ДЮРЕР АЛЬБРЕХТ

0 комментариев

/ Ориг.: нем. Albrecht Durer

Крупнейший немецкий график и живописец эпохи Возрождения.

Ранние годы

Родился в семье ювелира венгерского происхождения Альберта Айтоши (от венг. аjto (айто) – «дверь», в переводе на нем. – turer (тюрер), под влиянием франкского произношения звучащее как «дюрер») и Барбары Хольпер. У пары было восемнадцать детей, из которых только трое дожили до зрелых лет. Крестным отцом Альбрехта стал Антон Кобергер.

С 1477 г. Дюрер посещал латинскую школу. Примерно в начале 1480-х он начал помогать отцу в ювелирной мастерской. Несмотря на то, что Дюрер старший хотел, чтобы сын унаследовал его профессию, когда Альбрехт заявил, что желает заниматься живописью, он не стал ему препятствовать. В 1486 г. Дюрер младший поступил в мастерскую Михаэля Вольгемута. Помимо основ рисования известный нюрнбергский художник также преподавал гравирование по дереву. В 1490 г. Альбрехт завершил свое ученичество у Вольгемута и отправился в путешествие по городам Германии и Швейцарии. Некоторые исследователи считают, что во время этой поездки Дюрер поучаствовал в создании гравюр для «Корабля дураков» Себастьяна Бранта. К этому периоду познания мира и поиска себя относится «Автопортрет с чертополохом» (1493), который предположительно мог являться свадебным и свидетельствовать о грядущей перемене в статусе Дюрера.

В 1494 г. по возвращении в Нюрнберг Дюрер женился на Агнесе Фрей, брак с которой упрочил социальное и экономическое положение художника. Однако семейная жизнь пары не сложилась, вероятно, ввиду разных характеров. Брак был бездетным. Среди историков искусства существуют предположения, что вскоре после свадьбы Альбрехт отправился в Италию, где познакомился с работами Джованни Беллини, Мантеньи и др. Однако сам Дюрер в «Семейной хронике» ничего о поездке не сообщает.

Становление. Зрелые годы

В 1495 г. Дюрер открыл в Нюрнберге собственную мастерскую, занимавшуюся изданием гравюр на дереве. Выпустить первую серию Альбрехту помог его крестный отец Антон Кобергер. В 1495-1496 гг. Дюрер начал гравировать на меди. В 1498 г. им были выполнены 15 ксилографий для издания Кобергера «Апокалипсис». Через два года он создал 30 гравюр-иллюстраций «Страстей св. Бригитты», ставшие потрясающими образчиками сложной верстки и органичного включения изображения в текст.

Во второй половине 1490-х Дюрер также развивается в живописи. Наиболее значимым произведением этого периода является «Поклонение волхвов», написанное для Фридриха III Саксонского. В рамках большого заказа художник выполнил также полиптих «Семь скорбей», «Дрезденский алтарь» и портрет правителя. В «Поклонении волхвов» использована диагональная композиция, позволившая Дюреру добиться ощущения бесконечности и глубины пространства. На переднем плане изображена фигура Марии с младенцем, чуть поодаль стоят волхвы. В отличие от своих коллег-современников, Альбрехт не стал акцентировать внимание зрителя на дорогих фактурных одеждах мудрецов. В этом произведении пейзаж с античными руинами становится полноправным героем повествования, рассказывая о преемственности древних традиций и нового начала.

После смерти отца в 1502 г. Дюрер взял на себя финансовое обеспечение матери и своих младших братьев. В 1505 г. он отправился в Италию. Точная причина поездки неизвестна, однако считается, что художник хотел поправить свое финансовое состояние. Он должен был урегулировать условия сделки с Маркантонио Раймонди по поводу копирования гравюр немецкого мастера. Во время пребывания в Венеции Дюрер написал картину  «Праздник венков из роз», выполненную по заказу немецких купцов. Многофигурность композиции и яркий колорит вдохновлены лучшими образцами венецианской живописи. Вполне вероятно, что немецкий мастер встречался в Венеции с Джорджоне, Тицианом и Пальмой Старшим. Однако подтверждения этому нет. Сам Дюрер говорил, что это произведение заставило тех художников, что считал его лишь гравером, переменить свое мнение. Городской совет Венеции также признал талант и мастерство Альбрехта и предложил ему 200 дукатов, чтобы гравер задержался в городе. Однако Дюрер отправился в Болонью. Вероятно, художник хотел посетить этот город из-за университета и служивших в нем лучших умов своей эпохи. Некоторые детали на картинах Дюрера дают основание полагать, что он также ездил в Рим, однако, как и в случае с его первой поездкой в Италию, подтверждения этому нет.

Дюрер оставался в Италии до 1507 г., когда с большой неохотой вернулся в Нюрнберг. На родине спустя два года он был избран членом Большого совета. Тогда же, в 1509 г., он купил дом, где сейчас находится его музей. На основе «Града Божьего» св. Августина Дюрер в 1511 г. написал «Поклонение Святой Троице», где особенно чувствуется влияние итальянской школы живописи.

Несмотря на то, что Дюрер как живописец пользовался большим почетом и уважением, стоимость оплаты его услуг как художника едва покрывала затраченные время и материалы. В связи с этим, на протяжении 1507-1512 гг. основным доходом для мастера оставалась гравюра. За эти пять лет он выполнил множество гравюр на заказ, а также разнообразные серии на религиозный сюжет («Жизнь Марии», «Страсти на меди»).

В 1512 г. положение Дюрера еще больше укрепилось, когда его покровителем стал сам император Максимилиан I. Для него художник выполнил монументальную ксилографию «Триумфальная арка», а также проиллюстрировал «Молитвенник императора Максимилиана».

Дюрер внимательно следил за реформационными процессами, охватившими всю Германию в 1517 г. Принято считать, что он сочувствовал идеям Реформации, однако поддерживая взгляды «иконоборцев», не настаивал на «изгнании» искусства из Церкви. В 1520-1521 гг. совершил путешествие в Нидерланды, зафиксировав его детали в «Дневнике путешествия в Нидерланды». Во время этой поездки художник познакомился с работами ван Эйков, Дирка Боутса, Мемлинга и других выдающихся мастеров. Вернувшись на родину, Дюрер воплотил свое впечатление от техники нидерландских живописцев  в работе «Четыре апостола», колористически и пластически синтезировав его с выработанной ранее творческой манерой.  Это произведение стало своеобразным выражением представлений мастера об идеальном человеке.

В последние годы жизни художник работал над трактатом о пропорциях, однако не успел его закончить. Он скончался 6 апреля 1528 г. от неизвестной болезни. 

Дюрер А. Поклонение волхвов.jpg
А. Дюрер. "Поклонение волхвов". 1504 г. Источник: en.wikipedia.org
Дюрер А. Праздник венков из роз (1506).jpg
А. Дюрер. "Праздник венков из роз". 1506 г. Источник: en.wikipedia.org
Дюрер А. Поклонение св. Троице. 1511.jpg
А. Дюрер. "Поклонение Св. Троице". 1511 г. Источник: en.wikipedia.org
дюрер.jpg
А. Дюрер. "Четыре апостола". 1526 г. Источник: en.wikipedia.org
Литература
  • Багровников Н.А. Эстетические взгляды Альбрехта Дюрера в контексте гуманистической этики // Проблемы человека в современной науке: Межвуз. Сб. науч. Тр. Н. Новгород, 1999.
  • Бартрум Д. Дюрер. М., 2010.
  • Брион М. Дюрер. М., 2006.
  • Дмитриева Н.Э. Античность в восприятии немецких гуманистов и творчество А. Дюрера // Проблемы истории докапиталистических формаций. М., 1978.
  • Донин А.Н. Пространство и время в пейзажных рисунках Альбрехта Дюрера // Искусствознание. 2005. №2.
  • Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты. Л., 1957.
  • Лобман М.Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972.
  • Львов С. Альбрехт Дюрер. М., 1984.
  • Майкапар А.Е. Шедевры старых мастеров: говорящие детали: Альбрехт Дюрер. Меланхолия // Искусство. 2012. № 5 (478).
  • Матвиевская Г.П., Белый Ю.А. Альбрехт Дюрер – ученый, 1471-1528. Геометрия, теория перспективы, астрономия. Наследие великого художника в области точных наук. М., 2013.
  • Морозова О.В., Котельникова Т.М., Королева А.Ю. Босх. Брейгель. Дюрер: гении Северного Возрождения. М., 2013.
  • Нессельштраус Ц. Альбрехт Дюрер. 1471-1528. Л., 1961.
  • Полковниченко Н.М. Идеограммы гравюр Дюрера. Гомель, 2013.
  • Фишер И.Р. Альбрехт Дюрер и Реформация // История и историография зарубежного мира в лицах. Вып. 3. Самара, 1998.
  • Фролова Л.В. Трактат Витрувия как основа для поиска идеальных пропорций в творчестве А. Дюрера и мастеров его круга // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА: научно-аналитический журнал по вопросам искусствоведения. 2016. №1. Ч. 2.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты