БЁРК Эдмунд (Burke)

0 комментариев

Британский мыслитель и политический деятель, идеолог консерватизма.

Родился в семье юриста. Начальное образование получил в католической школе, среднее — в квакерской, высшее — в дублинском Тринити-колледже (1743—1748). В 1750 уехал в Лондон изучать право, но предпочел ему литературное творчество.

В 1756 опубликовал памфлет «Защита естественного общества» (Vindication of Natural Society) с критикой рационалистической философии Болингброка, а в 1757 — «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (Philosophical Enquiry into the Origins of Our Ideas of the Sublime and Beautiful), оказавшее большое влияние на развитие европейской эстетики. С 1758 — основной автор и редактор ежегодника «Annual Register» (до 1790).

В 1759—1765 — секретарь члена парламента У. Гамильтона, руководившего в 1761—1763 штаб-квартирой лорда-лейтенанта Ирландии. С 1765 — секретарь маркиза Рокингема, премьер-министра Великобритании (1765—1766), и депутат парламента. Стал вскоре главным идеологом вигов. Выступал в защиту свободы слова, за смягчение наказаний для несостоятельных должников, против притеснения католиков, за отмену работорговли, что принесло ему широкую извест­ность.

Во время конфликта между Великобританией и ее колониями (1766—1775), приведшего к Войне за независимость в Северной Америке, порицал репрессивные меры правительства и призывал к компромиссу с колонистами ради сохранения целостности империи, советуя отказаться от чрезмерного вмешательства метрополии в экономическую жизнь колоний. В 1780—1782 играл одну из ведущих ролей в борьбе за «экономическую реформу» — ликвидацию синекур, которыми король подкупал депутатов. В то же время отвергал выдвинутую левыми вигами и радикалами идею парламентской реформы.

В 1784—1786 требовал импичмента генерал-губернатора Индии У. Гастингса за злоупотребления. В процессе над Гастингсом (1787—1795) выступил обвинителем, произнеся ряд знаменитых речей по вопросам политики и права. Негативно воспринял Французскую революцию XVIII в., подвергнув ее резкой критике в ряде парламентских выступлений и памфлетов (1790—1797).

Его наиболее известное сочинение — «Размышления о революции во Франции» (Reflections on the Revolution in France, 1790) — вызвало широкую дискуссию в Европе и доныне является классическим изложением принципов консервативной идеологии.

Социально-политические взгляды Б. определялись христианским мировоззрением. Жизнь Вселенной подчинена единому, вечному и универсальному закону, установленному свыше и действующему и в природе, и в обществе. Люди обязаны учитывать этот объективный «ход вещей». История человечества подчинена объективным закономерностям, но одновременно является и результатом деятельности людей, эффективность которой зависит от степени постижения ими мудрости царящей во Вселенной божественной гармонии. Человеческий разум не способен полностью постичь установленные свыше закономерности, но, наблюдая за повседневным «ходом вещей», во­плотившим в себе мудрость Провидения, люди могут получить некоторое представление о мировой гармонии (например, в экономике она проявляется в действии объективных законов рынка). Но и такое познание доступно не отдельному индивиду, а лишь коллективному разуму нации, который накапливает бесценные крупицы божественной мудрости и воплощает ее в нравах, обычаях и традициях. Видя в каждом государстве наслед­ственное достояние всех поколений его граждан, Б. призывал уважать историческую преемственность в политике и порицал попытки ряда философов Просвещения судить о социальных институтах с точки зрения их разумности.

Критиковал рационалистический подход, согласно которому наличие внутренних противоречий в объекте исследования свидетель­ствует о его нежизнеспособности, и утверждал, что, согласно объективным законам мироздания, противоречия в обществе столь же неизбежны, как и в природе. Отвергал теорию общественного договора Ж. Ж. Руссо и отрицал возможность создания общества и государства посредством целенаправленного акта. Признавал возможность реформы исторически сложившихся институтов, но полагал, что она должна носить частичный и чисто прагматический характер, быть средством улучшения, как Славная революция 1688—1689, а не разрушения, как Французская революция. Последнюю осуждал как попытку разрушить устоявшийся социальный порядок, заменив его умозрительной, а значит, нежизнеспособной схемой общественных отношений, предложенной философами Просвещения.

Сочинения:

The Writings and Speeches of Edmund Burke. 12 v. Oxford, 1981;

The Correspondence of Edmund Burke. 10 v. Cambridge, 1958—1978;

Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1979;

Защита естественного общества // Эгалитаристские памфлеты в Англии середины XVIII в. М., 1991;

Размышления о революции во Франции. М., 1993;

Правление, политика и общество. М., 2001.

 

Автор статьи: А. В. Чудинов.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • O’Brien C. C. The Great Melody. A Thematic Biography and Commented Anthology of Edmund Burke. Chicago, 1992
  • Чудинов А. В. Размышления англичан о Французской революции: Э. Берк, Дж. Макинтош, У. Годвин. М., 1996
  • Lock F. P. Edmund Burke. 2 v. Oxford, 1998—2006

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты