ДЕВТЕРАГОНИСТ (др.-греч. δευτεραγωνιστής)

0 комментариев

Второй актер в драматическом представлении в древнегреческом театре.

Второго актера в трагедию, согласно традиции, ввел Эсхил (Aristot. Poet., 4, 1449 а 15-18; Vit. Aesch., 15). Ведущая роль в спектакле принадлежала первому актеру – протагонисту (πρωταγωνιστής). Именно протагонистов распределял между поэтами архонт-эпоним. Далее протагонист, по-видимому, сам выбирал для себя второго актера – девтерагониста (от др.-греч. δεύτερος «второй» и ἀγωνιστής «состязающийся», «борец», ср.: ἀγωνίζομαι «состязаться (на общественных играх, сцене и пр.)»  и третьего – тритагониста (τριταγωνιστής). Поллукс упоминает о правой сценической двери как о месте выхода второго актера (IV, 124), но большинство исследователей полагает, что в этом случае мы имеем дело лишь с обобщением лексикографом отдельного, конкретного случая. 

Как определялись роли для второго актера, неизвестно, как и, в целом, принципы распределения ролей между тремя актерами. Девтерогонисты, по-видимому, исполняли роли таких лиц, которые должны были взаимодействовать на сцене с главными персонажами, например, на их долю в трагедиях Софокла часто приходились женские роли, такие как Исмена, Хрисофемида, Антигона в трагедии «Эдип в Колоне».

См. также: Актёр, в древнегреческом театре.

Автор статьи: О.В. Кулишова

Литература
  • Fensterbusch C. Δευτεραγωνιστής // KP. Bd. I. München, 1979. Sp. 1500
  • Ghiron-Bistagne P. Recherches sur les acteurs dans la Gréce antique. Paris, 1976
  • Pickard-Cambridge А. W. Dramatic Festivals of Athens / Rev. 2nd ed. with suppl. by J. Gould, D. Lewis. Oxford, 1988
  • Greek and Roman Actors: Aspects of an Ancient Profession / Ed. by P. E. Easterling and E. Hall. Cambridge, 2002
  • Csapo E. Actors and Icons of the Ancient Theater. Oxford, 2010
  • Кулишова О. В. Античный театр: организация и оформление драматических представлений в Афинах V в. до н.э. СПб., 2014

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты