ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ

0 комментариев

Оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота Российской империи, СССР и Российской Федерации.

XVIII – начало XX века

Присоединение к России Крыма в 1783 году по итогам русско-турецкой войны поставило перед ней задачи обеспечить безопасность своих новых территорий от желающей взять реванш за своё поражение Османской империи. К тому времени на Чёрном море у России имелись суда Азовской и Днепровской флотилии, которые и стали костяком новосозданного объединения. 13 мая 1783 года была заложена главная база на юго-западном берегу полуострова — Севастополь.

Тревожная обстановка, сложившаяся на южных рубежах России, заставила формировать флот в ускоренном режиме. Большой вклад в его создание и укрепление внёс его первый командующий, князь Г. А. Потёмкин. Уже в 1787 году молодой флот принял боевое крещение во время очередной русско-турецкой войны. Турецкий флот превосходил его по численности, но моряки-черноморцы нанесли ему тяжёлые поражения в сражениях у острова Фидониси и в Днепровском лимане, у Керчи, Тендры и Калиакрии. С началом войны против Франции при Павле I эскадра Черноморского флота, которой командовал адмирал Ф. Ф. Ушаков, вышла в Средиземное море, захватив Ионические острова и основав базу на острове Корфу.

В начале XIX века южное направление продолжало оставаться для России одним из наиболее важных, и Черноморский флот продолжал активно развиваться. Во время русско-турецкой войны 1806-1812 годов эскадра под командованием Д. Н. Сенявина дошла до Эгейского моря и нанесла туркам два тяжёлых поражения — у Дарданелл и Афона. Во время новой войны с Османской империей, проходившей в 1828-1829 годах, флот оказал значительную поддержку наземным силам, сражавшимся с османами на Балканах и Кавказе.

Расцвет парусного Черноморского флота пришёлся на 1830-е — начало 1850-х годов, когда его командующим был выдающийся русский флотоводец, адмирал М. П. Лазарев. При нём он достиг пика своего могущества, став лучший парусным флотом во всём мире. В него входили 14 линкоров, 6 фрегатов, 4 корвета, 12 бригов и большое количество других судов.

Начало очередной войны на Чёрном море — Крымской — поначалу было для русского Черноморского флота удачным. 18 (по новому стилю — 30) ноября 1853 года эскадра П. С. Нахимова нанесла турецкому флоту тяжёлое поражение в порту Синоп. Однако вступившие в войну Англия и Франция ввели в Чёрное море свои эскадры пароходов, которые технически превосходили парусный русский флот. С началом обороны Севастополя большая часть судов была затоплена на входе в Севастопольскую бухту, чтобы закрыть проход вражеским кораблям в неё. Команды кораблей перешли на сушу и приняли активное участие в героической Севастопольской обороне. Их действиями успешно руководили адмиралы В. А. Корнилов, П. С. Нахимов и В. И. Истомин, погибшие во время 349-дневной обороны. В итоге Севастополь всё же был взят врагом. Согласно подписанному в 1856 году Парижскому мирному договору, Россия лишалась права держать военные корабли на Чёрном море, но сохраняла Крым в качестве своей территории.

В 1871 году ограничения были сняты, и Россия ускоренными темпами стала восстанавливать Черноморский флот. Уже к концу XIX века в его составе имелось 7 броненосцев, 1 крейсер, 3 минных крейсера, 6 канонерок, 22 эсминца и большое количество других судов.

Тяжёлые условия службы на флоте и начавшаяся в 1905 году Первая русская революция спровоцировали брожения на всём флоте. Особенно ярко они проявились на Черноморском флоте. Летом 1905 года восстала команда броненосца «Князь Потёмкин-Таврический», уведшая его в Румынию и сдавшаяся местным властям. Осенью того же года вспыхнуло восстание уже в самом Севастопольском гарнизоне, центром которого стал крейсер «Очаков». Руководителем восстания был лейтенант П. П. Шмидт, Мятежный крейсер поддержали ещё 11 кораблей Черноморского флота, однако восстание было подавлено. Шмидт и трое его помощников были казнены, многие участники осуждены.

В последующие годы флот продолжал активно развиваться. К началу Первой мировой войны в его составе насчитывалось: 6 броненосцев, 2 крейсера, 17 эсминцев, 12 миноносцев, 4 подлодки, значительное количество других кораблей. Несколько современных кораблей, в том числе линкоров дредноутного типа, было построено уже во время боевых действий. Тем не менее, значительных успехов во время борьбы с германо-турецким флотом достичь не удалось — более того, противнику удалось бомбардировать все крупные порты. В 1916 году Николай II снял с должности командующего флотом адмирала А. А. Эбергарда, заменив его А. В. Колчаком. Ему удалось организовать блокаду района добычи угля в Анатолии, лишив Османскую империю ценного топлива и тем самым снизив активность турецкого флота в акватории Чёрного моря.

1917-1941 годы

Февральская революция спровоцировала новые брожения на всём флоте, и Черноморский не стал исключением. Разложение воинской дисциплины и образование судовых комитетов сыграло пагубную роль в организации управления им. Окончательно довершила падение флота Октябрьская революция, уничтожившая структуры централизованного управления ВМФ. В первые месяцы после неё прошли два Общечерноморских съезда, были образованы Военно-революционный комитет, Севастопольский совет, Черноморский Центрофлот. До тысячи офицеров были убиты восставшими матросами. Сложившаяся в Крыму, Одессе и Новороссийске обстановка подтолкнула новую власть начать массовую демобилизацию.

Заключённый с Германией мирный договор не предусматривал передачу ей всех кораблей российского Черноморского флота, однако весной 1918 года она вторглась в Крым, объявив его сферой своих интересов. Часть кораблей была передана немцам в Севастополе, а после поражения Германии перешла к руки Антанты и была передана Белому движению. Ряд кораблей, команды которых поддерживали Советскую власть, был затоплен у Новороссийска, в Цемесской бухте, некоторые из них в последующие годы были подняты и восстановлены.

На протяжении практически всей Гражданской войны Чёрное море находилось под контролем Вооружённых Сил Юга России и иностранных интервентов. В 1920 году в распоряжении П. Н. Врангеля уже было более 130 судов. После поражения Белого движения на этих кораблях уходили в эмиграцию остатки белогвардейских частей и прочие не пожелавшие оставаться в Советской России люди. Суда были интернированы в порту Бизерта в Тунисе, бывшем в те годы французской колонией. Франция предложила вернуть их Советской России в обмен на признание долгов царской России, но Москва отказалась, в результате корабли были разобраны.

В мае 1920 года были созданы Морские силы Чёрного и Азовского морей, ставшие структурной частью Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Восстановление флота было практически закончено к 1928 году, ряд кораблей был переведён сюда с Балтийского моря. В последующие годы Черноморский флот получил мощнейший толчок развития — к началу Великой Отечественной войны в его составе имелось более 500 боевых кораблей, более 600 самолётов военно-морской авиации, мощная береговая оборона и система противовоздушной обороны. Кроме того, на Чёрном море имелась Морская пограничная охрана НКВД СССР — более 100 катеров. С марта 1939 года флотом командовал Ф. С. Октябрьский.

Великая Отечественная война

Гитлеровский план нападения на СССР предусматривал выведение из строя советского ВМФ в первые дни войны. Однако флот встретил противника в полной боевой готовности. Уже в ночь с 21 на 22 июня 1941 года черноморской ПВО был отражён налёт на Севастополь немецких бомбардировщиков. ВВС Черноморского флота в первые дни войны нанесла удары по портам и промышленным центрам союзницы Германии — Румынии.

Германский и итальянский флоты появились в Чёрном море несколько позже, на первых порах основным противником Черноморского флота был румынский флот. Также имелись стычки с болгарскими судами, несмотря на то, что Болгария официально не находилась в состоянии войны с СССР. На суше моряки принимали активное участие в обороне Одессы, Севастополя и Керченского полуострова.

Во время битвы за Кавказ основная тяжесть боёв на море легла на подлодки, дислоцированные в закавказских портах Батуми и Поти. На суше моряки также продолжали сражаться — они обороняли Новороссийск и Туапсе, перебрасывали десанты на «Малую землю» в районе Мысхако, в Новороссийск, на Керченский полуостров, в районе Констанцы.

Черноморский флот, оправившийся от тяжёлых поражений 1942 года, проявил себя во время освобождения Крыма, Николаева, Одессы, Молдавской ССР и Румынии. Во время освобождения Восточной Европы особенно отличилась входившая в его состав Дунайская военная флотилия, освобождавшая вместе с сухопутными частями Белград, Будапешт и Вену.

В общей сложности за время войны более 200 моряков-черноморцев были удостоены звания Героя Советского Союза. Ряд кораблей, частей и соединений стали гвардейскими или были награждены орденами.

После войны

В послевоенные годы Черноморский флот был полностью перевооружён на новую технику, обзавёлся реактивными самолётами. Он стал одним из ведущих оперативно-стратегических объединений ВМФ СССР, способным выполнять боевые и учебные задачи в различных частях планеты, что доказали многочисленные морские и океанские походы в Средиземноморском и Атлантическом регионах.

Распад СССР тяжело ударил по Черноморскому флоту. Значительная часть его береговой инфраструктуры оказалась на территории обретших независимость Грузии и Украины. В 1991 году Верховный Совет Украины распорядился все воинские части, дислоцированные на её территории, переподчинить новой украинской власти. Это касалось и Черноморского флота, статус которого стал причиной кризиса в российско-украинских отношениях начала 1990-х годов. Длительные переговоры между Л. М. Кравчуком и Б. Н. Ельциным привели к тому, что сначала Черноморский флот получил статус Объединённого флота России и Украины, а затем за несколько лет был разделён. Большую роль в сохранении российского флота на Чёрном море сыграл адмирал Э. Д. Балтин, сумевший сохранить все вверенные ему корабли и части в состоянии боевой готовности. В 1993 году Черноморский флот под его командованием успешно провёл операцию по эвакуации из Абхазии мирного населения в условиях грузино-абхазского вооружённого конфликта.

Процесс раздела был завершён к началу 2000-х годов, Севастополь оставался базой одновременно российского и украинского ВМФ вплоть до 2014 года, когда в результате референдума Крым возвратился в состав России. Украинские корабли частью покинули Крым, уйдя в Одессу, частью остались и были интернированы. Все соглашения о статусе Черноморского флота, подписанные до того, были денонсированы Россией.

В настоящее время Черноморский флот продолжает оставаться одним из важнейших оперативно-стратегических объединений ВМФ России. Среди его задач — обеспечение российского военного присутствия на Чёрном море, обеспечение безопасности судоходства в его акватории, защита экономических и политических интересов России в регионе. Во время военной операции в Сирии ряд кораблей принимал участие в боевых действиях.

Литература
  • Сизенко А. Г. История Черноморского флота. - СПб.: ВИРД, 2001.
  • Федоровых А. П. Черноморский флот в 1991-2000 гг.: история раздела. - Самара: Самарский ун-т, 2007.
  • Неменко А. В. Черноморский флот в годы войны. - М.: Вече, 2015.
  • Фёдоров А. В. Революционные восстания в Черноморском флоте в 1905 году. - М.: Госполитиздат, 1946.
  • Усов С. А. Проблема Черноморского флота и Севастополя в условиях распада Российской империи и СССР. - Севастополь, 2003.
  • Сирченко И. Т. Погибаю, но не сдаюсь! - Краснодар: Кн. Изд-во, 1969.
  • Зоткин Н. Ф. и др. Краснознамённый Черноморский флот. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Воениздат, 1987.
  • Лещенко И. Черноморский флот. Исторический рубеж 2013-2018. - СПб.: Дитон, 2018.
  • Чернов Ю. М. Мятежный броненосец. - М.: Политиздат, 1990.
  • Сизенко А. Г. Г. А. Потёмкин — основатель Черноморского флота. - Новороссийск: Новорос. гос. мор. акад., 1998.
  • Морозов М. Э. Черноморский флот в Великой Отечественной войне. - М.: Яуза-Пресс, 2015.
  • Горбачёв С. П. Сохранить Черноморский флот для России. - Севастополь: Севастопольская весна, 2017.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты