ДВОРЖАК МАКС

0 комментариев

ДВОРЖАК МАКС - Историк искусства, представитель венской школы искусствознания.

Сын архивиста и библиотекаря замка Раудниц, богатая художественная коллекция которого содержала полотна П. Брейгеля и портретную живопись испанских мастеров, повлиявшие на художественные пристрастия Дворжака. Обучение, начатое в Праге (1895) у профессора истории Й. Голля, Дворжак продолжил в Венском университете и завершил (1901) его защитой диссертации. Приглашен в авcтрийский Институт исторических исследований. В период становления Дворжак испытывал влияние А. Ригля и Ф. Викхоффа (Die Illuminatoren d. Johann von Neumarkt. W., 1901 и др.), ассистентом которого был с 1902 года, занимая в этот период должность приват-доцента Венского университета, а с 1909 года - профессора.
Переломные периоды в истории искусства (поздняя античность, творчество Эль Греко, А. Дюрера, М. Шонгауэра, Брейгеля, Тинторетто) неизменно оказывались в сфере внимания Дворжака. В 1904 году он опубликовал основополагающую работу по истории нидерландского искусства - «Загадка искусства братьев ван Эйк» (Das Rätsel d. Kunst d. Brüder van Eyck). Предметом исследования стал не столько вопрос об авторах Гентского алтаря, сколько проблема зарождения стиля, намеченного в картинах треченто и во французской книжной миниатюре около 1400 года. В работе также была введена методологическая проблематика последующих изысканий Дворжака, связанная с философией В. Дильтея и формальным методом Ригля, его представлением о континууме извечных вопросов-ответов. Дворжак выявлял связь искусства с мировоззрением и духовной атмосферой эпохи и видел залог развития искусства в разнонаправленности и многочисленности его течений, а также в индивидуальности художника; на этих принципах основана работа «Идеализм и натурализм в готической скульптуре и живописи» (Idealismus und Naturalismus in d. gotischen Skulptur und Malerei. 1918), построение которой обнаружило концептуальную цельность видения Дворжаком исторического развития западноевроп. искусства.

В 1905 году, после смерти Ригля, при содействии Ю. фон Шлоссера Дворжак занял государственный пост главы Общества охраны памятников Австро-Венгрии (Kunsthisthorische Institut der Zentralkomission), в результате его деятельности после первой мировой войны при репарации удалось сберечь существенное число художественных ценностей. Отношение к проблемам реставрации было высказано Дворжаком в работе «Katechismus der Denkmalspflege» (1916).

15 января 1921 года в периодическом издании «Wiener Mittag» (Венский полдень) появилась статья Дворжака, посвященная серии работ Дюрера «Апокалипсис» (1497-1498 годы) из собрания Альбертины. Сборник статей Дворжака, составленный К. Свободой и Й. Вильде и известный по выбранному Ф. Хорбом названию - «Kunstgeschichte als Geistgeschichte» (История искусства как история духа. 1924), представляет собой 1-й том из задуманной учениками Дворжака 5-томной серии его книг, в которую вошло также 2-томное собрание лекций по искусству итальянского Возрождения (Geschichte d. italienischen Kunst im Zeitalter der Renaissance. 1927-1929 годы). В Собрание сочинений (Gesammelte Aufsätze zur Kunstgeschichte. 1929) последователями Дворжака помещена одна из его последних статей, «Variationen über ein Thema» (Вариации на тему. 1921),- вступление к серии графических работ О. Кокошки.

Метод Дворжака, интерпретатора и мастера формального анализа, привлек внимание Э. Панофского, М. Фридлeндера и других исследователей. Архив его неопубликованных трудов находится в библиотеке Венского университета (их перечисление смотри: Neumann J. Das Werk M. Dvořák und die Gegenwart).

Иллюстрации:

Архив ПЭ.

©Православная энциклопедия

Литература
  • Frey D. Max Dvořák Stellung in d. Kunstgeschichte // JbKG. 1921-1922. Bd. 1. S. 1-21
  • Tietze H.V. Max Dvořák: Kunstchronik und Kunstmarket //Ibid. 1923. Bd. 30. S. 441-444
  • Benesch O. Max Dvořák: Ein Versuch d. hist. Geisteswissenschaften // Repertorium f. Kunstwissenschaft. B.; Gött., 1924. Bd. 44. S. 159-197
  • Sedlmayr H. Kunstgeschichte als Geistgeshichte // Wort und Wahrheit. Hamburg, 1958. S. 71-86
  • Neumann J. Das Werk M. Dvořák und die Gegenwart // Acta historiae Acad. scient. Hungaricae. Bdpst., 1962. Bd. 8. S. 201-213

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты