БОРИС И ГЛЕБ

0 комментариев

(в крещении Роман и Давид).

Жизнь и трагическая гибель

Были сыновьями Владимира Святославовича или от брака с византийской принцессой Анной или от некой болгарки, чье имя до нас не сохранилось. В источниках того времени существуют разные версии о месте их княжения. Судя по косвенным данным Владимир планировал передать престол своему сыну Борису, находившемуся с ним рядом в последние годы его жизни. Это нарушало традицию передачи власти в Древней Руси, возможно решение киевского князя вызвало недовольство и даже бунт со стороны старших сыновей. Но Владимир внезапно скончался 15 июля 1015 г., на престол взошел по старшинству Святополк, к тому же оказавшихся ближе всех братьев к Киеву. О смерти отца Борис узнал, когда возвращался из похода против печенегов. Отцовская дружина была готова бороться вместе с ним за киевский прсстол, но он отказался, и старшая дружина оставила его. Согласно основной версии, несмотря на отказ Бориса от притязаний на престол отца, Святополк опасался своих братьев и отдал приказ расправиться с ним. Борис вместе с остатками дружины были перебиты 24 июля, лишь немногим удалось спастись. В сентябре убийцы настигли Глеба и похоронили недалеко от Смоленска. Впоследствии при Ярославе Мудром его тело перенесли к останкам брата, похороненного в Вышгороде в ц. Св. Василия. В церкви служился пожар, в середине XI в. было построено новое здание, куда и перенесли мощи святых. В 1072 г. их мощи перенесли в новую церковь, сооруженную по приказу киевского князя Изяслава Ярославича, поскольку старый храм Ярослава Мудрого пришел в негодность. В 1112 г. в Вышгороде построили новый храм, в который через три года вновь перенесли их мощи. В 1240 г. после взятие Киева монголо-татарами храм был разрушен, а мощи утрачены. Позднейшие попытки их обретения провалились. Первые русские святые были почитаемы, на месте их гибели вскоре возникли церкви. Им посвящали не только храмы, но и монастыри.

Литература
  • Михеев С. М. Различия в описаниях событий и взаимоотношения текстов борисоглебского цикла // Славяноведение. М., 2007. № 5.
  • Мюллер Л. О времени канонизации св. Бориса и Глеба // Russia Mediaevalis. 1995. Т. 8. № 1.
  • Федотов Г. П. Борис и Глеб. Святые Древней Руси. М., 1991.
  • Успенский Б. А. Борис и Глеб: Восприятие истории в Древней Руси. М., 2000.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты