ДЕ КИРИКО ДЖОРДЖО

0 комментариев

ДЕ КИРИКО ДЖОРДЖО - итальянский живописец, график, скульптор, сценограф и писатель.

Обу­чал­ся в По­ли­тех­ни­ку­ме в Афи­нах (до 1905 года), за­тем в АХ в Мюн­хе­не (1906-1909 годы), где ув­лёк­ся со­чи­не­ния­ми А. Шо­пен­гау­эра, О. Вей­нин­ге­ра, Ф. Ниц­ше и ис­пы­тал силь­ное влия­ние искусства А. Бёк­ли­на и М. Клин­ге­ра («Бит­ва ла­пи­фов с кен­тав­ра­ми», 1909, Национальная га­ле­рея современного искусства, Рим). Под впе­чат­ле­ни­ем от ар­хи­тек­ту­ры и жи­во­пи­си итальянского кват­ро­чен­то в начале 1910-х годов поя­ви­лись пер­вые «кар­ти­ны-та­ин­ст­ва», ко­то­рые Г. Апол­ли­нер позд­нее на­зо­вёт «ме­та­фи­зи­че­ски­ми». В 1911-1915 годах Де Кирико вме­сте со сво­им бра­том Ан­д­реа [пи­са­тель и му­зы­кант; псевдоним - Аль­бер­то Са­ви­нио (1891-1952 годы)] жил в Па­ри­же, где его кар­ти­ны бы­ли вы­со­ко оце­не­ны в кру­гах литературного и ху­дожественного аван­гар­да.

В начале 1-й ми­ро­вой вой­ны бра­тья Де Ки­ри­ко вер­ну­лись в Ита­лию; в 1915 году в Фер­ра­ре со­стоя­лось их зна­ком­ст­во с ху­дож­ни­ка­ми Ф. Де Пи­зи­сом и К. Кар­ра. С фор­ми­ро­ва­ни­ем этой груп­пи­ров­ки воз­ник­ла шко­ла ме­та­фи­зи­че­ской жи­во­пи­си, оп­ре­де­лив­шая ми­ро­вую сла­ву Де Кирико и его зна­че­ние как пред­те­чи сюр­реа­лиз­ма. В кар­ти­нах 1913-1919 годов пус­тын­ные пло­ща­ди ок­ру­же­ны глу­хи­ми сте­на­ми, мрач­ны­ми ар­ка­да­ми, соз­даю­щи­ми глу­бо­кие, но ста­тич­ные пер­спек­ти­вы. Рез­кие те­ни, зияю­щие про­ва­лы га­ле­рей, двер­ных и окон­ных про­ёмов, оди­но­кие фи­гу­ры, по­ез­да на го­ри­зон­те соз­да­ют осо­бую сно­ви­ден­че­скую ат­мо­сфе­ру, про­ник­ну­тую тре­во­гой и ме­лан­хо­ли­ей («Дар про­вид­ца», 1913, Му­зей ис­кусств, Фи­ла­дель­фия; «Крас­ная баш­ня», 1913, кол­лек­ция П. Гуг­ген­хейм, Ве­не­ция; се­рии «Пло­ща­ди Ита­лии» и «Тре­во­жа­щие му­зы»). Оце­пе­не­лые ста­туи, ли­шён­ные лиц ма­не­ке­ны, че­ло­ве­ко­по­доб­ные фи­гу­ры-ас­самб­ля­жи слов­но яв­ля­ют за­стыв­шие сце­ны из не­кой та­ин­ст­вен­ной дра­мы («Про­рок», 1915; «Ве­ли­кий ме­та­фи­зик», 1917; обе - Му­зей современного искусства, Нью-Йорк).

В 1925-1932 годах Де Кирико жил в Па­ри­же, где на­чал за­ни­мать­ся сце­но­гра­фи­ей (ба­ле­ты «Кув­шин» А. Ка­зел­лы, 1924, Швед­ский ба­лет; «Бал» В. Рие­ти, 1929, Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва, и др.). В 1935-1938 годах жил в США. В 1920-е годы ху­дож­ник от­ка­зал­ся от ир­ра­цио­наль­ной за­га­дочности и, об­ра­тив­шись к тра­диционной об­раз­ной сис­те­ме, примк­нул к на­прав­ле­нию но­ве­чен­то. Стре­мясь к воз­ро­ж­де­нию клас­сической тра­ди­ции, он при­бе­гал к различным спо­со­бам её ос­вое­ния: под­ра­жа­нию жи­во­пис­ной тех­ни­ке ста­рых мас­те­ров, пря­мо­му «пе­ре­ска­зу» из­вест­ных об­ра­зов и фраг­мен­тов из кар­тин [«Па­де­ние Фа­это­на (по П.П. Ру­бен­су)», 1954, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Рим], ими­та­ции по­ста­но­воч­ных при­ё­мов кос­тюм­ных порт­ре­тов и на­тюр­мор­тов XVII века («Ав­то­порт­рет в чёр­ном кос­тю­ме», 1948, Национальная га­ле­рея современного искусства, Рим).

Рет­ро­спек­ци­ям Де Кирико по­рой при­су­щи поч­ти па­ро­дий­ный па­фос и не­ожи­дан­ные сбли­же­ния со сти­ли­сти­кой при­ми­ти­ва и кит­ча («Спя­щая Диа­на в ле­су», 1933, Национальная га­ле­рея современного искусства, Рим, и др.). «Клас­си­цизм» Де Кирико был за­но­во оце­нён в 1970-е годы в све­те кон­цеп­ций по­стмо­дер­низ­ма с его ин­те­ре­сом к ци­та­те, под­дел­ке, ин­тер­тек­сту­аль­ным взаи­мо­дей­ст­ви­ям и смы­сло­вым пре­об­ра­зо­ва­ни­ям ис­то­рических сти­лей. Де Кирико ис­пол­нял так­же ил­лю­ст­ра­ции к соб­ст­вен­ным литературным про­из­ве­де­ни­ям, к со­чи­не­ни­ям Ж. Кок­то, Г. Апол­ли­не­ра и др., ра­бо­тал в об­лас­ти мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си и скульп­ту­ры (в том числе фон­тан «Та­ин­ст­вен­ные ку­паль­ни» для пар­ка Сем­пио­не в Ми­ла­не, ка­мень, 1973).

Иллюстрации:

Архив БРЭ.

Сочинения:

Hebdoméros. P., 1929. P., 1983;

Me­mo­rie della mia vita. Roma, 1945. Mil., 1998;

Scritti completi. Torino, 1984;

Il meccanismo del pensiero. Torino, 1985

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Catalogo generale G. De Chirico / A cura di C. Bruni. Mil., 1971–1987. Vol. 1–7
  • G. De Chirico. (Cat.). Roma, 1981. Vol. 1–2
  • Fa­gio­lo dell’Arco M. La vita di G. De Chirico. Torino, 1988
  • Carlino M. Una penna per il pennello. G. De Chirico scrittore. Roma, 1989

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты