Зевса (XV, 308-310), которого Гомер называет Эгиохом («щитодержцем», см.: Il., V, 733); потрясая эгидой и вызывая громы и молнии, он наводит ужас на врагов (XVII, 593-596; ср. Зевс передает Аполлону эгиду для устрашения противников: Il., XV, 229-230; 318-322). В поздней традиции появляется объяснение, что эгида сделана из  шкуры козы Амалфеи, вскормившей Зевса. Уже у Гомера (Il., V, 738-741) важный элемент украшения эгиды – голова горгоны Медузы, которую Афине принес в дар Персей. В последующей традиции эгида более всего связывается с Афиной, которая носит ее, накинув на плечи и грудь. Начиная с Александра Македонского, эгида стала элементом иконографии правителей, а затем римских императоров. В современном языке это слово в переносном смысле употребляется в значении «защита», «покровительство» (выражение «под эгидой»).

Автор статьи: О.В. Кулишова

Литература
  • Roscher W. H. Aigis // Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie / Hrsg. von W. H. Roscher. Bd. I, 1. Leipzig, 1886. Sp. 149-151
  • Stengel P. Aigis // RE. Bd. 1, 1. Stuttgart, 1893. Sp. 970-972
  • Halm-Tisserant M. Le gorgonéion, emblème d’Athéna: introduction du motif sur le bouclier et l’égide // Revue Archéologique. 1986. P. 245-278
  • Parker R. Aigis // Der Neue Pauly. Bd. 1. Stuttgart, 1996

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты