БОТТИЧЕЛЛИ САНДРО

0 комментариев

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. / Ориг.: итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi / Sandro Botticelli

Итальянский художник эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи.

Ранние годы

Родился в семье кожевника Мариано ди Ванни д`Амедео Филипепи и его жены Смеральды. Имел старшего брата Джованни, который был старше Сандро на 25 лет. Джованни имел избыточный вес, за что его называли «бочонок», по-итальянски «боттичелли». Некоторые исследователи считают, что после смерти Мариано старший брат взял на себя обязательства по содержанию Сандро, и поэтому за будущим художником закрепилось это прозвище. В 1464 г. Мариано ди Ванни купил дом по Виа Нуово, в котором Сандро проживал с 1470 г. до конца своей жизни. Там же была расположена его мастерская.

Согласно Вазари, Боттичелли начал получать художественное образование в мастерской ювелира, проучившись там вместе со своим братом Антонио два года.  Затем примерно в 1461/1462 гг. Сандро поступил в мастерскую к известному художнику Фра Филиппо Липпи, покровителями которого являлись могущественные Медичи. Безусловно, Боттичелли сформировался как живописец под влиянием Липпи – от него он усвоил соединение трехмерной передачи объема с декоративностью позднеготических плоскостей и определенные композиционные решения. В мастерской художника Боттичелли работал над картинами и осваивал технику фресковой живописи. В 1467 г. он вместе с учителем работал над росписями кафедрального собора в Прато. В том же году Липпи уехал в Сполето, и, вероятно, тогда завершилось обучение Боттичелли.

1470-е годы

К  1470 г. Боттичелли уже имел собственную мастерскую, которая располагалась в доме, где жил художник. Уже через несколько лет, в 1472 г., в его мастерской значился ученик -  Филиппино Липпи, сын умершего в 1469 г. учителя Боттичелли. Вероятно, наработанные за годы ученичества связи и репутация замечательного живописца помогли Сандро получить первый крупный самостоятельный заказ – две панели с аллегориями добродетели для одного из местных судов. По неизвестным причинам художник закончил лишь одну – «Мужество», хранящуюся сейчас в Галерее Уффици. В этот же период Боттичелли работает над алтарной композицией типа «sacra conversazione» и разнообразными изображениями святых и Девы Марии – «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», «Мадонна Евхаристии» и др. Многие заказы делались семьей Медичи. В 1472 г. художник был принят в Гильдию св. Луки. Таким образом, за первые два года работы его мастерской Боттичелли стал важной и знаковой фигурой во Флоренции. В этот ранний период творчества для него характерен светлый колорит, отсутствие контрастных светотеневых решений, плавность и мягкость линии, сохранение декоративной готической плоскостности. Для исследователей работ Боттичелли идентификация произведений данного периода представляет настоящую сложность, поскольку техника и манера его письма очень схожа с Липпи и Мазаччо.

Около 1475 г. Боттичелли создал одно из своих самых знаменитых произведений – «Поклонение волхвов».  Помимо библейских персонажей в сцене изображены представители семейства Медичи и, как считается, сам художник. Вазари называл это полотно «величайшим чудом», отмечая, что «оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется».

В 1470-е Боттичелли стал писать портреты, стоя у истоков формирования этого жанра живописи. Среди его моделей – члены знатных семейств Флоренции и, конечно же, главные покровители художника – Медичи. Выполнение частных заказов, от религиозных сцен до портретов, в 1470-е принесли Сандро повсеместную известность: «И тогда он завоевал себе… во Флоренции и за её пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце и пожелавший расписать её, распорядился поставить его во главе работы».  Приглашение в Рим было сделано в 1481 г. Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино Боттичелли трудился над выполнением фресок для одной из стен Сикстинской капеллы.  Флорентийский мастер создал три из них – «Искушение Христа», «Призвание Моисея» и «Наказание Корея, Дафана и Авирона». Также он исполнил одиннадцать папских портретов.

1480-е годы

По возращении во Флоренцию, Боттичелли в начале 1480-х создал одно из самых удивительных, волнующих и загадочных произведений не только в своем творчестве, но и за всю историю мировой живописи.  В 1482 г., вероятно под влиянием идей неоплатонизма, с которыми он познакомился, посещая Платоновскую академию Лоренцо Великолепного Медичи, художник написал полную аллегорий картину «Весна». Вместе с другой картиной, «Паллада и кентавр»,  она предназначалась для украшения дворца Лоренцо Пополано, кузена Лоренцо Медичи. Сюжет «Весны» был вдохновлен фрагментом из поэмы Лукреция «О природе вещей». Сложность композиции, колорита, символизм многочисленных деталей и пр. осложняют трактовку произведения. «Весна» - одна из самых неоднозначно интерпретируемых картин в мировой живописи, провоцирующая искусствоведов на незатихающие дискуссии о ее сути.

Мифологический этап в творчестве Боттичелли продолжился картинами «Венера и Марс» (около 1485) и «Рождение Венеры» (также около 1485). Пластичность и музыкальность линий в этих произведениях создают особое лирическое настроение, которого Боттичелли добивается как идеальной композицией, построенной на линейной перспективе, так и потрясающим, не похожим ни на кого другого художника колоритом.

Помимо мифологических сюжетов в 1480-е Боттичелли занимался иллюстрациями к «Божественной комедии» Данте, а также продолжал создавать портреты и религиозные сцены. Его «Мадонна Магнификат» была признана еще при жизни живописца настоящим шедевром, который пытались копировать и которым вдохновлялись многие художники.

1490-1500-е годы

Особую веху в биографии Боттичелли оставил Джироламо Савонарола, проповеди которого посещал художник. Как и многие его современники, Сандро верил в предрекаемый Савонаролой конец света.  В 1492 г. умер Лоренцо Великолепный. Вероятно, смерть покровителя, тяжелое положение Флоренции и влияние экзальтированного проповедника оказали сильное влияние на мировоззрение художника. В 1490-е колорит живописца резко поменялся – в нем стали доминировать темные тона. После падения и смерти католического проповедника Боттичелли создал единственное подписанное им произведение – «Мистическое Рождество».  Вероятно, он намеренно отказывался от заказов. В 1504 г. Боттичелли участвовал в комиссии, которая должна была определить место «Давида» Микеланджело.

По Вазари, в последние годы жизни Боттичелли существовал крайне скромно: «Отошёл от работы и, в конце концов, постарел и обеднел настолько, что если бы о нём не вспомнил, когда ещё был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его, и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду».

Боттичелли скончался в 1510 г. во Флоренции, оставив после себя грандиозное по своей художественной ценности наследие. Признанный еще современниками, художник своим чутким и своеобразным видением мира вписал свое имя в ряды величайших живописцев за всю историю мирового искусства.

С. Боттичелли. Мадонна Евхаристии. Около 1470.jpg
С. Боттичелли. "Мадонна Евхаристии". 1471 г.
С. Боттичелли. Поклонение волхвов.jpg
С. Боттичелли. "Поклонение волхвов". Ок. 1475 г.
С. Боттичелли. Весна.jpg
С. Боттичелли. "Весна". 1482 г.
С. Боттичелли. Венера.jpg
С. Боттичелли. "Рождение Венеры". Ок. 1485 г.
С. Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи.jpeg
С. Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи. 1470-е гг.
Смежные статьи
Литература
  • Баранов А.Н. «Благовещение» Сандро Боттичелли // Этюды о картинах. М.,1986.
  • Белошапкина Я. Сандро Боттичелли. "Весна": Детали и подробности // Искусство. 2013. №3 (487).
  • Бенуа А. История живописи всех времён и народов. М., 2004.
  • Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 2008.
  • Деймлинг Б. Боттичелли. М., 2007.
  • Зарницкий С.В. Боттичелли. М., 2007.
  • Лебедь О.А. Интерпретация мифологических картин Боттичелли в контексте неоплатонизма // Собранiе (Собрание): Иллюстрированный журнал по искусству. 2012. № 1.
  • Петрочук О.К. Сандро Боттичелли. М., 1984.
  • Портнова Т.В. Пластическая интонация в образном строе картин "Рождение Венеры" и "Весна" С. Боттичелли // Знание. Понимание. Умение: Фундаментальные и прикладные исследования в области гуманитарных наук: Научный журнал Московского гуманитарного университета. 2014. №4.
  • Рыков А.В. К вопросу об историческом значении искусства кватроченто: (Боттичелли и Мантенья) // Искусствознание. 2010. №3-4.
  • Рыков А.В. Об историческом значении творчества Боттичелли: понятие эстетической формы // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. Сер. 2. Вып. 2.
  • Сапронов П.А. Ренессансный миф в живописи С. Боттичелли // Музей и Церковь в контексте сохранения национального наследия: (сборник статей). СПб., 2013.
  • Свидерская М.И. О природе художественного образа в искусстве Боттичелли // Древнерусское искусство. Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура: (К 100-летию со дня рождения ученого-историка В.Н. Лазарева: Сборник). СПб., 2002.
  • Campbell L. Renaissance Portraits, European Portrait-Painting in the 14th, 15th and 16th Centuries. Yale, 1990.
  • Lightbown R. Sandro Botticelli: Life and Work. London, 1989.
  • Zollner F. Sandro Botticelli. Prestel, 2015.
  • Wind E. Pagan Mysteries in the Renaissance. Peregrine Books, 1967.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты