ЧЕЛЮСКИНЦЫ

0 комментариев

Цель экспедиции:

- доказать возможность совершить переход по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток в течение одной морской навигации;

- провести научное исследование Северного морского пути (климатические, метеорологические условия, разнообразие флоры и фауны, уточнение береговой линии и др.).

Сроки экспедиции: 1933–1934 гг.

Руководитель экспедиции: член-корреспондент Академии наук О.Ю. Шмидт.

Состав экспедиции: 112 человек.

Начало экспедиции

Полярная экспедиция, возглавляемая членом-корреспондентом Академии наук О.Ю. Шмидтом, вышла 16 июля 1933 г. на пароходе «Челюскин» (командир В.И. Воронин) из Ленинграда. Экипаж преодолел расстояние до Мурманска, а 2 августа 1933 г., после захода в Копенгаген и устранения некоторых дефектов судна на вервях, где был построен пароход, отправился из Мурманска во Владивосток.

По пути следования пароход столкнулся со льдами, которые попались на пути экспедиции уже в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. После устранения препятствий с помощью ледоколов отряд продолжил путешествие самостоятельно. К 1 сентября 1933 г. команда прибыла на мыс Челюскин. Дальнейшее путешествие осложнилось сплошными льдами Чукотского моря, что привело к блокированию судна 23 сентября 1933 г. Экипаж и участники экспедиции были вынуждены перейти в дрейф. После выхода в начале ноября 1933 г. в Берингов пролив пароход «Челюскин» оказался отнесен на северо-запад и был вынужден уйти на зимовку, оказавшись скованным льдами. После трехмесячного дрейфа 13 февраля 1934 г. в результате сжатия льдов «Челюскин» был раздавлен. Корабль ушел под воду, забрав с собой единственного погибшего «челюскинца» завхоза Б. Могилевича, придавленного сместившимся палубным грузом. На льдинах остались 104 человека из 112. 8 человек покинули судно ранее у мыса Челюскин.

Спасение членов экспедиции

15 февраля 1934 г. специальной комиссией во главе с В.В. Куйбышевым было принято решение о спасении челюскинцев при помощи авиации. Однако реализовать план удалось далеко не сразу. Только три недели спустя после крушения, 5 марта 1934 г. самолет, пилотируемый А. Ляпидевским, смог приземлиться на льдинах, забрав с собой десять женщин и двоих детей. Следующая попытка была предпринята только 7 апреля 1934 г. Группа летчиков, в которую входили М.В. Водопьянов, И.В. Доронин, Н.П. Каманин, С.А. Леваневский, А.В. Ляпидевский, В.С. Молоков и М.Т. Слепнев, совершила 24 рейса по спасению челюскинцев. Челюскинцы перевозились в становище Ванкарем. Заболевшего О.Ю. Шмидта отправили в г. Ном на Аляску. 13 апреля 1934 г. последние члены экспедиции, среди которых были шесть челюскинцев во главе с исполняющим обязанности начальника экспедиции А.И.Бобровым и капитаном В.И.Ворониным, покинули льдины. Операция по спасению людей была завершена.

В Москве для участников экспедиции была организована торжественная встреча.

Летчики, спасавшие людей, были удостоены звания Героя Советского Союза и награждены орденами Ленина. Все челюскинцы, за исключением двух детей, получили ордена Красной звезды, включая погибшего Б. Могилевича.

Подъем «Челюскина»

Корабль удалось найти не сразу. Экспедиции 1974 и 1978 гг. не дали результатов. Только в сентябре 2006 г. участники экспедиции «Челюскин-70» заявили об успехе. Фрагменты судна отправили на вервь в Копенгаген, где оно было сооружено. В 2007 г. эксперты подтвердили подлинность фрагментов.

Смежные статьи
Литература
  • Как спасали челюскинцев: уникальная операция в Арктике [Электронный ресурс]. URL: https://defendingrussia.ru/a/kak_spasali_cheljuskincev_unikalnaja_operacija_v_arktike-2025/ (дата обращения: 30.07.2018).
  • Саватюгин Л.М., Сократова И.Н. «Челюскин»: трагедия и триумф 1934 года // Арктика: экология и экономика. 2014. № 2 (14). С. 96-107.
  • Рабинович И.И. Арктика помнит: поиски Челюскина (1935 – 2006 гг.) // Наука и технология в России. 2009. Т. 88. № 2. С. 16-19.
  • Могилевская С.А. Лагерь на льдине / под ред. В.О. Шмидта. 2-е изд., перераб. М., 2003.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты