БЕСПОПОВСТВО

0 комментариев

Беспоповщина.

Одно из главных направлений старообрядчества наряду с поповством. Возникло после церковного раскола XVII века.

Идеи

После церковных реформ патриарха Никона в середине XVII века верующие разделились на два лагеря: тех, кто принял нововведения (никониане в терминологии старообрядцев), и тех, кто остался приверженцами старой веры. Последние же разделились на два больших направления – поповцев и беспоповцев.

Взгляды последних получили свое оформление на беспоповских соборах 1694 и 1696 годов в Новгороде. Эти староверы считали, что мир после Никона вступил в последние времена, а пришествие Антихриста состоится совсем скоро, как и Страшный суд. Так как духовенства, поставленного до реформ, а значит истинного православного священства, со временем в силу естественных причин становилось все меньше, то данная группа старообрядцев решила отказаться от священников как института. Пользоваться же услугами никонианского духовенства, лишенного благодати, означало наложить на себя «печать Антихриста». При этом староверы-беспоповцы не отрицали священство как таковое, они лишь считали, что отсутствие истинных священников – признак наступивших «последних времен». С отказом от священства беспоповцы лишались исполнения практически всех таинств церкви, в том числе и причастия.

Главными центрами беспоповства стали Поморье и сибирские земли, затем течение распространилось по другим областям страны, например, по Поволжью и району Вятки.

Однако данная ветвь староверия далеко не была единой. В XVIII-XIX веках происходило разделение на множество т.н. толков и согласий. Это объяснялось спорами по идеологическим вопросам. Беспоповцы обсуждали, например, возможен ли брак и сама семья в условиях скорого пришествия Антихриста и, соответственно, нужно ли отказываться от таинства брака и крещения или же венчать и крестить могут выбранные из мирян лица; нужно ли молиться за царя и его семью или нет, а также отношения с официальной церковью.

Направления

Практически во всех беспоповских согласиях сохранились таинства крещения и исповеди, которые проводили выбранные из общины духовные отцы или матери (так как беспоповцы не имеют церквей, все это осуществляется в молельных домах). Наибольшее же разногласие вызвал вопрос брака. Часть данной группы староверов поддерживала отказ от брака в условиях «последних времен», часть - нет.

Изначально поддерживало отказ от брака самое крупное и влиятельное согласие – поморское, центром которого с конца XVII века было Выговское общежительство на Русском Севере, основанное известными расколоучителями братьями Денисовыми, авторами «Поморских ответов» и «Винограда Российского». Однако в первой половине XVIII века ситуация изменилась. В 1736 году вышла книга старовера-поморца Ивана Алексеева «О тайне брака», в  которой говорилось о возможности вступать в него. До сих поморское согласие признает брак. Однако настоящий раскол среди старообрядцев вызвало решение поморского согласия 1738 года о принятии моления за царя. После этого различные толки делились не только по взглядам на брак, но и на акт молитвы за государя.

В первой половине XVIII века из поморского образовалось новое согласие беспоповцев - федосеевцы, названные так по имени сторонника безбрачия и противника моления за царя Феодосия Васильева. Хотя нужно отметить, что браки, заключенные до перехода в староверие, федосеевцами признавались. Изначально данный толк был распространен в районе Новгорода и Великих Лук. Центром федосеевцев с 1771 года стало Преображенское кладбище в Москве.

После принятия моления за царя в 1738 году от поморского согласия отделился еще один крупный толк – филипповцы. Один из отцов Выговской обители Филипп, также не приветствовавший брак, увел своих единомышленников оттуда, основав затем монастырь на р. Умбе. В отличие от федосеевцев, с которыми они во многом схожи, тем более от склонных к компромиссам с властью поморцев, филипповцы всегда отличались большой непримиримостью по отношению не только к внешней жизни и государству, но и к другим толкам. Они предпочитали открытое неповиновение власти, доходившее до самосожжений. Сам основатель согласия Филипп погиб в такой добровольной «гари» в 1743 году. С течением времени данный толк все же отказался от практики самосожжения, однако оставался одним из самых строгих среди беспоповцев.

Примером толка, не отрицавшего брак, да и саму жизнь в обществе, является Аароново согласие, вышедшее из филипповского во второй половине XVIII века. Его лидерами были Семен Протопопов и Андрей Жуков по прозванию Аарон. Они считали, что миряне могут венчать вступающих в брак беспоповцев, однако не признавали браки, заключенные в никонианской церкви. Также они поддерживали моление за царя.

Среди беспоповской ветви старообрядчества существовали и толки радикального характера. Так, в 1770-е годы появился толк бегунов или странников. Для сохранения истинной старой веры они считали необходимым полный разрыв с внешним миром, так как тот был насквозь еретичным и готовым к пришествию Антихриста, которому служили и все государственные структуры. Они оставляли дома, чтобы «бегать и таиться» от Антихриста, отказывались от «антихристовой печати» - паспорта, а также присяги, воинской службы и т.д. (в чем с ними были солидарны многие согласия).

Особое место среди беспоповцев занимает нетовщина или Спасово согласие, от которого также впоследствии отпочковалось множество толков. Они считали невозможным совершение любых таинств из-за того, что вся благодать Божья вернулась на небо. Единственное, что остается, - уповать на Спаса. Многие нетовцы не признавали и крещения.

Помимо упомянутых, в беспоповстве существовало и существует огромное количество толков. Крупные согласия, такие, как поморцы, филипповцы и федосеевцы, всегда перекрещивают тех, кто переходит к ним из других толков. Часть же беспоповцев (те же нетовцы и их ответвление самокрещенцы, кержаки и др.). этого не делает.

В XXI веке самыми крупными беспоповскими согласиями считаются поморское (Древлеправославная поморская церковь, Восточная старообрядческая церковь в Польше) и федосеевское (Древлеправославная старопоморская церковь федосеевского согласия). 

Литература
  • Мальцев А.И. Проблемы взаимоотношений старообрядцев филипповского и поморского согласий во второй половине XVIII века // Источники по русской истории и литературе: Средневековье и Новое время: Сб. науч. тр. Новосибирск, 2000.
  • Мальцев А.И. Московские филипповцы во второй половине XVIII в. // Мир старообрядчества. М., 1998. Вып. 4.
  • Миловидов В.Ф. Беспоповщина // Религии народов современной России: Словарь. М., 2002.
  • Надеждин К.Ф. Споры беспоповцев о браке. Владимир, 1877.
  • Попов С.Н. Типология (классификация) христианских церквей. (Русские староверы – старообрядцы или реформаторы?) // Теология и религиоведение: сб. ст. Барнаул, 2007.
  • Юхименко Е.М., Мальцев А.И., Агеева Е.А. Беспоповцы // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. IV.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты