ДЕСПОТ

0 комментариев

/ Ориг.: δεσπότης

ДЕСПОТ (греч. δεσπότης ) - собственно «господин, домохозяин», в политическом смысле - повелитель, владыка (без не­га­тив­ной кон­но­та­ции, при­об­ре­тён­ной сло­вом лишь в европейских язы­ках в позд­ней­шую эпо­ху).

Ан­тич­ны­ми ав­то­ра­ми упот­реб­ля­лось как в обы­ден­ном зна­че­нии («хо­зя­ин»), так и в ка­че­ст­ве эпи­те­та бо­гов и ца­рей.

В хри­сти­ан­ском сло­во­упот­реб­ле­нии Деспотом мог име­но­вать­ся Бог, но так­же дья­вол (в смыс­ле «вла­ды­ка ми­ра се­го») и мир­ские пра­ви­те­ли. Жен­ский ва­ри­ант сло­ва (греч. δέσποινα, ср. рус. - «вла­ды­чи­ца») стал обыч­ным име­но­ва­ни­ем Бо­го­ро­ди­цы. В позд­не­рим­скую и ви­зантийскую эпо­хи тер­мин «Деспот» от­но­сил­ся к им­пе­ра­то­рам и цер­ков­ным ие­рар­хам, став ус­той­чи­вым ком­по­нен­том об­ра­ще­ния (от­ку­да тра­диционная фор­му­ла за здра­вие ар­хие­рея: «εἰς πολλα ἔτη δέσποτα», рус. - «мно­гая ле­та, вла­ды­ко!»).

В государственной сфе­ре ти­тул со вре­ме­нем стал при­ла­гать­ся не толь­ко к им­пе­ра­то­ру (его обыч­но на­зы­ва­ли ϰύριος, ϰύρ, ср. рус. - «го­су­дарь»), но и к выс­шим са­нов­ни­кам. В XII веке в Ви­зан­тии поя­вил­ся осо­бый ти­тул Деспота, за­ни­мав­ший в сис­те­ме ран­гов второе ме­сто по­сле им­пе­ра­тор­ско­го и да­ро­вав­ший­ся чле­нам пра­вя­ще­го до­ма (обыч­но сы­новь­ям им­пе­ра­то­ра) и не­ко­то­рым иностранным пра­ви­те­лям (например, бол­га­ри­ну Доб­ро­ти­це). В XIII-XV веках воз­ник ряд по­ли­тических об­ра­зо­ва­ний во гла­ве с Деспотом (дес­по­та­ты): в Мо­рее, объ­е­ди­няв­ший вла­де­ния им­пе­рии на Пе­ло­пон­не­се в XIV-XV веках, на Кер­ки­ре (Кор­фу) в XV веке.

Ти­тул Деспот при­ме­нял­ся в го­су­дар­ст­вах Латинской Ро­ма­нии, а так­же в Бол­га­рии (с XIII века) и Сер­бии (с XIV века). В русский язык сло­во приш­ло из Ев­ро­пы в XVI веке в зна­че­нии «жес­то­кий пра­ви­тель, ти­ран».

Смотрите так­же Дес­потия.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Guilland R. Études sur l’histoire admi­nistrative de l’Empire byzantin: Les despote (ὁ δεσπότης) // Revue des études byzantines. 1959. Vol. 17. P. 50–54
  • Ферjанчиℏ Б. Дес­поти у Византиjи и jужнословенским зем­ль­а­ма. Бео­град, 1960
  • Failler A. Les insignes et la signature du despote // Revue des études by­zan­tines. 1982. Vol. 40. P. 171–186

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты