ДЖИННА, МУХАММАД АЛИ

0 комментариев

/ Ориг.: англ. Jinnah

Джинна, Мухаммад Али (Джинах, арабизация гуджар. Джхина; англ. Jinnah). (25.12.1876, Карачи — 11.09.1948, Карачи) — индо-мусульманский политический деятель, основатель и первый глава Пакистана.

Из семьи преуспевающего торговца тканями, выходца из касты исмаилитов - ходжа, переселившегося в Синд из Гуджарата. Начальное и среднее образование получил в Карачи и Бомбее (ныне Мумбаи) (мусульманское — в Мадрасат уль-ислам-и Синдх, светское — в Высшей школе Миссионерского общества), высшее — в престижной лондонской юридической школе Линкольнс-Инн (1892—1896). По возвращении в Карачи вел адвокатскую практику, в 1897 поступил в Высший суд Бомбея. Снискав известность как блестящий оратор, сочетавший либерально-националистическое мировоззрение с верностью принципам конституционализма, занялся общественной деятельностью.

С 1905 — личный секретарь Д. Наороджи, под влиянием которого в 1906 стал членом Индийского национального конгресса (ИНК), сблизившись с его умеренно-либеральным крылом (в частности, с Г. Гокхале и C. Найду). В январе 1910 избран в 1-й созыв Имперского законодательного совета от мусульман Бомбейского президентства, 1-м из его выборных членов добился осуществления собственной инициативы (придания правовой силы установлениям о вакфах). С 1912 одновременно участвовал в работе Мусульманской лиги (МЛ), в которую формально вступил в 1913. Накануне и в ходе Первой мировой войны призывал к общеиндийской сплоченности мусульман и индусов в противостоянии империализму, отвергая возможность особого электорального статуса для своих единоверцев; считается одним из архитекторов так называемого Лакхнауского пакта о совместных действиях ИНК и МЛ (1916).

В 1919 вышел из Законодательного совета, протестуя против расширения репрессивных полномочий полиции. Не приемля нарастающую радикализацию ИНК, сопровождавшуюся усилением левых настроений и тенденции к конфронтации с колониальной администрацией, в 1920—1921 отошел от участия в нем. Осудил проводившиеся М. К. Ганди акции гражданского неповиновения и сосредоточился на укреплении МЛ, председателем которой неоднократно избирался; дистанцировался и от Халифатского движения. Столкнувшись с неготовностью ИНК гарантировать мусульманам культурно-политические прерогативы, основанные на признании их особой общностью с собственным наследием и цивилизацией, перешел к «исламскому национализму» в духе М. Икбала, а от него — к идее политического обособления индо-мусульманского сообщества.

В 1926 поддержал проект отдельных избирательных курий с гарантией индусам и мусульманам пропорционального представительства в законодательных органах. В 1928 на Всепартийной конференции по выработке индийской конституции добивался предоставления мусульманам (1/4 населения колонии) 1/3 мест в органах власти и введения куриальной системы выборов по религиозному признаку, хотя и видел пока будущее единоверцев в единой и неделимой Индии. В 1930—1934, оставив адвокатскую работу, жил в метрополии, где в 1930—1932 входил в индийскую делегацию на 1-й и 2-й конференциях «Круглого стола», на которых продолжил полемику с Ганди. С 1935, после введения Закона об управлении Индией, полностью контролировал руководство МЛ, стараясь заново консолидировать партию, заметно ослабленную расколами конца 1920-х. Как председатель парламентского комитета МЛ (с 1936) обеспечивал подготовку к избирательной кампании 1937, в которой МЛ показала неубедительный результат, несмотря на включение в ее программу пункта о предоставлении Индии полной независимости (с подачи Д.).

После смерти Икбала в 1938 искусная риторика Д. немало способствовала оформлению общественно-политической позиции индийских мусульман. В феврале 1940 в качестве основного требования МЛ Д. выдвинул план раздела Индийской империи на два государства: мусульманское (Пакистан) и индусское (Хиндустан). В марте план утвердила Лахорская резолюция съезда МЛ, обозначившая курс на независимость. В годы Второй мировой войны Д. пытался убедить британскую администрацию в том, что раздел — единственное решение, способное предотвратить хаос после деколонизации Индии.

В 1946 с успехом выступил глашатаем идей Икбала на всеобщих выборах, но в то же время содействовал подавлению британцами восстания на индийском флоте. После раздела Индии в августе 1947 занял пост генерал-губернатора Пакистана и интенсивно работал над прекращением межобщинных конфликтов и координацией работы министерств и ведомств зарождающегося государства до начала 1948, когда его здоровье стремительно ухудшилось. Кончина Д. осенью от туберкулеза и рака легких не дала ему внести полноценный вклад в функционирование новорожденной пакистанской государственности.

Социальные симпатии Д. отличались элитарностью и связывали его с крупными землевладельцами, промышленниками и интеллигенцией. Последовательный прогрессист и рационалист, с ранней молодости культивировавший образ джентльмена, он редко придавал своим публичным выступлениям религиозную мотивацию, делая упор на ислам скорее как на фактор идентичности, нежели доктрину; наиболее значимые заявления (в том числе внутриполитические) делал по-английски, хотя настоял на признании урду единственным государственным языком Пакистана. Пакистанская общественность еще при жизни провозгласила Д. «величайшим вождем» (каид-и азам) и поныне почитает его как «отца нации» (баба-и каум).

Соч.: Speeches and Writings of Mr M. A. Jinnah / Ed. by J. Ahmad. V. 1—2. Lahore, 1960—1964.

Лит.: Уолперт С. Джинна — творец Пакистана. М., 1997; Ahmed A. S. Jinnah, Pakistan, and Islamic Identity: The Search for Saladin. London, 1997; Bolitho H. Jinnah: Creator of Pakistan. London, 1954; Hayat S. Quaid-i Azam Jinnah, Muslim League, and the Achievement of Pakistan // Pakistan Journal of History and Culture, VII (1986), № 2. P. 61—90; Jinnah F. My Brother. Karachi, 1987; Karahan A. M. Ali Jinnah’a armagan. Istanbul, 1977; Mohammad Ali Jinnah: Founder of Pakistan. Karachi, 1976; Quaid-i Azam Mohammed Ali Jinnah. Islamabad, 1979; Rafique Afzal M. Quaid-i Azam Muhammad Ali Jinnah and the Home Rule Movement // Journal of the Research Society of Pakistan. XX (1983). № 1. P. 1—27; Saiyid M. H. Mohammad Ali Jinnah (A Political Study). Lahore, 1953; Sharif al-Mujahid. Quaid-i Azam Jinnah: Studies in Interpretation. Karachi, 1981; Sharif al-Mujahid. Quaid-i Azam Jinnah and World Muslim Unity: An Interpretation // Pakistan Horizon, XXXIV (1981). Vol. 1. P. 16—28; Singh J. Jinnah: India — Partition — Independence. Oxford, 2009.

Статью разместил(а)

Групп Олма Медиа

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты